Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 

Битва за рынок: каршеринг в Казани может потеснить такси и личные авто

В Казани заработал сервис каршеринга от компании «Яндекс». По мнению экспертов, сервис найдет клиентов, однако цены придется корректировать, и на рынок столицы РТ могут зайти новые игроки
Фото: "Яндекс.Драйв"
Фото: "Яндекс.Драйв"

О запуске сервиса в столице РТ «Яндекс» сообщил 27 мая. По данным пресс-службы компании, на сегодняшний день автопарк состоит из нескольких сотен автомобилей: иномарки, включая Mercedes E-Class, и грузовые фургоны Volkswagen. В Казани доступны тарифы с арендой на несколько часов или дней, а также с фиксированной ценой за поездку.

Стоимость аренды рассчитывают с помощью алгоритма в зависимости от дорожной ситуации, спроса на машины и погодных условий. Все тарифы включают цены на бензин, страховку машины, здоровья водителя и пассажиров.

Битва с такси

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский в беседе с РБК Татарстан отметил, что в Казани высоки риски для такого бизнеса. «В Москве поездка на арендованном автомобиле стоит в среднем на 30-35% дешевле такси. Личный автомобиль тоже обходится дороже с учетом стоимости топлива и парковки при тарифах от 40 до 380 рублей в час. Но в Казани платных парковок пока не так много, их стоимость не превышает 70 рублей. И такси стоит дешевле, чем в Москве», – говорит Жарский.

С ним солидарен представитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов. Он считает, что «Яндексу» придется менять ценовую политику или сервиса такси, или каршеринга. «Сейчас разница в стоимости незначительна, в отличие от той же Москвы. В Казани нет такого трафика. При этом ответственность при пользовании каршерингом выше. Компании необходимо проводить градацию. Что-то должно быть дешевле», – сказал Золотов.

Жарский отметил, что на рынке каршеринга достаточно остро стоит проблема конкуренции.

«Крупные собственники автопарков обеспечивают высокий уровень маржинальности краткосрочной аренды за счет постоянного расширения автопарка даже при относительно низких тарифах. Более того, они могут позволить себе выходить на новые региональные рынки с большим количеством автомобилей. При этом они не имеют гарантии, что услуга будет пользоваться популярностью из-за наличия дешевого такси и отсутствия сформировавшейся культуры использования каршеринга у населения. Небольшие компании, как правило, такого себе позволить не могут и выходят на новые рынки только после того, как их освоили гиганты индустрии», – сказал Жарский.

Сооснователь каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова считает, что каршеринг может стать серьезным конкурентом такси в столице Татарстана. «В случае с каршерингом отсутствуют затраты на водителя. В России эта услуга почти в 2 раза дешевле, чем в среднем в Европе и США. Но философия сервиса не в том, чтобы конкурировать ценой за рынок общественного транспорта. Каршеринг предлагает комфортную, удобную и технологичную альтернативу личному транспорту, в этом отношении он намного выгоднее», – сказала Макарова.

В пресс-службе сервиса заказа такси «Максим» считают, что каршеринг не оттянет потребительскую аудиторию. «У этого сервиса будут свои клиенты. В отличие от людей, передвигающихся на такси, у них должно быть водительское удостоверение, им придется учиться управлять незнакомым автомобилем, искать парковки. К тому же клиенты каршеринга несут финансовую ответственность за взятый автомобиль. Такси людям привычнее: сел и поехал», – отметили в пресс-службе компании.

В «Максим» уверены, что каршеринг не сможет стать существенно дешевле такси, потому что он не отменяет расходы на обслуживание и контроль за состоянием транспорта.

Новые игроки

По словам Екатерины Макаровой, BelkaCar рассматривает Казань в качестве новой для компании площадки, так как город технологически продвинут. Еще одной каршеринговой компанией, проявившей интерес к Казани, является YouDrive. Об этом РБК Татарстан заявил операционный директор каршеринговой компании Алексей Нурдинов.

«Мы рассматриваем все города-миллионники для развития нашего сервиса, и Казань для нас стоит в приоритете. Услуги каршеринга, конечно же, будут наиболее популярны в городах с высокой плотностью населения, развитой инфраструктурой и необходимостью в передвижении на автомобиле», – сказал Нурдинов.

По его словам, для того, чтобы запустить сервис в Казани и держать баланс между спросом и предложением, на первом этапе понадобится не менее 100 машин. «Для выхода в плюс будет достаточно года», – уверен Нурдинов.

При этом Алексей Жарский отметил, что каршеринг в настоящее время активно развивается только в Москве и Петербурге. Регионы пытаются освоить немногие участники рынка. Например, в Краснодарском крае услугами пользуются, в основном, туристы.

«Но в той же Москве сейчас на 2,6 млн человек населения приходится 17 тыс. автомобилей краткосрочной аренды. Плотность и конкуренция за клиента зашкаливают. В Петербурге ситуация останется такой же в пределах 2-2,5 лет. Это вынуждает крупные компании искать новые перспективные рынки. Казань – хороший выбор, потенциал у региона есть», – сказал Жарский.

Напомним, что в Казани уже работал сервис каршеринга Timcar. Первые машины московского оператора появились в доступе в августе 2018 года, но уже в марте компания прекратила работу. Главной причиной неудачи казанские владельцы франшизы называли «низкую покупательную способность жителей».

По мнению управляющего партнера Экспертной группы Veta Ильи Жарского, уход с рынка может быть связан как раз с появлением крупного конкурента. «Не уверен, что прекращение работы местного сервиса и выход на рынок Казани крупнейшего участника рынка каршеринга в стране можно назвать совпадением. Проработав менее года, Timcar с автопарком менее 50 автомобилей (по разным источникам, от 42 до 48) бюджетного сегмента прекратил свою деятельность, якобы в связи с отсутствием договоренности с администрацией города об условиях платной парковки. На мой взгляд, главной причиной является именно готовившийся на тот момент выход «Яндекс.Драйва», конкурировать с которым на крупнейших рынках, таких как Москва и Петербург, могут разве что BelkaCar и «Делимобиль», – считает Жарский.

Парковка для каршеринга

Казанский представитель Федерации автовладельцев РФ Дмитрий Золотов высказал мнение, что в Казани многие автомобилисты предпочтут пересесть с личных машин на каршеринговые. Однако для тех, кто нуждается в автомобиле в течение всего дня, выгоднее личный транспорт.

«Каршеринг – это удобно. В первую очередь, тем, кто работает в центре. Особенно выгодно пользоваться каршерингом в утреннее и вечернее время, когда автомобиль нужен, чтобы добраться до конкретного места», – сказал Золотов.

По его словам, еще один важный момент – доступность парковок. «Если все городские парковки будут бесплатными для каршеринга, как это сделано в других городах, будет удобно. В противном случае теряется смысл такого сервиса, так как искать место для парковки сложно и долго. При этом зона парковки должна быть широкая, а не ограничиваться только центром», – сказал Золотов.

С 1 марта 2019 года мэрия Казани разрешила оставлять каршеринговые машины на муниципальных парковках бесплатно для пользователей. При этом собственник каршеринга должен зарегистрировать и заплатить 10,8 тыс. рублей в год за каждую машину. Постановление о введении новой услуги подписано в исполкоме города.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 25 мая
EUR ЦБ: 97,1 (-0,78)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Курс доллара на 25 мая
USD ЦБ: 89,7 (-0,55)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Все новости Татарстан
Путин раскрыл данные о росте объема производства боеприпасов в России Политика, 16:55
Организатора БДСМ-вечеринки обвинили в оскорблении чувств верующих Политика, 16:53
Молдавия запросила экстрадиции Илана Шора у России Политика, 16:42
В Харькове прогремели взрывы Политика, 16:38
В Москве госпитализировали актрису Маргариту Терехову Общество, 16:20
В Шебекино при атаке дрона-камикадзе пострадала женщина Политика, 16:09
Варшава заявила об ответе США при применении ядерного оружия на Украине Политика, 16:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Казахстане перекрыли дороги из-за майского снегопада. Видео Общество, 16:03
Аэропорт Воркуты закрыли для приема самолетов из-за ремонта Общество, 15:51
«Динамо» и «Краснодар» объявили стартовые составы на решающий матч РПЛ Спорт, 15:50
На Украине назвали количество заключенных, желающих вступить в ВСУ Политика, 15:41
Силуанов заявил о зеркальных мерах при изъятии российских активов Политика, 15:35
Уэйн Руни возглавил команду из второго английского дивизиона Спорт, 15:33
Die Welt раскрыла детали планировавшихся ХАМАС терактов в Германии Политика, 15:16