Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 

Каршеринг 2.0: как сервисы совместного использования авто будут делить РТ

Приход на рынок каршеринговых услуг второго игрока сразу вдвое увеличил общий автопарк. Российские компании говорят об интересе к Татарстану, а эксперты считают, что конкуренция может снизить стоимость услуги
Каршеринг 2.0: как сервисы совместного использования авто будут делить РТ

Передел рынка

С 28 апреля в Казани начал работу второй сервис каршеринга «Делимобиль». В мае 2019 года в столице РТ был запущен сервис каршеринга от компании «Яндекс».

Ранее в Казани работал сервис каршеринга Timcar. Первые машины московского оператора появились в доступе в августе 2018 года, но уже в марте компания прекратила работу. Главной причиной неудачи казанские владельцы франшизы называли «низкую покупательную способность жителей».

Как рассказали в пресс-службе «Делимобиль», еще до официального запуска в сервисе зарегистрировалось 50 тыс. человек. Автопарк компании составил 450 автомобилей.

«Впервые мы начинаем работу работу в регионе с такого масштабного пополнения автопарка. Также впервые сервис начинает работать с максимально обширной зоной покрытия. Из Казани можно будет доехать до Нижнего Новгорода, Йошкар – Олы, Ульяновска и Димитровграда, Тольятти и Самары, Альметьевска, Бугульмы, Нижнекамска, Набережных Челнов, Зеленодольска и не только. Пока речь идет о поездках без возможности завершения аренды в этих городах», — сообщили в пресс-службе.

Городской парк уже действующего в Казани «Яндекс.Драйва», по данным аналитической службы компании, насчитывает 440 машин. «За почти два года с момента запуска сервиса казанские пользователи совершили почти 2 млн поездок. В последние полгода среднее число поездок в день составляло 2,7 тыс. по будням и 3 тыс. по выходным», — рассказали в «Яндекс. Драйв».

В компании отметили: чем более массовым явлением становится каршеринг, тем больше возрастная структура пользователей похожа на структуру владельцев личного транспорта. «Устраняется перекос в сторону молодых людей, которые первыми стали осваивать каршеринг. В Казани доля пользователей 35 лет и старше за последние два года выросла почти в полтора раза — с 16 % до 23 %», — говорится в исследовании.

Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов в беседе с РБК Татарстан отметил, что «Делимобиль» при заходе в столицу РТ делает ставку на объем автопарка. «Могу заключить, что Казань компания будет брать количеством, большей зоной покрытия и выгодными опциями. У «Яндекса», например, возможность аренды зависит от возраста и стажа водителя, а «Делимобиль» сделает упор на молодых водителей от 18 лет. Еще один «якорь» для аудитории – динамическое ценообразование. Полагаю, что за счет этого сервис сможет увести у «Яндекса» часть аудитории. Но многое будет зависеть от того, получится ли ее удержать. На это влияет своевременное обслуживание автомобилей, где основная цель исключение аварийных ситуаций из-за технического состояния», — сказал Антонов.

Представители других каршеринговых сервисов, работающих в России, отмечают, что Казань входит в зону их интересов, несмотря на растущую конкуренцию. По словам генерального директора сервиса «Ситидрайв» Алексея Сергеева, компания рассматривает региональную экспансию, но в долгосрочной перспективе.

«Очевидно, что Казань – один из крупнейших региональных центров, где мы можем запуститься. На наш взгляд, у рынка есть потенциал роста. Еще ни в одном городе присутствия услуги, он не достиг своего предела. Конечно, для Казани нужно значительно меньше машин, чем для Москвы или Петербурга, но вместе с тем говорить о перенасыщение рынка пока рано», — сказал Сергеев.

Такси – не конкурент

Службы такси не расценивают сервисы каршеринга в качестве конкурентов. Как сообщили в пресс-службе сервиса «Максим», их появление в Казани не привело к уменьшению количества заказов на поездки в такси. «Появление второго сервиса каршеринга усилит конкуренцию на этом рынке, но вряд ли сможет перетянуть заметную часть аудитории такси. Это разные услуги, у каршеринга свои пользователи. В отличие от пользователей такси у них должно быть водительское удостоверение, в поездке им придется учиться управлять незнакомым автомобилем, искать парковки. К тому же пользователи каршеринга несут финансовую ответственность за взятый автомобиль», — отметили в службе заказа такси.

Пересматривать ценовую политику в такси «Максим» не намерены. «Рынки каршеринга и такси разные, в том числе по размеру. Прямого влияния друг на друга пока не оказывают», — считают в компании.

Долгие инвестиции

Аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк считает, что в Казани есть возможность расширения для крупных федеральных сервисов, учитывая насыщенность рынка каршеринга Москвы и Санкт-Петербурга

«Например, запуск второго крупного оператора каршеринга в Петербурге в конце 2018 года (тогда в городе открылся сервис «Яндекса») значительно снизил цены на местном рынке и привел к росту популярности услуги из-за существенно большей плотности каршеринговых автомобилей в городе», — сказал Миронюк.

При этом окупаемость проектов, по его словам, может занять годы, так как у большинства крупных сервисов долгосрочные инвестиционные планы. «Все крупные операторы нарастили убытки в 2020 году. По данным РБК, у «Делимобиля» чистый убыток вырос на 13% до 2,42 млрд рублей, у BelkaCar он увеличился на 33% до 1,84 млрд рублей, у «Ситидрайва» — более чем в два раза, до 1,35 млрд руб, убыток «Яндекс.Каршеринг» – 710,4 млн руб. Тем не менее крупные игроки, имеющие возможность выстраивать долгосрочную инвестиционную стратегию за счет привлечения заемных средств, стремятся к увеличению зоны «покрытия» и плотности автомобилей сервиса для завоевания доли рынка», — сказал Миронюк.

С ним солидарен главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Он считает, что оправданность захода «Делимобиля» в Казань объясняется активностью компании в других городах ПФО. «Компания имеет достаточную финансовую базу для развития направления в этом крупном городе. Место для новых игроков в Казани без такого опыта как у «Делимобиля» возможно есть, но говорить о быстрой окупаемости не следует . Есть данные, что «Яндекс.Драйв», зашедший в город ровно два года назад, по-прежнему не окупился. В целом каршеринг пока является убыточным направлением и для окупаемости потребуются еще годы», — сказал Антонов.

По данным Russian Automarket Research, на конец 2020 года общий парк каршеринга в России составлял 44,4 тыс. автомобилей. Крупнейшими игроками по этому показателю были «Яндекс.Драйв» (27,3%), «Делимобиль» (27%), BelkaCar (11,3%) и «Ситидрайв» (10,5%).

Из-за приостановки работы сервисов в начале пандемии весной 2020 года общее число поездок за год сократилось с 78 млн до 70 млн. Выручка же каршеринговых сервисов в 2020 году при этом увеличилась на 9% до 22,4 млрд руб. Причиной стало как увеличение среднего срока аренды автомобиля, так и повышение тарифов.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 26 марта
EUR ЦБ: 92,34 (+0,82)
Инвестиции, 25 мар, 19:36
Курс доллара на 26 марта
USD ЦБ: 84,19 (+0,32)
Инвестиции, 25 мар, 19:36
Все новости Татарстан
Мишустин сообщил о подключении к газу более 1 млн частных домовОбщество, 14:15
Социальные пенсии проиндексируют более чем на 14,5% с 1 апреляФинансы, 14:13
После гибели военкора «Первого канала» возбуждено уголовное делоПолитика, 14:11
Ученые спустя шесть лет смогли прочитать рукопись о короле АртуреОбщество, 14:09
Профицит бюджета Казани в 2024 году превысил ₽3,9 млрдТатарстан, 14:08 
Дюков заявил, что все меньше стран против возвращения сборной РоссииСпорт, 14:05
Как понять, что вы не раскрыли свой потенциал: 4 шага — Fast CompanyPro, 14:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура КитаяРБК и ВТБ, 14:03
Кремль оценил результаты четверти века правления ПутинаПолитика, 13:59
ICL Services представит решение Ген.ИИ на форуме Data+AI 2025Пресс-релиз, 13:51 
Прокуратура начала проверку после посадки на брюхо Ан-12 в Новом УренгоеОбщество, 13:47
Покупать / не покупать: что такое No Buy 2025 и стоит ли следовать трендуСтиль, 13:44
Момент опрокидывания Ан-12 при посадке в Новом Уренгое. ВидеоОбщество, 13:44
Ударившего ребенка во время гонки лыжника дисквалифицировалиСпорт, 13:43