Инклюзивное образование: хорошо это или плохо?
В настоящее время в Татарстане проживают более 320 тыс. людей с ограниченными возможностями здоровья, из них более 14,5 тыс. – дети-инвалиды. Программа “Доступная среда” помогла во многом улучшить условия жизни людей с ограниченными возможностями. За четыре года реализации программы удалось адаптировать более 460 объектов. Однако создание безбарьерной среды — это не только физическая доступность учреждений различных сфер.
Социализации людей с инвалидностью в последние годы также уделяется большое внимание. Если для взрослых маломобильных граждан одним из важных факторов является трудоустройство, то для детей с инвалидностью на первый план выходит возможность получить образование.
В последнее время в обществе активно обсуждается тема инклюзивного образования. Система обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в условиях обычного детского сада и школы уже начала реализовываться в некоторых татарстанских образовательных учреждениях. Однако и сегодня возникают вопросы о необходимости совместного обучения и воспитания детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками.
По словам директора реабилитационного центра «Апрель» г. Казани Татьяны Трифоновой, отношение к инвалидам в обществе меняется с каждым годом. И то, что детей-инвалидов сегодня принимают в обычные детские сады и школы — это большой шаг вперед. Но к этому вопросу нужно подходить с большой осторожностью, считает она.
«Инклюзия позволяет детками, которых раньше точно бы вывели на надомное обучение, все-таки остаться в обычной школе. Однако нельзя всех детей-инвалидов поголовно сажать за парты со здоровыми ребятами. Для некоторых детей будет лучше в коррекционной школе или на надомном обучении. Ведь инклюзия - это когда мы максимально двигаемся в направлении к ребенку. У него есть индивидуальная программа и мы хотим ему помочь. А быть ли ему в обычной школе или в коррекционном классе — это надо решать в каждом конкретном случае. Надо подходить к этому очень грамотно. Может быть стоит привлечь к этому экспертов, лучше тех, кто знает этих детей и работает с ними», - говорит Татьяна Трифонова.
На сегодняшний день образовательная сфера адаптирована для нужд людей с ограниченными возможностями на 32 процента.