Ритейлеры часто сталкиваются с коррупцией при входе в Казань - эксперты
Несмотря на заинтересованность властей Татарстана в появлении в республике новых инвесторов, а самих инвесторов – в новых рынках, крупные ритейлеры регулярно сталкиваются с проволочками и коррупцией. О своих проблемах компании предпочитают умалчивать, но скандальные факты вскрываются: на днях даже прокурор Татарстана публично осудил чиновников за порчу имиджа республики. РБК-Татарстан напоминает, с какими проблемами сталкивались крупные ритейлеры, открывая казанские магазины.
Открытия гипермаркета товаров для дома и строительных материалов "Леруа Мерлен" (входит во французскую группу компаний «Ашан») в Казани ждали с начала 2013 года. Строительство магазина на ул. Чистопольская рядом с ТРК «Ривьера» шло больше года - в итоге дата открытия, долгое время остававшаяся неизвестной, была назначена на 21 мая. Однако за день до открытия гипермаркета компания сообщила, что открытие переносится на июнь по причинам, "связанным с вопросами безопасности и неготовностью документов". Официальное открытие первого магазина состоялось 19 июня.
На днях прокурор РТ Илдус Нафиков рассказал прессе о том, что прокуратура располагает фактами коррупционной схемы, с помощью которой ритейлер пришел в Казань. Татарстанские чиновники, по его версии, вынудили "Леруа Мерлен" заплатить 47 млн рублей за подключение к энергосетям. В скандале оказался замешан сын министра юстиции РТ Мидхата Курманова Ильдар Курманов, занимавший пост начальника юридического отдела министерства энергетики РТ. По информации Нафикова, чиновник предложил ритейлеру услуги строительной фирмы ООО "СЭМ", которую учредила Луиза Курманова, супруга министра, а возглавлял – тесть Ильдара Курманова.
Теперь в отношении Ильдара Курманова возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере с использованием служебного положения). "Фактически действиями чиновников подрывается авторитет у инвесторов к экономике Татарстана и тем процессам, которые происходят в республике", - возмутился Илдус Нафиков и попросил полицию как можно скорее задержать подозреваемого.
Проблемы у французской группы Auchan, в которую входит "Леруа Мерлен", с работой в Казани возникают не впервые. Открытие первого гипермаркета "Ашан" в торговом центре "Южный" переносилось несколько раз с конца 2010 года, гипермаркет заработал лишь в октябре 2011-го. Казанские власти заявляли о том, что застройщик гипермаркета не мог пройти экспертизу второй очереди "Южного" (где и расположился "Ашан") в инспекции Госстройнадзора Татарстана и поэтому не получал разрешение на ввод и эксплуатацию объекта. Тем не менее, участники рынка анонимно объясняли ситуацию давлением казанских властей на французского инвестора, которые якобы защищали от конкурента местного продуктового ритейлера "Бахетле". Владелица последнего Муслима Латыпова, по неофициальным данным, находится в родстве с мэром Казани Ильсуром Метшиным.
Представители компании, впрочем, эту информацию не подтверждают. Пресс-секретарь группы "Ашан" Мария Курносова заявила РБК-Татарстан, что в Казани можно открывать магазины без коррупционных составляющих. По ее словам, трудности, с которыми обычно сталкиваются крупные торговые сети, такие как подключение к коммуникациям, прохождение госэкспертиз, решаемы. «Мы предпочитаем нивелировать эти проблемы, лучше подождать и урегулировать их, чем, например, давать взятки. Тем более что впоследствии они все равно вскрываются», - сказала М. Курносова.
Глобальная сеть шведских гипермаркетов товаров для дома ИКЕА задумалась о строительстве магазина в Казани в начале 2000-х годов, а переговоры с казанскими властями закончили только к концу 2002 года. Тогда представители IKEA заявили, что строительство займет не больше полугода, однако открылся гипермаркет в марте 2004-го. Причины такой проволочки никто не прокомментировал.
Напомним, шведский ритейлер не раз жаловался на бюрократические проблемы с открытием магазинов в российских регионах. Например, в Самаре ритейлер сначала целый год не мог получить земельный участок, а затем еще четыре - получить разрешение на ввод в эксплуатацию. "Совет директоров группы компаний IКЕА по России ставит под сомнение возможность продолжения инвестиционной программы в России в связи с непредсказуемым характером административных процедур в ряде регионов»,- заявлял в 2009 году генеральный директор IКЕА в России Пер Кауфман. Впрочем, первый генеральный директор ИКЕА в России Леннарт Дальгрен заявил прессе, что нигде в мире открытие ИКЕА не происходило так быстро, как в Казани.
Сроки открытия срываются и у торговых сетей, которые уже присутствуют на рынке республики. Например, открытие второго в Казани магазина Метро Кэш энд Керри, которого ждали в четвертом квартале 2011 года (эту дату назвал член Совета директоров «Метро Групп» Франс Муллер на встрече с премьер-министром РТ ильдаром Халиковым), состоялось только в марте 2012 года.
По словам руководителя отдела корпоративных и внешних коммуникаций Метро Кэш энд Керри Оксаны Токаревой, Метро - крупный инвестор, вкладывающий по 20 млн евро в один магазин, встречает "благосклонное отношение" со стороны властей и с проявлениями коррупции не сталкивался. "За 12 лет работы мы, как правило, сложностей с заходом в какой-либо регион не встречали. Если они и возникали, то были связаны с количеством времени, которое требовалось на открытие магазина", - рассказала она РБК-Татарстан.
С проблемами коррупции и бюрократических проволочек сталкиваются не только ритейлеры, но и любые предприятия во всей России, констатирует эксперт-маркетолог, бывший директор по маркетингу сети магазинов «Бахетле» Игорь Шевелев. «Вопрос в том, готовы ли компании идти «окольным» путем», - говорит он.
«Парадокс в том, что все заинтересованы в открытии нового бизнеса в Татарстане, и власть, которая много делает для этого, создавая, например, особые экономические зоны, и сами компании. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-то сказал, что это было легко. Наоборот, все говорят о том, как это было сложно. Экономика готова развиваться, высшее руководстве республики борется за привлечение инвесторов, но так называемый «промежуточный пласт» чиновников (чиновники "средней руки" - РБК-Татарстан) не способен работать эффективно и быстро», - говорит эксперт.
По словам И. Шевелева, многое действительно зависит от того, кто как «умеет договариваться». «Когда сеть «Бахетле» после одного из зарубежных продуктовых ритейлеров зашла в один из казанских торговых центров, она была в шоке от санитарного состояния помещения. Как так, если нас так тщательно проверяли, а в том, что осталось от иностранцев, не то что готовить, но и торговать нельзя было», - привел он пример.
Комментируя инцидент с «Леруа Мерлен», он сказал, что если решение о сотрудничестве принимали руководители компании из Франции, то они, по-видимому, были уверены, что получат полный пакет услуг «под ключ», поскольку сознательно на взяточничество настолько крупная международная компания не пошла бы.
Тем не менее, эксперт считает, что теоретически войти на рынок Татарстана, не будучи замешанным в коррупции, можно. «Но нужно понимать, что сроки будут очень большими» - сказал он РБК-Татарстан. По словам Шевелева, для ритейлеров это бывает проблемой, поскольку используются, как правило, заемные средства и их нужно «отбивать».