Минниханов не будет регистрировать свой инстаграм как СМИ
Татарстанские чиновники-блогеры пока не собираются в соответствии с вступающим в силу законом регистрировать свои аккаунты в социальных сетях как средства массовой информации. В аппарате президента говорят, что его тви-лента, в которой значится 37,5 тысяч подписчиков, под требования Роскомнадзора не подпадает, его подчиненные тоже не считают себя популярными источниками. Активность в социальных сетях татарстанской бюрократии пока очень низка, и это серьезное упущение для ее имиджа, констатируют в агентстве, обучавшем чиновников работе с публичной информацией.
Сегодня в России начинают действовать законодательные нормы, согласно которым блогеры, имеющие ежедневно более 3 тысяч посетителей в своих аккаунтах, обязаны регистрироваться как средства массовой информации. Они должны размещать на своей странице фамилию, имя, отчество и контактные данные, а также наравне с журналистами нести ответственность за публикуемую информацию. Внести свое имя в реестр СМИ блогеры могут на специально созданном ресурсе, который заработал ночью 1 августа.
Под эти правила могут попасть и известные татарстанские политики, имеющие в своих социальных сетях тысячи читателей. Впрочем, таких всего единицы. Среди активных пользователей соцсетей, из которых наиболее популярен твиттер, президент Татарстана Рустам Минниханов, мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев, министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов и бизнес-омбудсмен республики Тимур Нагуманов. Блог в твиттере есть и у спикера Госсовета Фарида Мухаметшина. Хотя он имеет 3,3 тыс. подписчиков, свою ленту в последнее время обновляет редко.
Рустама Минниханова в твиттере читают 37,5 тысяч человек. Аккаунт президенту в этой соцсети завела в 2011 году Тина Канделаки. Минниханов лично ведет блог, где раньше публиковал небольшие сообщения и отвечал рядовым татарстанцам, а теперь в основном размещает фотографии через приложение инстаграм. Фото президента в приложении смотрят 34 тыс. человек. «У президента в инстаграме 1,5-2 тыс. посетителей в день. Бывает три тысячи, но редко», - сказал РБК-Татарстан пресс-секретарь президента Андрей Кузьмин. По его словам, проблемой регистрации президентского аккаунта в пресс-службе еще не озаботились. «Мы еще не получили от Роскомнадзора указаний, что делать, но пока, по нашим данным, нам (регистрация) не грозит», - говорит он.
Наслышан о требованиях Роскомнадзора и Василь Шайхразиев. В твиттере он имеет рекордное после Минниханова число читателей – 13,7 тыс. человек и еще 5 тыс. друзей – в Facebook. Сколько людей посещает тви-ленту, челнинский мэр не знает, но выразил готовность при необходимости исполнить требования Роскомнадзора. «Не считал и не могу сказать. Но если будет больше (трех тысяч), буду думать. Здесь больше да, чем нет!», - ответил он РБК-Татарстан в личном тви-письме.
«Не думаю, что это будет актуально для меня, я же не заядлый блоггер», - говорит глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Линар Якупов. На страничке твиттера у него 2,5 тыс. читателей, еще 500 – во втором аккаунте, где он дублирует сообщения на английском языке. С ним оказались солидарны Роман Шайхутдинов (имеет 3,3 тыс. тви-читателей) и помощник министра экономики Наталья Таркаева (1,1 тыс. читателей), которые заявили РБК-Татарстан, что до статуса прессы им еще далеко.
«Я думаю, что в соцсетях наши чиновники недостаточно активны. Есть отдельные руководители, но это их личная позиция, профессиональная потребность», - говорит руководитель пиар-агентства «Теория Дарвина» Ленар Файзутдинов. В 2011 году он проводил лекцию для татарстанской чиновничьей элиты по теме эффективной работы в социальных сетях, в которой принимал участие и Минниханов. С тех пор, отмечает Файзутдинов, активных в публичном информационном пространстве чиновников стало ненамного больше, и те стараются выбирать соцсети с экономией рабочего времени.
«В твиттере можно просто разместить фото, реплику и тем самым создать эффект присутствия, не погружаясь в глубокую коммуникацию. И вообще, умение писать – специальный навык, и не все им хорошо владеют, чтобы выглядеть хорошо в Facebook, вконтакте или живом журнале», - объясняет он предпочтения татарстанской бюрократии.
Между тем, по его словам, грамотная работа в соцсетях чиновничьей элите Татарстана необходима. «К примеру, в сторону министерства здравоохранения идет большой поток негативной информации: там врачи не справились, здесь пациент умер. Соцсети - это простой и доступный способ донести о себе информацию, и министр не должен быть одинок в этом, вся отрасль в лице армии руководителей должна активно формировать повестку», - говорит он.
Елена Иванова