Русское золото: в Татарстане запустили производство автомобилей Aurus
Сегодня в Татарстане стартовало серийное производство Aurus Senat – легкого (незащищенного) седана в шести базовых цветах. Президент Владимир Путин положительно оценил реализацию проекта. Он отметил, что впервые в стране была с нуля создана линейка автомобилей представительского класса. По его словам, проект важен для развития отечественного автопрома и экспорта, а также экономики Татарстана. «Уверен, что автомобили, которые сойдут с конвейера, будут пользоваться спросом. Как вы знаете, я езжу на таких машинах и сам за рулем неоднократно бывал. Это действительно достойная, качественная машина, соответствующая всем мировым стандартам», — сказал Путин.
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что в этом году планируется выпустить 300-350 автомобилей. В будущем на заводе в «Алабуге» планируется достичь показателя в 5 тыс. единиц в год.
«Татарстан – автомобильная республика. У нас есть «Камаз». Я думаю, Aurus имеет огромную перспективу. Это современнейший автомобиль. Сегодня положено начало. На платформе Aurus будет много автомобилей и разных изделий. Для татарстанских производителей это возможность поставить на это производство компоненты. Кроме того, созданы новые рабочие места», – сказал президент РТ Рустам Минниханов. Денис Мантуров напомнил, что, например, в коллаборацию с Aurus вступил Казанский вертолетный завод и его моделью «Ансат».
Первые авто Aurus Senat планируется передать на дистрибуцию в партнерские автосалоны на будущей неделе, сообщил журналистам гендиректор ООО «Аурус» Адиль Ширинов. Машины будут доступны для тест-драйва в Москве, до конца года планируется запустить дилерский центр в Санкт-Петербурге, в перспективе – в Казани, Сочи, Красноярске, Екатеринбурге. На сайте автосалонов стоимость Aurus Senat стартует от 18 млн рублей.
Количество имеющихся заказов топ-менеджер назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну. В марте 2020 года Ширинов говорил о 700 предзаказах, из которых 65 – на преддоговорной стадии.
По словам Ширинова, предприятие ориентировано на экспорт: порядка 70-80% производимых авто в 2021-2030 годы планируется сбывать за границу, остальное – в РФ. Одним из ключевых рынков является регион MENA (Средняя и Северная Африка).
«На нем сейчас сосредоточены наши основные усилия. Регион большой – порядка 20 государств, и, самое главное, емкий с точки зрения люксового бренда. Основные усилия, работа по сертификации ведется в этом направлении. Наша задача в этом году решить эти вопросы и в 2022 году выйти на этот рынок. Далее мы планируем идти по Азии (я имею ввиду китайский рынок): там основные лакомые куски. После этого будем смотреть европейский рынок», — сказал глава ООО «Аурус».
У «Аурус» три акционера: доля ФГУП «НАМИ», которое представляет министерство промышленности и торговли РФ, составляет 63,5%, инвестиционный фонд Tawazun Strategic Development Fund из ОАЭ владеет 36%, еще 0,5% у ПАО «Соллерс».
Инвестиции в индустриальную часть проекта (сборочную площадку, сварочный комплекс и модернизацию окрасочного комплекса), составили, по словам Адиля Ширинова, порядка 2 млрд рублей. В ноябре 2020 года, когда инвестпроект по организации сборки Aurus рассматривал наблюдательный совет «Алабуги», сообщалось, что будет вложено 6,6 млрд руб. Стратегический партнер арабский фонд Tawazun должен инвестировать 110 млн евро. Сегодня Ширинов заявил, что окупить инвестиции планируется не более чем за 7 лет. Однако, по его мнению, этот срок может сократиться до 6.
Владимир Путин отметил, что при производстве авто используются порядка 70% комплектующих российского производства. Например, кузова собирают на заводе Ford Sollers в «Алабуге», двигатели – производства Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ». Также отечественным является софт.
Президент РФ отметил, что к 2022 году уровень локализации производства должен составить 80%. Сейчас это 53%. «Если говорить в сравнении с другими отечественными производителями, Aurus будет самым российским автомобилем», – отметил в беседе с журналистами Денис Мантуров.
Главный конструктор Aurus Вадим Переверзев отметил, что для производства кузовов используется железо высокой прочности. Адиль Ширинов добавил, что завод сможет выпускать автомобили с «различными версиями брони». Однако для оснащения Aurus тяжелой броней, наивысшей степени защиты по мировым стандартам, потребуется модернизация производства.
«Данное производство ориентировано на выпуск автомобилей Aurus Senat и внедорожника Comendant. Далее мы пока не рассматривали и не делили, где какие автомобили будут производиться. Сейчас бронированные автомобили производит «НАМИ». Пока это будет так. Но и говорить об ограничениях для этого производства я бы не стал: все возможно с учетом определенных модернизаций и экономической целесообразности», – сказал Ширинов.
Денис Мантуров сообщил журналистам, что в настоящее время для Aurus разработан лабораторный образец водородной топливной установки. Он, по его словам, является единственным мире. В будущем, отметил министр, помимо автомобилей на традиционном топливе, должны появится гибридные модели, а также электромобили представительского класса.
Аналитик «Фридом Финанс» Антон Скловец считает, что рынок для данного проекта является специфичным и узким. «Его перспективы выглядят амбициозно, но очень туманно. Если удастся добиться конкурентной цены, то шансы возрастут, но не стоит забывать, что автомобиль качественной ручной сборки при высокой цене и выпуске в 250-300 автомобилей в год имеет в России ограниченные условия к долгосрочным перспективам развития», – сказал Скловец.
Он отметил, что автомобили российского производства стоимостью свыше 20 млн. рублей будут иметь спрос в сегменте эксклюзивных автомобилей. «Это ставит его на одну ступень с топовыми моделями Bentley и Mercedes-Maybach, поэтому конкурировать придется с многолетним немецким и английским качеством», – сказал Скловец..