Рынок автомобилей в 2017 году вырастет на 6-8%
Выпуск легковых автомобилей в России падает с 2013 года (см. график). В частности, за январь-сентябрь 2016 года объём производства легковушек снизился на 11,8%, составив 810 тысяч машин, хотя суммарная мощность производственных площадок находится на уровне 3 млн. Выходит, заводы сегодня загружены, в среднем, меньше чем на 40%. Но, как считают эксперты, в 2017 году автомобильный рынок России может вырасти на 6-8%. Главным условием роста эксперты называют продолжение государственной поддержки спроса на машины.
«Рынок автомобилей существенно падает третий год подряд, поэтому необходимы серьезные долгосрочные меры поддержки не только автопрома, но и экономики в целом. Ford Sollers верит в российский рынок и ожидает его восстановления в долгосрочной перспективе, однако в среднесрочной рынок остается очень тяжелым. Поэтому мы считаем, что господдержка крупнейших инвесторов в автопром, в том же объеме, необходима и в следующем году, так как это ключевой фактор стабильности на рынке. В данный момент других драйверов для восстановления или укрепления рынка в 2017 году нет», - сообщила РБК-Татарстан представитель компании Ford Sollers Елизавета Новикова.
Правительство стимулирует спрос с помощью нескольких программ, включая проект обновления автопарка, автолизинг и автокредитование, госзакупка техники и проч. Всего в помощь автопрому в этом году было выделено почти 65 млрд рублей.
В следующем году Минпромторг предлагает вместо самой крупной программы, - обновление автопарка - запустить несколько узконаправленных: «Первый автомобиль», «Русский тягач», «Автомобиль для села» и т.д., но каким в итоге будет набор стимулирующих мер и их условия, еще не решено, отмечают сотрудники автоконцернов.
«Государственная поддержка автопрома сейчас выглядит, как аппарат искусственного дыхания, - комментирует меры госпомощи, оказываемые правительством, старший аналитик Альпари Анна Бодрова. - Пока она есть, больной дышит. Как только потоки денег, в рамках субсидий или поддержки покупателей, иссякнут - сектор встанет. С другой стороны, предприятия слишком масштабны, чтобы допустить выпадение такого количества рабочих мест. Вот и получается замкнутый круг. А цели по продажам автомобилей можно ставить какими угодно, важно только, чтобы было кому продать произведенную продукцию. Покупательская способность россиян в этом году перестала резко понижаться, но и расти тоже не начала».
Несмотря на общее снижение продаж, по сравнению с прошлым годом почти на 10%, интерес к автомобилям в Татарстане постепенно растет и уже в следующем году отложенный спрос может скорректировать продажи на авторынке в сторону со знаком плюс.
«В республике интерес к автомобилям в последние несколько месяцев действительно вырос. По моему мнению, здесь играет роль отложенный спрос и меры господдержки. В следующем году эта динамика продолжится при том, что уровень поддержки нам обещают примерно такой же. Думаю, что рынок автомобилей в 2017 году вырастет на 6-8%. Несмотря на то, что цены выросли, люди все равно копили деньги. Машины стареют, выходят из строя, и их приходится менять», - рассказал РБК-Татарстан руководитель отдела продаж одного из автосалонов Казани Игорь Русанов.
По оценкам аналитиков РБК-Татарстан, в ближайшие год-два производство новых авто в России вряд ли превысит 2 млн автомобилей.