Учебники по истории без "татаро-монгольского ига" поднимут имидж татар - ученые РТ
Новый учебно-методический комплект по отечественной истории без словосочетания «татаро-монгольское иго» поможет татарам всей России избавиться от комплекса неполноценности, который прививался на протяжении долгих лет, уверены татарстанские ученые. Он признают, что лоббировали изменения формулировок в учебниках истории на федеральном уровне. Учителя же не видят принципиальной разницы в терминах.
Как рассказал в беседе с РБК-Татарстан вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов, один из идеологов работы по продвижению идеи отказа от термина «монголо-татарское иго», новый учебно-методический комплекс демонстрирует, что российское научное сообщество наконец-то услышало своих татарстанских коллег. «Во всем мире, - сказал ученый, - татары негативно воспринимали это словосочетание».
В учебном пособии в главе «Русские земли в середине XIII - XIV веков» использованы формулировки, которые Р.Хакимов обозначил не только как "толерантные", но и "объективные". Вместо татаро-монгольского ига школьники могут в будущем изучать «систему зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»)». По словам Р.Хакимова, в идеале от слова «иго» тоже следовало бы отказаться.
«Слово «иго», с научной точки зрения, является малопонятным, это французский термин, окруженный стереотипами. Вот со словом «зависимость» все становится понятно, - отметил Р.Хакимов. - Мы хотели бы избежать демонизации исторических событий. Отказ от старых терминов позволяет дать объективную картину».
По словам Р.Хакимова, в Татарстане «отказ от татаро-монгольского ига» восприняли на ура. Ученый выразил надежду, что концепция учебного пособия будет утверждена на государственном уровне.
Директор Института истории Казанского (Приволжского) федерального университета Рамиль Хайрутдинов считает, что новый взгляд на отношения Золотой орды и Руси, изложенный в новом учебном пособии, является "большим достижением". По его словам, в нем содержится признание, что между двумя великими цивилизациями существовали отношения взаимодействия и сотрудничества.
«Слава Аллаху, мы на пути к тому, что изменить навсегда отношение к татарскому народу, благодаря полемике, которую инициировали ученые республики, - говорит Р.Хайрутдинов. - Да, учебник получился несколько евроцентристским, однако нельзя не признать, что он выражает национальные идеи, развивает патриотизм. У нас есть повод для дальнейших дискуссий. Я считаю, что сейчас перед нами стоит задача сломать психологию учителей, которые доносят знания до наших детей. Их подход к предмету формировался на протяжении последних 50-60 лет».
Преподаватель истории школы №143, победитель конкурса «Лучший учитель Татарстана 2013» Сергей Шадрин высказал мнение в беседе с РБК-Татарстан, что для него учебник с любой идеологической окраской является лишь сводом исторических дат и событий, который необходим детям для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Словосочетание "татаро-монгольское иго", впрочем, отметил учитель, он на уроках, практически не использует.
«Мне кажется, татары, живущие сейчас в республике и за ее пределами, понимают, что не имеют отношения к татарам 13 века, аналогичного мнения придерживаются и представители других национальностей, - говорит С.Шадрин. - Я думаю, что жонглирование терминами имеет небольшое значение для образовательного процесса. Это просто дань идеям толерантности. Такая же смена вывески, как переименование КГБ в ФСБ, суть-то осталась прежней».
Как ранее сообщал РБК, концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории была опубликована на сайте Российского исторического общества 30 октября. Ученые, в частности, убрали из курса словосочетание "татаро-монгольское иго", определили, чему будет посвящен раздел новейшей истории, а также обозначили примерный перечень трудных вопросов истории России.