Перейти к основному контенту
Год восстановления⁠,
0
Эксклюзив

Майонез всему голова: как изменились спрос и цены на соусы в 2021 году

Производство майонеза, по данным аналитики, в 2021 году выросло на 3%. Российская компания, основанная в РТ, зафиксировала рост продаж. Эксперты сошлись во мнении: данная продукция будет дорожать, однако спрос сохранится
Майонез всему голова: как изменились спрос и цены на соусы в 2021 году

В преддверии Нового года РБК Татарстан опросил экспертов и бизнес о ситуации с производством и потреблением майонеза, который входит в состав большинства традиционных праздничных блюд, а также соусов, спрос на которые, по данным исследования Nielsen, в январе-августе 2021 года сокращался.

Растущий майонез

Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК, гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова сообщила РБК Татарстан, что потребление майонеза в 2021 году выросло в стране на 4% до 682 тыс. тонн. При этом 80-90 тыс. тонн майонеза Россия ежегодно отправляет на экспорт, а импорт составляет менее 1% от емкости рынка.

«Категория майонезов и соусов продолжает развиваться, так как ограничения в 2021 году можно охарактеризовать, как «гибридный карантин», когда ограничения действовали не по всей территории России, а в некоторых регионах. Кроме того важно подчеркнуть, что предприятия HoReCa, сохранившие бизнес активно развили доставку как собственную так и с помощью агрегаторов, и в 2021 году были более готовы к возможным ограничениям», – сказала Петрова.

На втором месте по объемам потребления оказались кетчуп и томатные соусы: в 2021 году емкость рынка возросла на 6% – с 223 тыс. тонн до 235 тыс. тонн. Потребление соевого соуса в 2021 году выросло на 8% с 56 до 60 тыс. тонн.

По данным Petrova 5 Consulting, производство майонеза в 2021 году выросло на 3% и составило 767 тыс. тонн. Положительная динамика в сегменте майонезных соусов (с пониженным содержанием жирности и калорийности) составила 40% до 110 тыс. тонн. Производство кетчупов возросло на 6%, а горчицы на 2% и достигло 11,7 тыс. тонн. Продолжает расти производство соевого соуса – плюс 12% в текущем году с 36 до 41 тыс. тонн.

«Республика Татарстан является одним из лидеров в производстве соусов. Крупнейшими предприятиями являются «Эссен Продакшн АГ» и АО «Казанский жировой комбинат». Стоит отметить высокую долю Татарстана в структуре экспорта кетчупов, майонеза и горчицы. Так доля Татарстана в структуре экспорта в натуральном выражении кетчупа составляет 32%, майонезов – 35%, а горчицы – 46%», – рассказала Марина Петрова.

Руководитель отдела разработки и ввода новых продуктов АО «Эссен Продакшн АГ» Екатерина Курылева рассказала РБК Татарстан, что, исходя из объема отгрузок компании, нельзя сказать, что потребление соусов, кетчупа и майонеза в 2021 году сократилось. По ее словам, согласно данным сервиса доставки из торговых сетей «Сбермаркет», на втором месте в ежедневном списке продуктов у потребителей в текущем году были крупы и макаронные изделия. А их, как правило, отметила Курылева, приправляют различными соусами.

«Ввиду отсутствия возможности посещать кафе и рестораны, люди больше экспериментируют дома, и в каждом холодильнике сегодня можно увидеть что-то новенькое, помимо майонеза и кетчупа. Наибольший рост среди товаров для приготовления сложных блюд дома за 2021 год показали специи и соусы. Каждый третий респондент стал чаще приобретать товары данной категории. Продажи выросли на 18%», – сказала Курылева.

По ее словам, в 2016-2021 годы розничные продажи практически всех видов соусов увеличились. Исключение составили сметана и сметанные продукты. Наибольший прирост продаж продемонстрировали четыре категории соусов: заправки для салатов и готовые соусы для вторых блюд: +312,0% за пять лет, соевый соус (+146,7%), маринады (+135,3%).

«Это было обусловлено, во-первых, изначально низким объемом продаж данных видов продукции, а во-вторых, заметным ростом интереса потребителей к подобной продукции в последние годы», – пояснила Курылева.

В 2016-2020 годы порядка 37,7% от всех проданных в рознице соусов составляли сметана и сметанные продукты. По словам Курылевой, это обусловлено трендом на здоровое питание и образ жизни в целом. На втором месте по объему продаж был майонез, на который приходилось, – в среднем, 37,4%, на третьем – кетчуп и томатные соусы (16%).

«Так как компания уже представлена в соусах в топовых вкусах, мы берем курс на разнообразие, чтобы дать возможность потребителю не забывать о путешествиях и вкусах мира. Среди гастрономических предпочтений 2021 года – ориентация на аутентичные блюда популярных мировых кухонь – японскую, тайскую, китайскую, индийскую, средиземноморскую. Развиваем паназитаскую тему: в феврале в планах выпустить два в меру острых соуса: «Манго-чили» и «5 перцев» (больше душистый соус, чем острый). Также соус на майонезной основе «Тар-Тар» для любителей рыбы и морепродуктов, тех, кто отказывается от мяса и является пескетарианцем», – сказала Курылева.

По данным аудита розничной торговли NielsenIQ, за 8 месяцев 2021 года ритейлеры, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличили продажи соусов и масел в денежном выражении на 19%, майонеза – на 20,6%. При этом в натуральном выражении продажи снизились – соусов и масел на 5%, майонеза – на 6%. Эксперты назвали причиной рост популярности здорового питания.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский рассказал РБК Татарстан, что в 2020 году было продано до 880 тыс. тонн различных соусов. Из них порядка 90% пришлось на майонез, 10% – на кетчупы и соусы. Объем потребления, по его словам, сократилась из-за локдауна, в том числе из-за ограничений на работу сегмента HoReCa в период пандемии.

Однако генеральный директор «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев в декабре 2020 года заявил РБК Татарстан, что летом прошлого года на фоне пандемии COVID-19 компания зафиксировала увеличение спроса на майонез и кетчуп. «Первый всплеск был таким, что мы с трудом справлялись с объемами производства. В физическом выражении наши продажи с начала эпидемии выросли на 12%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – сообщил Барышев.

Под соусом ЗОЖ

Управляющий партнер коммуникационного агентства SVOBODA Марк Шерман считает, что производство соусов, майонеза и кетчупа в стране находится на «стабильном уровне» и имеет тенденцию к росту вне зависимости от того, готовит ли люди самостоятельно или заказывают блюда онлайн.

«Кетчуп входит в условный продуктовый семейный набор, поскольку играет роль компонента, который может улучшить вкус других продуктов. Есть же высказывания «ну, с кетчупом (соусом) пойдет», потому что вырабатывается определенная привычка к употреблению шашлыка с кетчупом, мясной салат нужно делать с майонезом так далее. Влияние здорового образа жизни сказывается, на мой взгляд, не слишком сильно, поскольку есть определенные вкусовые привычки, традиции и так далее, хотя у кетчупа во время тренда на здоровое питание преимуществ больше, чем у майонеза», – сказал Шерман.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский в беседе с РБК Татарстан прогнозировал, что в 2022 году объем производства майонеза составит 800-870 тыс. тонн. Рынок, по его словам, насыщен, и резких скачков производства ожидать не приходится. «Производителям придется адаптироваться под новые запросы потребителей, которые все чаще опираются на принципы здорового питания, а состав соусов и майонеза им противоречит», –сказал эксперт.

Марина Петрова рассказала, что в структуре потребления майонеза доля низкокалорийных соусов на его основе составляет 13%. Потребление классической сметаны снизилось на 3% – с 532 до 517 тыс. тонн, а сметанные соусы выросли на 14% с 39 до 44 тыс. тонн.

«Стоит отметить, что майонез остается лидером потребления среди соусов, несмотря на тренд на ЗОЖ. В целом, потребители переходят на менее калорийные продукты, но несмотря на то, что рост этих категорий активный, стоит отметить эффект низкой базы. России еще только предстоит развитие в данном направлении. Потребление майонезов и соусов также развито в категории фаст-фуда, а он пострадал в меньшей степени», – сказала Петрова.

Екатерина Курылева из «Эссен Продакшн АГ» заявила, что ограничительные диеты по снижению веса выходят из моды. И в 2022 году, прогнозировала представитель компании-производителя, сохранится тренд на кулинарные эксперименты в домашних условиях, сбалансированный подход к здоровому питанию и переход на натуральные продукты.

«Мы уже заметили сдвиги в странах, которые отказываются от большого содержания сахара и жира в еде. Одними из первых в России мы предложили потребителю кетчуп «Томатный без сахара и крахмала», охватив аудиторию не только, следящую за здоровым потреблением, но и тех, кто болен сахарным диабетом. Кетчуп «Томатный без сахара и крахмала» одобрен Российской диабетической ассоциацией. Мы взяли курс на снижение жирности в соусах. Например, жирность новинки – майонезного соуса «Со вкусом васаби», выпущенного в 2021 году, – 25 %, в 2022-м мы выпустим соус «Тар-Тар» с такой же жирностью – 25 %», – рассказала Курылева.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал заявил в беседе с РБК Татарстан, что в 2021 году популярность соусов возросла. Он связал тенденцию с тем, что люди стали по-другому распределять свободное время, и большинству удобнее просто купить продукт, который может улучшить вкус большинства блюд. « Производство таких продуктов только растет, производятся новые виды . В связи с тем, что многие начали следить за здоровым образом жизни, на рынке стали появляться более натуральные виды соусов», – сказал эксперт.

Драгоценный соус

По словам Марины Петровой, данные Росстата свидетельствуют, что майонез в 2021 году подорожал на 26% – с 193 руб. до 244 рублей за кг. При этом, те продукты, на которые государство сдерживало цены, например, подсолнечное масло, подорожали на 10%. «Майонез не является продуктом первой необходимости, производители растительного масла могли поднять цены на В2В рынке, именно поэтому цена майонеза на полке выросла», – сказала эксперт.

Петрова прогнозировала, поскольку себестоимость ингредиентов для соусов продолжает расти, то в 2022 году они подорожают на 7-10%. При этом потребление и кетчупа, и майонеза продолжит расти. Например, потребление майонеза вырастет до 760-780 тыс. тонн.

«В целом тенденция ЗОЖ продолжит быть актуальной, особенно в связи с продолжающейся пандемией коронавируса, когда для потребителя здоровье становится настоящей ценностью», – сказала эксперт.

Руководитель отдела разработки и ввода новых продуктов АО «Эссен Продакшн АГ» Екатерина Курылева сообщила, что подсолнечное масло, по сравнению с I кварталом 2020 года, подорожало на 137% и на 59% к IV кварталу 2020 года, тропические масла и их фракции – на 52-87% к I кварталу 2020 года (на 20-44% – к IV кварталу). Также выросли стоимость упаковочных материалов, затраты на горюче-смазочные материалы, транспортные тарифы. Производители были вынуждены на это реагировать.

«Россия — один из мировых лидеров по потреблению майонеза, у нас оно аномально высокое, что ни для кого не секрет. Такие у россиян привычки в питании сформировались не от хорошей жизни, а от бедности. Салаты с майонезом – дешевый источник калорий, возможность почувствовать себя сытым и бодрым за минимум денег. Конечно, рост цен на майонез для таких семей, где его едят каждый день, может быть чувствительным. Но такие люди начинают переходить в сторону потребления подсолнечного масла или заменяют любимый соус во втором блюде на кетчуп – традиционный соус, который все знают по вкусу и цвету», – сказала Курылева.

Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков сообщил, что с начала года майонез в рознице подорожал на 41,7 руб.: с 201,9 до 243,6 руб. за кг. Он подтвердил, что одной из причин стало удорожание подсолнечного масла: цены на него росли в течение первой половины года и, фактически, стабилизировались только в ноябре.

«Подсолнечное масло — основное сырье для производства майонеза. Для сетевого ритейла цены на растительное масло были зафиксированы в соглашениях с зимы 2020 года до осени 2021 года. Крупнейшие предприятия масложировой промышленности придерживались отпускных цен, рекомендованных в документе. Но такие соглашения внесли дисбаланс на рынок, так как рост себестоимости производства масла полностью был переложен на не вошедшие цепочки поставок: опт и отгрузку продукции для предприятий пищевой промышленности. Таким образом, соглашения послужили катализатором ускоренного роста майонезов и других продуктов с использованием растительных масел», – сказал Востриков.

Помимо этого, подтвердил он, в 2021 году подорожали яичный порошок, упаковка, ГСМ, логистика и другие составляющие себестоимости. От прогнозов относительно стоимости майонеза в 2022 году представитель Роспродсоюза воздержался.

«Сегодня, несмотря на рекордный урожай подсолнечника, аграрии сдерживают продажи, надеясь получить более справедливую цену ввиду роста цен на подсолнечное масло с июля по ноябрь на мировом рынке. При этом мировые биржевые котировки на растительные масла в декабре имеют тенденцию к снижению. Дополнительный вклад в снижении закупочных цен у аграриев оказывают экспортные пошлины на масло и масло-семена. Запасы сырья на рынке довольно высоки, но масличность семян ниже, чем годом ранее, и не все склады у аграриев позволят сохранить качество масло-семян до поступления нового урожая. Кроме того, эксперты высказывают опасения по возможному снижению уровня агротехнологий в растениеводстве и, как следствие, сокращению валовых сборов в 2022 году. Но таким предположениям противоречат данные министерства сельского хозяйства по рекордной закупке минеральных удобрений. На фоне сильно разнонаправленных трендов и оценок сложно однозначно сказать, как поведут себя цены на прилавке», – сказал Востриков.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 10:13
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 10:13
Все новости Татарстан
Синоптик рассказал, что на следующей неделе снег покроет 92% России Общество, 10:17
Вратарь сборной России в первом матче за ПСЖ за полгода отстоял «на ноль» Спорт, 10:11
«Интер Майами» Лионеля Месси впервые в истории стал чемпионом MLS Спорт, 10:08
Порноактрису Бонни Блю задержали на Бали Общество, 10:06
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Под конец года нагрузка на работе кратно растет. Как с ней справитьсяПодписка на РБК, 10:02
В ЦБ сообщили о снижении «градуса проблемы» с дропами Финансы, 10:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Во что инвестировать в 2026 году: идеи аналитиков брокера ВТБ Инвестиции, 10:00
Петр Ян рассказал об изменившей его жизнь UFC Спорт, 09:59
Минздрав поддержал идею указывать на бутылках алкоголя данные о смертях Общество, 09:54
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
5 уроков фондового рынка 2025 года и как их использовать в 2026-мПодписка на РБК, 09:30
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Петр Ян сенсационно победил Двалишвили и вернул чемпионский титул UFС Спорт, 09:09