Альметьевцы вскоре могут стать зажиточными, здоровыми и мобильными
Это первый в России опыт комплексного подхода к развитию велоинфраструктуры с участием иностранных дизайнеров и основанный на результатах исследований.
При проектировании городской велодорожной сети был изучен мировой опыт, в частности датчан, имеющих 100-летнюю практику строительства велодорог. Идея поручить проектирование городской велоинфрастуктуры датчанам принадлежит мэру города Айрату Хайруллину.
Проект предполагает строительство двухсот километров велодорожек, появление на перекрёстках велосветофоров и специальных поручней, позволяющих ждать зеленого сигнала, не опуская ног на землю. После реализации плана на велосипеде можно будет за двадцать минут доехать в любую точку города.
Хайруллин говорит, что к решению велосипедизировать город его подтолкнули результаты опросов: “Один из самых значимых показателей — 74% автолюбителей готовы пересесть на велосипед, если будет комфортная, безопасная и удобная велоинфраструктура”.
Что важно — у альметьевского мэра есть понимание приоритетов.
“Существующее сообщество, которое ездит на велосипедах, мы ему не нужны. Они и без нас ездят, — говорит Хайрулин. — Задача государства, развивая инфраструктуру, дать возможность тем людям, которые ещё не ездят, но готовы пересесть на этот удобный, дешевый, мобильный вид транспорта”.
В городе, например, хотят уравнять процент мужчин и женщин, передвигающихся на велосипеде, а также пересадить на велосипеды часть школьников, которые пока добираются на учебу на родительских машинах. В Альметьевске подсчитали, что примерно треть автомобильных поездок — это как раз доставка детей в школы. “Если всего на 20% уменьшить количество автомобильных перевозок родителями в школы и создать удобную инфраструктуру, где ребенок может безопасно доехать до своей школы на велосипеде, количество автопоездок сократиться на 60 000 км”, — рассказывает Хайруллин.
Мэр также прогнозирует, что велосипедизация станет стимулом для малого бизнеса и позволит снизить затраты на здравоохранение — благодаря велосипедам горожане станут более здоровыми. И зажиточными — ездить на велосипеде дешевле, чем на машине.
При этом, “силком никого на велосипед сажать не будут”, хотя некоторые отрасли городского хозяйства будут велосипедизированны централизовано. Например, предполагается выдать велосипеды ста альметьевским почтальонам. “У них уже сформировался запрос”, — объясняет мэр.
В 2016 году будет построено 50 километров дорожек, расположенных на четырнадцати улицах. Велодорожки проложат с обеих сторон улиц. Параллельно с этим расширится сеть тротуаров. Также планируется установить конструкции с подкачкой шин.
Часть дорожек продолжат за счёт сужения проезжей части. Они будут обособлены от автомобилей и от тротуаров за счёт расположения на другом уровне. Там, где скорость движения не превышает 40 км/ч (например, на внутриквартальных улицах) капитального строительства не предполагается, а велодорожки обозначат с помощью разметки. Но это — в исключительных случаях. Основная доля велодорожек будет обустроена “за счёт буферных зон”. То есть — на территории, примыкающей к проезжей части улиц. Кроме этого должны появиться велопарковки и специальные закрытые велобоксы, более 100 светофоров будут оборудованы дополнительными сигналами для велосипедистов и установлены 115 дорожных знаков.
По словам первого заместителя начальника МУП «АГУАД» Альберта Халяпова, работы идут строго по плану, сейчас в разработке находится около 15 км велосети, под асфальт сделано 3 км дороги. Строительство ведется на улицах Ленина, Герцена, Фахретдина, Шевченко, Белоглазова, пр.Тукая. Для строительства велотрассы по самым современным технологиям была закуплена специальная техника — тротуарный асфальтоукладчик и дорожный каток. На это было выделено 10 миллионов рублей из местного бюджета.
Альберт Халяпов отметил, что строительство велодорожной сети в рамках плана, разработанного датским бюро Copenhagenize ведется технологично. Рассмотрены самые разные варианты дорожной конструкции, из которых выбран наиболее оптимальный с учетом коммуникаций. Среди выбранных решений – использование геоткани, позволяющей предотвратить рост корневой системы растений, чтобы дорожка смогла служить долгие годы.