Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Татарстан
«Коммерсантъ» узнал о 385 счетах семьи бывшего снабженца ФСБ Общество, 11:02
«Мисс Украина» ответила на критику из-за использования русского языка Общество, 10:59
Правительство выделило 34 млрд руб. на выплаты семьям с детьми Экономика, 10:54
На Урале больные COVID-19 заполнили более 90% коечного фонда Общество, 10:51
Вертолет Ми-8 совершил экстренную посадку на Таймыре Общество, 10:48
В ФХР изменили должность Ковальчука в сборной России на Олимпиаде Спорт, 10:47
«Газпром» обновил трехлетние максимумы: стоит ли продавать акции сейчас Pro, 10:47
Власти Липецкой области будут премировать врачей за каждого привитого Общество, 10:46
ЕС предупредил о рисках энергокризиса, который пошатнет основы Европы Политика, 10:46
Какой дом подойдет «человеку да Винчи» РБК и Галс-Девелопмент, 10:44
Подозреваемую в убийстве девочки под Вологдой обнаружили в поезде Общество, 10:43
Федор Емельяненко рассказал о неприятном впечатлении от главы UFC Спорт, 10:33
На Украине зафиксировали рекордное число умерших от СOVID-19 за сутки Общество, 10:32
НХЛ дисквалифицировала игрока на 21 матч за нарушение COVID-протокола Спорт, 10:24
Татарстан ,  
0 

Инвестиции в себя: как частные клиники Казани пережили COVID-19

Частные клиники Татарстана после года пандемии COVID-19 сообщили о возвращении потока пациентов на доковидный уровень, некоторые – о приросте числа пациентов. Эксперты считают, что рынок ждет укрупнение сетей

Частные клиники оставались закрытыми в регионе с 27 марта по 12 мая 2020 года. В целом, из-за пандемии COVID-19 в регионе был наложен запрет на оказание плановой помощи населению, медосмотры, вакцинацию и так далее. РБК Татарстан опросил руководство частных медицинских учреждений. По их словам, количество пациентов либо вернулось на доковидный уровень, либо превысило поток марта 2020 года.

Поход к врачу

Руководитель «Клиники СЛ», дерматовенеролог, косметолог Светлана Жабоева сообщила РБК Татарстан, что на данный момент количество первичных пациентов, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, выросло на 20%, общее число – на 10%.

«С одной стороны, это хорошие показатели для экономического роста. Но поскольку мы социально ориентированное медицинское учреждение, то мы не можем не понимать негативную тенденцию роста количества пациентов с хроническими заболеваниями», – сказала Жабоева.

По ее словам, увеличение обращений пациентов-хроников, чье состояние в период запрета на оказание плановой помощи ухудшилось, свидетельствует о повышении доверия и признания качества оказываемой медицинской помощи.

14 февраля «Российская газета» со ссылкой на данные PricewaterhouseCoopers сообщила, что рынок платных медицинских услуг в 2020 году вырос до 811 млрд рублей. К 2025 году его объем может превысить 1 трлн руб. Позитивный сценарий предполагает, что рынок будет расти на 9,6% в год. Эксперты PwC сообщили, что услуги платных клиник подорожали, в среднем, на 7,6%. Траты россиян на эти цели возросли на 6,4%. При этом число постоянных клиентов клиник осталось неизменным – порядка 39 млн человек. Но среднее число приемов выросло на 2,6%.

В апреле издание «Медвестник» со ссылкой на исследование компании «Эвотор» и сервиса «СберЗдоровье» сообщило, что спрос на услуги частных клиник вырос за год (с марта 2020 к марту 2021-го) на 12%. Средняя сумма трат на одно посещение увеличилась на 14% до 2777 руб.

По данным «СберЗдоровья», чаще всего в марте пациенты посещали гинекологов, дерматологов, неврологов, оториноларингологов и терапевтов. Больше прочих выросла востребованность стоматологов, травматологов, нейрохирургов, неврологов, кардиологов. По данным «Эвотор», россияне стали чаще обращаться к дантистам в этом году (+12%), расходы на лечение зубов выросли на 8% до 6 855 руб.

Главный врач Bucharova Clinic, косметолог Алина Бухарова сообщила РБК Татарстан, что, несмотря на пандемию, число клиентов за истекший год выросло на 12%. Отток в 2020 году начался за некоторое время до введения властями COVID-ограничений.

«Первые признаки появления страха и снижения спроса мы отметили еще до объявления карантина: пациенты боялись приходить на процедуры, боялись тратить деньги. Финансовые потери в 2020 году я оцениваю приблизительно в 20%, которые мы не восполнили даже за счет отложенного спроса в дальнейшем», – сказала она.

Положительная динамика числа пациентов, по итогам истекшего года, по мнению Бухаровой, обусловлена запуском новых услуг, в том числе за счет закупки нового оборудования. «Также стоит отметить динамику внутреннего медицинского туризма. Из-за закрытия границ, те пациенты, что привыкли ездить в Европу и Южную Корею, чтобы делать процедуры по омоложению лица или детоксикации организма теперь выбирают нас для заботы о своем теле. Мы говорим не только о соседних республиках, но появились частые пациенты с Севера и с Сибири», – сказала Бухарова.

Директор клиники «Джаннис», пластический хирург Жанна Кузнецова заявила РБК Татарстан, что поток пациентов весной 2021 года вернулся на доковидный уровень. «Мы знаем пределы возможностей нашей клиники для приема пациентов. Для себя выявили оптимальной объем, с которым комфортно и врачам, и пациентам. На протяжении последних 3 лет – до пандемии – он не менялся», – сказала она.

В период пост-локдауна, в июне-декабре 2020 года, в клинике зафиксировали спад на 20-30%, к аналогичному периоду прошлого года. Постоянные клиенты, проходящие курсы процедур, продолжали посещение, часть перестала ходить. Руководитель клиники предположила, что это те, у кого из-за пандемии жизненные обстоятельства претерпели значительные изменения. С марта этого года клиника достигла максимально возможной загруженности, сообщила Кузнецова.

«В начале пандемии 2020 года был большой спад, и поток пациентов сошел практически на нет. У нас ведь плановая хирургия. Если проблема косметологического характера стоит не столь остро, ее можно и отложить. Что касается флебологии и гинекологии – в этих направлениях пандемия никак не повлияла на поток пациентов. На сегодняшний день у большинства возникает вопрос – куда вложиться: в здоровье и внешность, ремонт или автомобиль, а может в семейный отдых на заграничном курорте? Каждый сам расставляет для себя приоритеты. В свете последних событий запланированный отпуск может оказаться под большим вопросом. Поэтому сейчас многие решили воспользоваться ситуацией и уделить внимание себе, своему здоровью и красоте», – рассказала Кузнецова.

Здоровые траты

Опрошенные РБК Татарстан руководители частных медучреждений зафиксировали изменения в сумме среднего чека. Однако цены на услуги пришлось оставить на уровне прошлого года. Руководитель «Клиники СЛ» Светлана Жабоева рассказала, что, несмотря на рост числа клиентов, выручка показала незначительный прирост. Причиной она назвала снижение среднего чека.

«Покупательская способность снизилась, и многие пациенты ограничивают себя в лечении, выбирая лишь часть процедур из предложенного комплекса, который мог бы обеспечить длительный и показательный эффект», – сказала Жабоева.

Однако при почти не изменившемся к прошлому году среднем чеке, есть дифференциация в зависимости от вида оказываемой медпомощи. Например, средний чек у тех пациентов, которым требуется неотложная помощь, вырос за счет анализов и иных необходимых манипуляций, пояснила руководитель клиники. Например, у пациентов ЛОР-врачей сумма возросла на 500-800 руб., а в косметологии сократилась на 1-1,5 тыс. рублей и так далее.

Цены на услуги, по словам Жабоевой, остались, по сравнению с мартом 2020 года, неизменными. «Себестоимость многих материалоемких процедур значительно увеличилась за счет того, что их составляющие чаще всего импортного производства. Но в ситуации, когда покупательская способность населения снизилась, мы сохранили прежние цены. Фактически, мы уменьшили свою маржинальность, сохранив поток пациентов. Это стало возможно благодаря грамотной стратегии, реформированию расходов и созданию товарного запаса по выгодным ценам», – сказала глава «Клиники СЛ».

Директор клиники «Джаннис» Жанна Кузнецова сообщила, что средний чек и цены на лечебные и косметологические услуги для пациентов клиники остались неизменными, несмотря на то, что импортеры неизбежно поднимают цены на медицинские и косметологические препараты. Перемены коснулись выбора процедур в пластической хирургии.

«В предыдущие годы в этот период успехом пользовалась маммопластика. А сейчас в тренде оказались блефаропластика, абдоминопластика, липосакция и липофилинг», – сказала главврач клиники «Джаннис».

Главный врач Bucharova Clinic Алина Бухарова сообщила, что цены на услуги были скорректированы исключительно на «уникальные» для клиники процедуры. Средний чек в 2020-2021 годы снизился. «Но только в силу того, что начали приходить более молодые пациенты, и мы стали шире проводить процедуры не только по омоложению, но и по удалению тату и татуировок. И естественно, что у молодых пациентов объем оказываемой медицинской и профилактической помощи меньше. И соответственно, меньше средний чек. Таким образом, произошла практически поляризация по направленности процедур», – сказала Бухарова.

В сегменте эстетической медицины, по оценке аналитиков, в 2020 году в РФ наблюдалась негативная динамика спроса. Фармацевтическое издание «Новости GMP» сообщало, что с 30 марта по 14 июня 2020 года количество нелегальных косметических инъекций выросло почти в 2,3 раза. «Серый» сегмент данного рынка вырос на 14,5 процентных пункта до 17,9%.

В конце года аналитическое бюро GxP News оценило падение закупок лекарств и медизделий, используемых в инъекционной косметологии, в 21,3% до 28 млрд рублей. Если на одного косметолога в 2019 году, в среднем, приходилось 94 процедуры в год, то в 2020-м – 72 инъекции.

Урон красоте

Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов в беседе с РБК Татарстан отметил, что в большинстве крупных городов и регионов страны объем платных услуг в прошлом году вырос, хотя и незначительно.

«Откровенно провальным был только II квартал, пока действовали запреты на посещение клиник. Во втором полугодии реализовался отложенный спрос на платные медицинские услуги. По числу приемов и пациентов, скорее всего, Татарстан закрыл год в минусе, как и другие регионы, но по выручке в плюсе – во многом благодаря росту цен на услуги и материалы. Также в пользу платной медицины сыграло перепрофилирование государственных больниц на борьбу с COVID-19: они прекращали оказывать свои основные услуги, и население зачастую было вынуждено искать помощи в платных заведениях», – сказал эксперт.

По его словам, наиболее популярной услугой в платных медучреждениях было тестирование на COVID-19. В тех клиниках, где которых анализы не являются профильным направлением, резко вырос спрос на лечение на дому. «Вызов врача, в среднем, обходится вдвое дороже, чем в кабинете врача, и это номинально увеличило средний чек всех пациентов. Люди, опасаясь заражений, чаще, чем обычно, избегали посещения клиник. Средний чек на услуги в городах с сопоставимым населением до пандемии составлял порядка 3 тыс. рублей. Полагаю, что с учетом смещения спроса на дорогие экспресс-тесты и лечение на дому, в 2020 году в регионах он мог подняться до «столичных» 4 тысяч рублей», – сказал Емельянов.

Аналитик считает, что последствием пандемии для сегмента частной медицины станет укрупнение клиник, их слияние в монобрендовые сети. В 2020 году, по его словам, сильнее всего пострадали малые несетевые учреждения, на долю которых приходится порядка 20-25% рынка.

«Это связано с тем, что спрос на рынке объективно никуда не исчез, более того, он продолжает расти. Но издержки на ведение медицинского бизнеса растут: подорожали медикаменты, материалы и, главное, зарплаты врачей, ведь государство активно конкурирует с частниками за лучших специалистов, а бюджетная сфера сейчас финансируется больше обычного. Сетевым клиникам проще выживать: к ним охотнее идут медики, у них стабильнее клиентская база, дешевле оптовые поставки расходников», – сказал Емельянов.

Доцент кафедры коммерции и торгового дела университета «Синергия» Алиса Храмова рассказала РБК Татарстан, что пандемия, в особенности период локдауна, нанесли урон индустрии красоты региона в целом. В результате, вырос теневой рынок.

«Из-за пандемии специализированные клиники закрылись на карантин, у легальных поставщиков упали продажи косметики. В результате, увеличился объем «серого рынка», который и до пандемии был довольно велик. Оно и понятно, ведь косметолог, в среднем, получает 20–30 % от выручки с каждого клиента, а остальное идет клинике. В таких условиях косметологам выгоднее принимать тех же клиентов на дому. Во время изоляции сильно просела аренда коммерческой недвижимости. Неработающим клиникам нечем было платить аренду, потому что во время простоя доходов не поступало. Многие компании оказались в убытках. Данный сектор оказался очень уязвимым, поскольку это контактный вид деятельности. С наименьшими потерями из кризиса вышли салоны полного цикла, где предоставляются комплексные услуги», – сказала Храмова.

По данным территориального фонда обязательного медицинского страхования РТ, по итогам 8 месяцев 2020 года медорганизации выполнили план по ОМС на 61,8%. Медпомощь населению республики оказали на сумму в 35,5 млрд при плане на год в 57,6 млрд рублей.