Минимальная ставка по автокредиту до сентября опустится ниже 6,9%
Рынок автомобилей и автокредитов
Автомобильный рынок в России снижался четыре года и только сейчас стал демонстрировать признаки восстановления. В первом квартале производство выросло на 23%. Поводы для восстановления стлали появляться в прошлом году, когда был замечен рост продаж на вторничном рынке. Последний всплеск в сегменте наблюдался в 2010 году и по истечении 5-6 лет – традиционного возраста использования авто, сегодня возникает естественное замещение, а значит и новый этап роста продаж.
«Вторым фактором, влияющий на динамику авторынка, является восстановление российской экономики: рост ВВП, рост промышленного производства. Есть позитивные сдвиги и в отстающем индикаторе – доходы населения, предпочтения которого смещаются от накопления средств к их трате. Этот тренд должен закрепиться», - считает ведущий аналитик «Альпари» Роман Ткачук.
По его словам, на темпы автомобильного рынка влияет и снижение ставок. Политика ЦБ стимулирует банки более активно бороться за клиента, предлагать выгодные условия, в том числе и по автокредитованию, ставки которого сегодня не выглядят запредельными – 7-12%. Доля автокредитования в общем объеме автопродаж сегодня составляет 44% и в ближайшее время льготные программы и господдержка могут довести ее до 50%. В основном это касается бюджетных авто российского производства, но и иномарки сегодня также реализуют трейд-ин, программы утилизации, позволяющие расти продажам.
К слову, по данным «Автостата», продажи новых автомобилей в республике с начала года выросли почти на 15%. Однако аналитики в своих прогнозах опираются на данные по регистрации новых авто в ГИБДД, не учитывая регистрацию легкого коммерческого транспорта, потому и данные Ассоциации европейского бизнеса отличаются.
Перспективы снижения ставок автокредитов
В рамках госсубсидий в 2016 году средневзвешенная ставка наблюдалась на уровне 11,7%, на текущий момент она составляет 10%. Тенденция к дальнейшему снижению, по мнению директора Центра автокредитования ВТБ24 в Татарстане Ильи Пахомова, будет продолжаться и далее.
«Я не исключаю, что мы уже до сентября сможем увидеть минимальную ставку ниже чем 6,9%. Это программа реальна на основе госсубсидий, но и без нее существуют способы субсидирования ставки. К примеру, сегодня есть марки, на которые российская госпрограмма не распространяется – Subaru, Suzuki, Volvo, Land Rover, Jaguar. Производители этих марок совместно с банками запускают программы прямого субсидирования ставки, благодаря чему автомобили также можно приобрести по кредиту со ставкой от 6,9%», - отмечает Пахомов.
По его словам, в сегменте автомобилей с пробегом до сих пор преобладают не автокредиты (20% от всего объема), а кредиты наличными, к которым привыкло население. У новых авто динамика несколько другая: кредитная доля составляет 40-50% в зависимости от успешности дилера. В продажах между физлицами показатель еще ниже – 10%. Банки сегодня по-разному работают над миграцией клиентов из потребкредита в автокредит. ВТБ24, в частности, работает над комфортными ставками. За первые пять месяцев ВТБ24 нарастил в Татарстане портфель автокредитов до 4 млрд рублей, нарастив в количестве выданные кредиты на 23%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В сегменте автомобилей с пробегом банк выдал 125 млн рублей кредитов с начала года, увеличив продажи в четыре раза по сравнению с прошлым годом.
Средний размер автокредита в Татарстане, по данным ВТБ24, сегодня 520 тыс. рублей. За первые пять месяцев 2015 года эта же сумма составляла 273 тыс. рублей, в 2016 году выросла до 504 тыс. рублей, в 2017 году продолжает расти, достигая на сегодняшний день 594 тыс. рублей.
Предпочтения татарстанцев
По результатам продаж за 5 месяцев 2017 года KIA впервые обогнала по продажам в Казани «Ладу». Лидером рынка в Татарстане является «Лада», оставаясь самым популярным брендом. В Топ входят также KIA, Renault и Hyundai. В последние 2 года рост цен на авто шел медленнее темпа падения рубля. Коммерческий директор «ТрансТехСервис» Тимур Валиуллин отмечает, что в среднем курс доллара и евро вырос почти в два раза. «Цены же на автомобили увеличились только на 70-80%, так что предпосылок для снижения цен нет, скорее наоборот». По словам Валиуллина, премиальный сегмент авто в Татарстане остается на уровне прошлого года. Массовый, в свою очередь, показывает наибольший рост. Автодилеры и ТТС, в частности, делают основную ставку на наиболее растущий сегмент автомобилей с пробегом.
«Этот рынок, во-первых, в разы больше рынка новых автомобилей. Во-вторых, до недавнего времени он был хаотичным – рынок серых дилеров, перекупщиков. Сегодня, после четырех лет определенных усилий, мы смогли достичь доли в 15% на рынке Казани и 20% - в Набережных Челнах. Такие цифры говорят о том, что у рынка еще есть достаточно высокий потенциал роста. И клиенты, как сдающие так и покупающие авто с пробегом все больше делают ставку на безопасность, получение юридических гарантий чистоты сделки и получения технической гарантии», - добавил Валиуллин, отметив, что речь только о рынке иномарок. В ТТС, к слову, соотношение продаж новых авто и машин с пробегом составляет три к двум.
Остаточный платеж
Среди новых тенденций на рынке автокредитования – кредит с остаточным платежом. Это разновидность займа с первоначальным взносом, погашением ежемесячных платежей, но возможностью 50%-ого остатка долга на момент погашения кредита. Предполагается, что клиент может остаток погасить из собственных средств, либо сдать автомобиль в трейд-ин дилеру. Последний вариант предполагает погашение остатка, наличие средств для первоначального взноса и возможность покупки нового автомобиля. Это некая форма пожизненной аренды, которая на мировом рынке сегодня более чем распространена. Остаток, к слову, можно пролонгировать на долгий срок и выплачивать по комфортным условиям.
Популярность услуга нашла и в Татарстане, где с начала года ВТБ24 нарастил продажи в 30 раз к аналогичному периоду 2016 года. Объем автокредитов в банке с остаточным платежом сегодня превысил отметку в 246 млн рублей, - это почти каждый четвертый займ на новое авто.
Страховой рынок
При росте продаж новых авто, сборы по КАСКО остаются на уровне прошлого года. Многие клиенты предпочитают выбирать более дешевые продукты с ограниченным покрытием, отмечает директор «ПСК Страхование» Рустэм Сабиров. «Если раньше автолюбители предпочитали защищать себя от всех рисков, сегодня преобладают варианты покупки части страховки, с покрытием угона, к примеру. Все остальное готовы компенсировать из собственного кармана, а многие просто отказываются от КАСКО», - отметил Сабиров.