Новые русские игры: как геймифицируется Татарстан и вся Россия
В России к 2030 году планируется создать структуру «Росгейм», которая будет разрабатывать и издавать игры, выпустить 25 крупнобюджетных (AAA-игры) и 40 среднебюджетных (AA) игр и две игровые консоли и выйти на мировой рынок видеоигр. Проект называется «Игровая индустрия будущего». В нем, как прозвучало на начальном этапе обсуждения, планируется задействовать татарстанский ИТ-университет «Иннополис».
Как сообщили РБК Татарстан в пресс-службы минцифры РФ, в настоящий момент прорабатываются оптимальные форматы, варианты и источники финансирования по поддержке новой российской игровой индустрии. «При этом важно отметить, что мы рассматриваем механизмы именно внебюджетного финансирования: игровая индустрия обладает большим инвестиционным потенциалом», — заявили в министерстве.
15 декабря в аппарате замглавы минцифры России Максима Паршина прошло совещание по мерам поддержки российской видеоигровой индустрии – об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы совещания. Куратором проекта выступает вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.
Согласно плану проекта «Игровая индустрия будущего», к 2030 Россия планирует создать структуру «Росгейм», которая будет разрабатывать и издавать игры; выпустить 25 крупнобюджетных (AAA-игры) и 40 среднебюджетных (AA) игр и две игровые консоли; и выйти на мировой рынок видеоигр.
Для развития «Росгейма» могут разработать 3 сценария с различным бюджетом финансирования: стабилизационный – 7 млрд долларов, амбициозный, – 20 млрд долларов – и лидерский за 50 млрд долларов.
Сможет ли Татарстан стать геймдев-столицей
Как рассказал РБК Татарстан министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин, в республике не первый год «раскачивают» игровую индустрию и интерактивный контент. Министр отметил, что игры несут не только развлекательную функцию, но и образовательную и медицинскую. Например, рассказывают детям о сложных процессах, помогают развивать моторику и тренировать внимательность.
«Мы уже не первый год ведем работу по «раскачке» индустрии игр и интерактивного контента в целом, потому что видим перспективы. Индустрия – это не только «игрушки», но и образовательные продукты. Игровые продукты могут эффективно бороться с деменцией, развивать моторику, внимательность, подавать учебный материал так, что он запомнится в разы быстрее. Вспомните игры, например, от «УЧИ.ру» или игру «Скрытая опасность» по информационной безопасности для школьников 3-5 классов. Геймификация используется даже при реабилитации после травм, в фитнес-индустрии, в образовании», — считает Хайруллин.
В России планируется учредить русскую «Electronic Arts», которая поставит разработку высококлассных российских игр на поток. EA – американская компания, которая издает игры серий FIFA, The Sims, Battlefield, Mass Effect, Crysis, Dead Space, Medal of Honor, Need for Speed и др.
Число сотрудников, занятых в индустрии, к 2030 году составит 40 тыс. человек. Кроме того, за семь лет в России должно появиться пять «геймдев-городов».
В рамках проекта власти создадут три формирования. АНО «Цифровая экономика» станет центром координации отрасли. Компания «Росгейм» выступит ключевой структурой будущей российской разработки. А расположенный в Татарстане университет «Иннополис» будет готовить обучающие программы для профильных специалистов.
По мнению министра, отечественной игровой разработке нужно нагонять то, до чего годами не доходили руки, потому что в России не было спроса, и российские девелоперы работали на западном рынке, где этот спрос был. Развитие технологий сделает их дешевле и доступнее, что поможет, в частности, делать больше игр для детей, чтобы они узнавали новое и полезное.
«Сегодня спрос на отечественные ИТ-продукты, игровые продукты очень высокий, и это правильно, если правительство страны решит поддержать российский геймдев», — считает Хайруллин.
Чтобы делать конкурентные игры, России в целом и Татарстану в частности нужно перестать только «рисовать» игры, отметил министр. Для этого нужно выстроить системы подготовки кадров, продюсирования и аналитики, наконец, разобраться, как работает культура безопасности игр.
На вопрос о том, как республика взаимодействует с татарстанскими разработчиками и профильными образовательными организациями, министр ответил, что Татарстан помогает местными талантами и дружит с ними. Среди них, например, разработчики из GD.Forge, Sernur.Tech и Axelbol и команда киберспортивного сайта Click-Storm.
«Мы уже несколько лет поддерживаем тесные отношения с разработчиками, с немногочисленными пока образовательными учреждениями, которые готовят геймдев-специалистов, и гордимся успехами татарстанских разработчиков, которые создают свои турнирные платформы и привлекают средства инвесторов даже из-за рубежа. Это, например, основатель ClickStorm Алексей Талан, команда Axelbolt, создавшая очень успешную игру Standoff2 – у нее 200 миллионов скачиваний. Ребята из GD.Forge и Sernur.Tech добились успехов и на российских, и на иностранных рынках, и продолжают работать в России. Таким командам нужно помогать», — сказал Хайруллин.
Чтобы помогать разработчикам и другим околоигровым командам, в Казани создали пространство «Киберпарк», где девелоперы могут найти специалистов и показать свои игры.
«Я знаю много примеров, когда коммерческому или государственному заказчику нужно создать игровой проект, но они не знают, как это сделать и к кому пойти. А разработчики не могут выйти на заказчиков. Мы создали проект «Киберпарк», который в том числе должен объединить обе эти стороны. «Киберпарк» ищет и показывает шоу-кейсы татарстанских разработчиков, помогает командам найти или вырастить специалистов, а также выступает посредником между разработчиками и государством», — поделился Хайруллин.
Министр добавил, что в 2024 году в Казани пройдет «фиджитал Олимпиада» – «Игры Будущего», которую, как и проект «Игровая индустрия будущего», курирует заместитель председательства правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко.
«Один из фокусов внимания фиджитал игр – это геймдев. Возможно, наш опыт и возможности Татарстана в сочетании с таким знаковым событием сделает из республики еще и геймдев-столицу. Считаю, есть все основания для этого», — заключил Хайруллин.
Что включает и сколько стоит «Игровая индустрия будущего»
Руководитель по коммуникациям Riot Games (разработчик и издатель League of Legends и Valorant — РБК Татарстан) в России и СНГ Геворг Акопян предположил в разговоре с РБК Татарстан, что власти начнут с минимального, стабилизационного, плана развития «Росгейма» за 7 млрд руб. Если работа «вообще начнется», добавил эксперт.
Сооснователь Disgusting Men, независимый игровой эксперт Виктор Зуев, в свою очередь, заявил, что не понимает, как будут работать планы и распределять деньги.
Независимый разработчик и журналист, сооснователь Disgusting Men Петр Сальников считает, что власти напрасно апеллируют планами и деньгами, которых еще не нашли, потому что разработка игр – творческий процесс, куда люди приходят не за зарплатой, а для того чтобы оставить след в интерактивном искусстве.
«На мой взгляд, в этом альянсе госструктуры не понимают главного: профессия разработчика игр — это почти такая же штука, как профессия врача или учителя. Это призвание, дорога энтузиастов. Люди приходят в эту сферу не потому, что хотят стать богатыми, а потому, что хотят делать игры, внести свой вклад в развитие этого искусства, оставить след в передовых технологиях, которые не замешаны в добыче ресурсов, военно-промышленном комплексе или стройке. Практически любой специалист, задействованный в процессе создания игры, может получать больше денег на более безопасной и спокойной работе. Главные в индустрии — это разработчики и игроки, а остальные лишь помогают двум любовникам встречаться, и большую часть этих посредников можно убрать», — рассказал разработчик.
Что планирует «Игровая индустрия будущего» к 2030 году
По планам властей, которые озвучили на совещании в минцифре России, к 2030 году в стране хотят выпустить 25 AAA-игр (бюджет от 6,5 млрд руб. каждая) и 40 AA-игр (бюджет до 1,7 млрд руб. каждая) для компьютеров и консолей. Эксперты, опрошенные РБК Татарстан, считают планы амбициозными и даже фантастическими.
По мнению Петра Сальникова, игры нельзя распланировать, потому что разработка – творческий, отчасти авантюрный процесс, плюс – игры можно, но не нужно делать под заказ.
«На фоне всех радикальных перемен, которые издревле исправно происходят на территории России раз в 10 лет, эти планы производят впечатление формальных. Кроме того, нельзя заказать у разработчиков 10 красных и 12 синих проектов. Игры, которые меняют ландшафт индустрии, воздействуют на публику, остаются в истории и влияют на мир за пределами собственно видеоигр — это, прежде всего, крутые новаторские идеи, которые получили развитие в благоприятной обстановке, появились на свет и выросли естественным путем. Это бизнес, связанный с большим рисками и творческими и деловыми авантюрами. Соответствовать подобным планам могут только вторичные продукты и игры с заведомо меньшими амбициями», — поделился Сальников.
Геворг Акопян добавил, что такая объемная разработка игр требует многолетнего опыта – игры не могут появиться исключительно благодаря большим бюджетам.
«План очень амбициозный. Даже в «здоровый» период ААА-игры мирового уровня в стране выпускали раз в несколько лет. Это требует специалистов высокого уровня и многолетнего опыта. Не понимаю, как они могут внезапно появиться. Даже гиганты вроде Google и Amazon при многомиллионных инвестициях годами не могут научиться делать хорошие игры», — заметил эксперт.
В свою очередь, Виктор Зуев рассказал, что даже самые титулованные разработчики не всегда соблюдают сроки, потому что разработка тоже зависит от форс-мажоров и человеческих ошибок.
«Разработка игр – это все-таки творчество, и планировать делать каждую игру 2-3 года, как это обычно делается – классическая ошибка. Это как ремонт. Вы можете абсолютно все просчитать, а в итоге выйдете за рамки бюджета и сроки. Еще могут уходить или приходить разработчики, меняться технологии и так далее. Поэтому выстреливать хорошие проекты раз в 2-3 года не получается даже у заслуженных компаний. Посмотрите, сколько делается Diablo 4 от, кажется, самой титулованной компании в мире – Blizzard. Также можем посмотреть на компанию Bethesda, которая сейчас находится под крылом Microsoft, – сколько мы ждем Elder Scrolls 6? Это какие-то огромные сроки», — сказал Зуев.
С другой стороны, отмечает эксперт, если Россия выполнит план хотя бы на половину, то это будет огромная победа, потому что и 25 AAA-игр, и 40 AA-игр – это больше, чем российская игровая индустрия создала за всю свою историю.
«Среднебюджетные проекты – это не значит какие-то дешевые игры для мобильных телефонов, нет, это хорошие уверенные проекты с красивой графикой. Если осуществят хотя бы половину из озвученного, это уже будет прорыв, и ответственным людям можно будет ставить памятник. За последние лет 10 отечественная индустрия не подарила нам ни одного заслуживающего внимания AA-проекта – я уже не говорю о AAA-проектах», — сказал журналист.
План по созданию двух игровых консолей эксперты находят не менее амбициозным, чем выпустить более полусотни блокбастеров за тот же срок.
Журналист Петр Сальников выдвинул две гипотезы по поводу приставок: первая – что одна консоль будет бюджетнее второй, как Xbox One S и Xbox One X или как PS4 и PS4 Pro. Вторая – что две консоли нужны для внутренней конкуренции на российском рынке.
В то же время эксперту не ясно, кто конкретно будет разрабатывать эти консоли, из каких материалов они будут создаваться, какая технологическая база будет в них использована. Придется ли разрабатывать игры строго под эти устройства из-за свойств их операционных систем? Как будут распространяться игры? Будут ли допущены к процессу международные издатели, и пойдут ли они туда? Вопросов очень много.
В свою очередь, считает журналист Виктор Зуев, одной из новых консолей может стать условный геймерский телефон. «Мы можем с уверенностью сказать, что у наших граждан осталась как минимум одна консоль, к которой они имеют доступ, – я говорю о телефоне. И если мы говорим в принципе о современной игровой индустрии, то большинство игроков – это люди, которые играют на телефоне, потому что доступность этой консоли беспрецедентна. Может быть, одна из этих так называемых консолей будет отечественным игровым телефоном», — предположил Зуев.
Кроме того, отметил эксперт, рынок приставок к 2030 году может сильно измениться. По мнению Виктора Зуева, отечественной разработке тоже нужно ориентироваться на облачный гейминг, который сейчас, например, активно развивает Microsoft (в России облачные игры развивает VK Play — РБК Татарстан). К тому же отечественные магазины наверняка не заблокируют, как это сделали держатели международных площадок Steam, Microsoft Store и PS Store – они не работают с российских аккаунтов, поэтому пользователи создают аккаунты других регионов и покупают игры на торговых площадках за валюту или крипту.
Кто построит новую российскую разработку
По планам властей, к 2030 году отечественная игровая индустрия задействует 40 тыс. сотрудников.
Сооснователь Disgusting Men Петр Сальников считает, что численность специалистов нельзя рассчитать и распланировать заранее. Чтобы они стали профессионалами высокого уровня, не хватит одних обучающих программ – нужны годы практики.
«В России за последние несколько лет возникло немало компетентных образовательных программ на базе уважаемых вузов. Но появление крупных специалистов не может быть обусловлено только этим, и образование в случае видеоигр – это не гарантированный лифт, потому что обучение продолжается постоянно, причем на огромной скорости. Разработчики уровня Тодда Говарда, Уоррена Спектора, Хидэо Кодзимы, крутые западные игры, которые становятся классикой, – это результаты планомерного и долгого роста, который продолжается с 1980-х. В России игровую индустрию с 1997 года хоронили минимум трижды, и каждый раз это сопровождалось страшными кадровыми утечками. Тут планомерность явно не в том, в чем нужно», — считает эксперт.
Журналист Виктор Зуев заявил, что специалистов нужно растить, тем более, что сейчас это намного проще, чем в 90-е или нулевые годы: технологии созданы, порог вхождения в профессию снизился, да и желающих стало больше.
«Мы не знаем, сколько сейчас в России игровых специалистов, но в свое время у нас вообще не было игровой индустрии – она довольно бурно развивалась в 90-е и в течение первой половины 2000-х, когда были созданы основные российские хиты («Дальнобойщики 2», «Корсары: Проклятье дальних морей», «Ил-2 Штурмовик» и др. — РБК Татарстан). Она появилась с нуля и неплохо чувствовала себя вплоть до кризиса 2008 года. Потом огромное количество специалистов перешли в гейминг для соцсетей и мобильный. Кстати, мобильные игры в России всегда были одними из самых лучших, и российским мобильный гейминг в целом чувствовал себя на уровне мирового», — объяснил Зуев
Тем не менее, подметил эксперт, поднимать индустрию можно и нужно было и раньше. «Что касается классического гейминга, он с 2008 года стал хиреть, так что в этом плане Россия мало что потеряла: как не было крупных студий, так их и нет. Сейчас проще, чем в 90-е и нулевые, потому что не надо создавать движки и технологии с нуля, доступность профессий стала шире, порог вхождения сильно снизился. Главное, чтобы была та самая поддержка, а сейчас игровая индустрия в России выглядит так, как в 2008 году: вот и считайте, сколько лет мы потеряли», — заключил Зуев.
Какими будут геймдев-города
В рамках проекта «Игровая индустрия будущего» за 7 лет в стране должно появиться 5 геймдев-городов.
Геворг Акопян из Riot Games предположил, что власти не будут строить новые города, а обеспечат финансовую или налоговую поддержку уже существующим и развитым: дадут желающим скидку на профильное образование, помогут разработчикам с закупкой оборудования.
Виктор Зуев тоже считает, что геймдев-городами станут города с экономическими условиями, привлекательными для разработчиков. Тем более, что ИТ-рынку и его специалистам необходима хорошая инфраструктура – прежде всего, разработчикам нужен хороший интернет и общение с коллегами, потому что разработка игр – непрерывный творческий процесс.
«Последние лет пять такие инициативы выдвигаются в разных городах мира, но чтобы с нуля создавать некий геймдев-городок – это какая-то малопонятная инициатива. Нужно создавать, в первую очередь, экономические условия, которые будут привлекать игровые компании, как российские, так и, может быть, зарубежные. Привлекательнее приезжать в города уже с готовой инфраструктурой, потому что ИТ-бизнес требует как минимум стабильного интернета и доступности всего прочего. Я не представляю себя айтишником, который живет где-то очень далеко за городом в отрыве от цивилизации, потому что в таких условиях сложно создавать игры. Разработчикам нужно общаться, вдохновляться и не быть оторванными от внешнего мира. Только так можно придумать нечто новое», — объяснил журналист.
Зачем делать русскую Electronic Arts
На вопрос о том, почему власти ориентируются именно на Electronic Arts, сооснователь Disgusting Men Петр Сальников ответил, что власти выбрали американскую компанию, потому что она делает и выпускает игры разнообразной тематики для любой категории игроков, и это самый простой вектор.
«EA известна игрокам с самыми широкими интересами. Компания может ассоциироваться с прочным тематическим трио «футбол, семья, героизм» благодаря продолжительным сериям FIFA, The Sims и Battlefield. Это самый понятный ориентир, особенно для внутренней защиты идеи, когда нужно найти простое объяснение для получения финансирования», — рассказал разработчик.
Геворг Акопян высказал аналогичную точку зрения: Electronic Arts – просто известная организация, авторы «Игровой индустрии будущего» не равняются именно на нее, вероятно, это банально первое название, которое пришло спикерам на ум и которое подходит под описание «крупный издатель с большим портфолио и играми для разных платформ мирового качества».
Независимый игровой эксперт Виктор Зуев выразил ту же точку зрения и объяснил, что России не нужно копировать EA, потому что это просто невозможно.
«Я думаю, что Electronic Arts взяли только из-за узнаваемости и популярности, потому что у нее, наверное, самая народная линейка игр: я говорю о FIFA и других спортивных брендах, о Need for Speed, а также, наверное, о самой известной игре издателя – The Sims. EA – одна из старейших контор, которая проделала гигантский путь и много раз менялась, – менялись названия, логотипы – поэтому повторить такой путь в нынешних условиях просто невозможно. Необязательно в современном мире быть похожими на EA – репутация издателя среди геймеров больше спорная, хотя это не сильно влияет на его продажи и узнаваемость», — поделился журналист.
Эксперт отметил, что «Росгейму» лучше ориентироваться на компанию THQ Nordic, которая в начале пути получила большие инвестиции, за 5-10 лет объединила много разработчиков и издательских студий и мощно показывает себя на рынке.
«Она относительно недавно заактивничала на рынке игровой индустрии – получила гигантские внешние инвестиции, которые можно сравнить с тем, что обещает наше правительство, и за последние лет 5-10 превратилась в огромный конгломерат, который включает множество студий разработчиков, брендов и даже других издательств. Это гигантская, даже запутанная структура, которая по-крупному ведет себя на рынке и планирует развиваться дальше. Они проделали этот путь за пять-десять лет, так что если к 2030 году в России будет похожая структура – не EA, а большой конгломерат издателей, разработчиков, каких-то игровых проектов, и всё это под одним большим брендом, – то я думаю, такое в принципе можно осуществить», — заключил Зуев.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан