Решение для бизнеса: в Татарстане растет спрос на эквайринг
В мае 2025 года количество заявок на подключение эквайринга выросло на 67%, по сравнению с январем, а по отношению к апрелю – на 140%, рассказала РБК Татарстан аналитик Банки.ру Эряния Бочкина. В ВТБ спрос также растет – с начала года эквайринг подключили более 500 компаний республики. В «Газпромбанке» в Татарстане за май-июнь поступило более 50 заявок, что сопоставимо с аналогичным периодом прошлого года. По данным «Ак Барс Банка», интерес клиентов к эквайрингу в РТ в этом году вырос на 32%.
Безналичные платежи
Использование безналичных платежей позволяет расширить круг потенциальных клиентов и открыть новые возможности для развития бизнеса, рассказала РБК Татарстан управляющий ВТБ в Татарстане – вице-президент банка Марьям Давлетшина. По ее словам, большинство жителей республики предпочитают оплату банковской картой или платежным стикером и зачастую не носят с собой наличные. На сегодня карты остаются основным средством безналичной оплаты, подтвердила Бочкина.
Доля платежей наличными в розничной торговле с каждым годом снижается, сообщил РБК Татарстан старший проектный лидер Frank RG Дмитрий Новоченко. По итогам прошлого года она не превышала 15%.
«Также остается серый рынок, когда продавцы принимают оплату за свои товары или услуги через переводы с карты на карту. Однако с такими практиками активно борется ФНС», — отметил эксперт.
Рынок эквайринга в 2025 году продолжает демонстрировать устойчивый рост и активную цифровую трансформацию, заявил РБК Татарстан исполнительный директор по транзакционному бизнесу «Газпромбанка» в РТ Кирилл Косогорцев. По его словам, серьезных барьеров для его дальнейшего развития нет.
«Напротив, бизнес готов к внедрению новых решений, а потребители все активнее переходят на безналичные формы оплаты», — сказал Косогорцев.
Спрос на продукты эквайринга растет, так как тенденция роста безналичных платежей в стране сохраняется, рассказал РБК Татарстан директор дирекции разработки продуктов корпоративного бизнеса «Ак Барс Банка» Андрей Варнаков. На сегодня эквайринг можно расценивать как базовую потребность для всех предпринимателей, работающих в сфере торговли и услуг, считает он.
Внедрение эквайринга дает бизнесу несколько преимуществ, отметила Давлетшина. Например, исключается вероятность получить от покупателя фальшивую купюру или сделать ошибку при выдаче сдачи. Возможность оплатить товар или услугу банковской картой повышает лояльность клиентов и работает на имидж компании. Статистика показывает, что деньги с карты люди тратят легче, а значит, у бизнеса растут продажи за счет увеличения числа покупателей и среднего чека покупки.
«Сейчас клиенты банков участвуют в различных программах лояльности: получают кешбэк или баллы за оплату по карте. При использовании наличных эти бонусы недоступны. При оплате по карте время обслуживания покупателей на кассе сокращается – не нужно проверять купюры и отсчитывать сдачу. Это делает покупки удобнее и приятнее, что, в свою очередь, увеличивает обороты компании», — заявила управляющий ВТБ в Татарстане.
Что есть на рынке
Как сообщила Давлетшина, эквайринг в 2025 году стал одним из основных банковских продуктов для бизнеса. Сейчас игроки рынка активно развивают свои предложения, предлагая бизнесу более выгодные тарифы и современные услуги, обратила внимание Бочкина.
Чтобы привлечь бизнес-клиентов, банки все чаще используют акции снижают комиссию за эквайринг или на время полностью отменяют ее, отметил Варнаков. Например, в ВТБ рассказали, что до конца лета новые клиенты могут пользоваться эквайрингом бесплатно три месяца.
При выборе услуг эквайринга аналитик Бочкина советует обратить внимание не только на размер комиссии, но и на требования к оборудованию, условия подключения и обслуживания, надежность сервисов и наличие поддержки. Новоченко рекомендовал изучить стоимость покупки или аренды оборудования для приема безналичных платежей.
Незаменимый инструмент
С классическим эквайрингом конкурирует Система быстрых платежей – переводы по QR-коду через СБП позволяют сэкономить на комиссии. Этот вариант также активно используют как замену покинувшим Россию Apple Pay и Google Pay, подтвердил Новоченко.
«Оплата через СБП выгодна продавцам за счет более низкой комиссии, в сравнении с традиционным эквайрингом. Если комиссия в традиционном эквайринге, как правило, варьируется от 1% до 3%, то за платежи по QR продавец заплатит менее 1%», — рассказал старший проектный лидер Frank RG.
По данным ВТБ, на сегодня доля оплат по QR-коду составляет 15-20% от общего оборота по эквайрингу. В «Ак Барс Банке» заявили, что с конца прошлого года она выросла с 13% до порядка 20%. В «Газпромбанке» доля оплат по QR-коду в эквайринговой сети в Татарстане составляет от 5% до 25%, в зависимости от сегмента бизнеса. Наибольший объем таких платежей приходится на розничную торговлю, онлайн-сервисы и малый бизнес.
Несмотря на рост доли таких оплат, классические эквайринговые платежи по-прежнему доминируют. Этот сервис в дальнейшем будет лишь усиливаться новыми возможностями, считает Варнаков.
По мнению аналитика Банки.ру, различные альтернативы традиционному эквайрингу, которые представлены на российском рынке, в обозримом будущем не смогут полностью вытеснить его. Рост популярности безналичной оплаты даже в малом бизнесе и на рынках сохраняет потребность в эквайринге и стимулирует его развитие.
Эквайринг – это услуга приема платежей по банковским картам, которую банки предоставляют бизнесу. В ней участвует пять сторон: продавец, покупатель, банк-эквайер, который предоставляет продавцу услуги эквайринга, банк-эмитент, картой которого расплачивается клиент, и платежная система, через которую совершается операция.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан