Условие устойчивости: зачем предприятиям Татарстана ESG-трансформация
По данным компании EY, 97% инвесторов сейчас ориентируются на индекс ESG, принимая решения о вложении денег. Инвестфонд BlackRock Inc объявил о том, что не планирует работать с теми компаниями, которые не заявили о своей углеродной нейтральности к 2050 году. Эксперты считают, что через пять лет без ESG-трансформации невозможно будет представить устойчивый бизнес.
ESG – это переход к принципам ведения бизнеса, учитывающим экологический, социальный и управленческий аспекты.
Летом этого года президент РТ Рустам Минниханов в рамках XII Международного экономического саммита «Россия – Исламский мир: KazanSummit 2021» рассказал, что принципы ESG уже внедрены в ряде крупных татарстанских предприятий. «КАМАЗ», «Татнефть», «Казаньоргсинтез» и «Таиф-НК» входят в ESG-рейтинг российских компаний.
Внедрение данного тренда, по мнению Минниханова, может стать вопросом государственной важности. Это касается и банков, которым становится выгоднее инвестировать в «зеленые» проекты. «Наши банки тоже подключаются к ESG стандарту. Ак Барс Банк продвигает принципы устойчивого развития в Татарстане через поддержку социальных проектов. Ак Барс Страхование – первая страховая компания в России, получившая ESG-рейтинг», — сказал он.
Руководство ПАО «Татнефть» считает, что несмотря на то, что компания находится на верхних строчках отечественного ESG-рейтинга по версии агентства RAEX, в целом в России это направление находится в начале пути. «Раньше у нас всегда была ответственность за экологию в разрезе того, что мы обязаны сохранить природу тех мест, на которых работаем. Сейчас, если смотреть даже не самые худшие сценарии последствий изменения климата, речь идет уже не просто о перспективах бизнеса, а о гораздо большем — в целом о нашем существовании на родной планете», — заявил заместитель генерального директора по логистике и техническому развитию ПАО «Татнефть» Ренат Нугайбеков.
По мнению исполнительного директора департамента СБЕРа Назара Сотириади, сейчас в России нет сервиса по внедрению ESG «под ключ». Потому, по его словам, эффективна исключительно внутренняя трансформация с учетом особенностей того или иного бизнеса.
В ходе двухдневной программы ЕМВА, которую провел корпоративный университет в Болгаре, обсуждались интеграции ESG факторов в систему рискменеджмента. Издание «Нефтяные вести» пишет, что на мероприятие было озвучено мнение, что ESG трансформация по всем показателям — инвестпроект, который требует вложений с долгосрочной перспективой. Эксперты заявили, что для работы с неопознанными рисками нужен особый подход к управлению, сценарное планирование, стресстестирование, вовлечение экспертизы рисков, работа с центрами передовой аналитики.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что следование ESG-принципам – это дань общемировому тренду, который наблюдается последние 2-3 года в ведущих мировых экономиках. По его словам, такая трансформация предполагает комплексные качественные изменения в подходе к ведению производственной деятельности предприятий.
«Основные изменения будут происходить в организации рабочего процесса, корректировке экологических стандартов и их адаптация под еще более безопасные для окружающей среды, а также совершенствование подходов к организации труда, возможно, даже с адаптацией трудового кодекса под эти принципы в будущем. Более чем уверен, что данная концепция тесно перекликается с принципами «бережливого производства», основной смысл которого заключается в меньшем расходовании ресурсов, снижении количества действий сотрудников за один рабочий цикл, при потенциальном сохранении прежних объемов выпуска той или иной продукции», — рассказал он.
В целом ESG-принципы, по словам Жарского, сравнимы с новой «религией» для крупного производственного бизнеса, а конечная цель – сделать бизнес более прозрачным, социально и экологически-ориентированным. Он считает, что внедрение ESG-принципов в Республике Татарстан может в перспективе привести к снижению издержек бизнеса на производство при сохранении или приумножении производственного результата, но данный процесс потребует от пяти лет.
Аналогичного мнения придерживается также первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он рассказал, что современное общество заинтересовано в том, чтобы перейти на осознанное потребление, в связи с чем проблемам экологичности, а также социальным и управленческим аспектам уделяют все больше временных и финансовых ресурсов.
«При помощи ESG-трансформации вырабатывается комплексный подход жизнедеятельности организации – предприятия нацелены не только на получение прибыли, но и на развитие инфраструктуры, а также заложение основ грамотного расходования ресурсов у нынешнего и последующих поколений», — сказал он, отметив, что трансформация сможет благотворно повлиять на работу предприятий Республики Татарстан, результаты которой можно наблюдать у крупных российских компаний.
ESG-трансформация, по словам управляющего партнера коммуникационного агентства SVOBODA Марка Шермана, является хорошим повод в репутационном и практическом плане.
«Тренд на улучшение корпоративного управления, экологичность прописан у многих крупных компаний, в России много говорят о борьбе с выбросами и тд, то есть появляются важные критерии, которым нужно соответствовать. Если партнер крупного предприятия соответствует ESG, то ему может быть проще заключить договор, стать партнером и вообще встраиваться в разного рода сделки. Это позитивно и для привлечения иностранных инвесторов, и для позиционирования предприятия во внешней среде», — считает Шерман.