Сколько стоит идеальное зрение: анализ рынка оптики в Татарстане
По данным экспертов Министерства здравоохранения, потребность россиян в очках составляет около 30 млн штук в год. Практически каждый второй житель среднего или крупного города имеет дефекты зрения. Каждый пятый вынужден использовать средства коррекции и, по мировым стандартам, должен обращаться к врачам-офтальмологам с целью проверки зрения и назначения лекарственных препаратов и средств коррекции не реже одного-двух раз в год. Именно по этой причине салоны оптики в крупных городах изобилуют количеством, как продуктовые магазины и аптеки.
Ориентир на белые халаты
Настоящие салоны оптики от простой торговой точки отличают несколько факторов: товар, оборудование, квалификация технических специалистов и врачей. Последнее, пожалуй, определяющий момент, поскольку профессиональный салон должен иметь врача-офтальмолога или оптометриста, компетентного в вопросах профессионального подбора средств коррекции зрения. «Не стоит выбирать очки, полагаясь на собственную интуицию, даже если вы носите очки не первый год и знаете о недостатках своего зрения. Очень важно верно определить аномалии рефракции пациента, и на основании проведенного обследования подобрать наиболее подходящий конкретно для этого пациента вид коррекции зрения – очки, контактные линзы, аппаратное лечение и другие», – считает эксперт РБК-Татарстан врач-офтальмолог Ирина Дремина. По ее словам, при выборе очковых линз стоит акцентировать внимание на материале - стекло и пластик. Последний в сравнении с первым более ударопрочный, легкий и безопасный материал, кроме того, тоньше стеклянных очков и не утяжеляет оправу. Но на пластиковых легче остаются царапины. «Также важно обратить внимание на то, как оправа сидит на переносице – она не должна сползать или давить, так как, если оправа будет сползать, сместится оптический центр линзы, и, как следствие, коррекция зрения будет происходить неверно», – уточнила Дремина.
Кстати, в большинстве казанских оптик прием врачей – услуга не бесплатная, к тому же зачастую только по предварительной записи, как, к примеру, в салонах «Идеал Оптика», «Око», «Вияна», «Я вижу» и «Мио». Без записи профессиональную проверку зрения корреспондент РБК-Татарстан прошел в «Корд Оптике» и салоне «Планета оптики». В обоих случаях это удалось сделать бесплатно – в первом за счет акции по будним дням, во втором – за счет акции, объявленной на месяц. Можно пройти и бесплатную онлайн-проверку – в «Корд Оптике», к примеру, на сайте компании есть сразу несколько опций. Что же касается проверки на месте, то важно обратить внимание на оснащение кабинета врача, в котором, как минимум, должна быть щелевая лампа, офтальмоскоп, авторефрактометр и проектор для таблицы проверки зрения.
Отметим, что местоположение на обязанность оптики иметь специалиста никак не влияет. Даже если салоны дислоцируются в торговых центрах, они должны быть оборудованы медкабинетом, и это требование выполняется крупными участниками рынка. Хотя компании все-таки стараются занимать более значительные площади и привлекать к работе с клиентами штат профессиональных специалистов. В «Планете Оптики», «Корд Оптике», салоне «Идеал» есть место не только стеллажам с товаром, кабинету для проверки зрения, но и зонам, где клиенты могут присесть и побеседовать с консультантами.
Есть варианты и для более искушенных. Так, во время посещения салона Versale создается ощущение присутствия в другой стране: дизайнерские застекленные шкафы с разнообразными очками, кресла и столики как во французских кофейнях. И продукция там выставляется соответствующая: это всемирно известные бренды Bentley, Carolinа Abram, Cartier, Chrome Hearts, Balenciaga и другие марки.
Равнение на импорт
По данным Министерства промышленности и торговли, основа ассортимента российских салонов оптики – импортные товары. На сегодняшний день наибольшее количество поставок приходится на страны Азии – 65%. Около 20% занимает оптика европейского производства, а оставшаяся доля приходится на продукцию отечественных производителей. На рынке очковой оптики выделяются два крупных сегмента: очки и контактные линзы, отдельную группу составляют аксессуары. Чтобы разобраться во всем этом, нужны консультации профессионалов-оптиков. Если вам дают в руки зеркало и по очереди достают из шкафчика очки – это не есть правильно, хотя именно так, вдобавок со скучающим видом, обслуживают продавцы мини-салонов оптики на «островках» в торговых центрах или стендов в общественных переходах.
Эти локации, к слову, вообще лучше упускать из виду, хоть там и можно найти «средний чек» в 500 рублей, даже если речь о солнечных очках. Здесь высокий риск нарваться на подделку, а экономия и покупка некачественных очков в конечном итоге приводит к болезням глаз. Всем известно, что недостаточный уровень защиты от ультрафиолета приводит к ожогу сетчатки глаза. Однако линза – это далеко не все, на что нужно обращать внимание при выборе очков. Вторая важная составляющая очков – оправа. Только брендовые очки изготавливаются из дорогого ацетатного пластика, долговечного и прочного материала. Он производится из целлюлозы и не представляет угрозы для здоровья, не вызывая аллергии. Контрафактные очки изготавливаются в основном из дешевого пластика, который при контакте с кожей может вызвать шелушение, зуд и покраснение. Поддельные металлические оправы тоже могут представлять опасность для здоровья – низкокачественная сталь содержит никель. Поэтому, прежде чем принимать решение об экономии, стоит взвесить все «за» и «против». Профессиональные салоны оптики имеют лицензии на всю продукцию.
Италия. Франция. Китай. Цена – показатель качества?
Что касается сегмента оправ, сегодня мировым лидером по их производству является Италия, которая далеко опережает все остальные страны. Во Франции также еще работают сильные традиции производства очков. Другие ведущие производители оптики – это Япония, Германия Франция, Гонконг и Китай.
Средний чек в казанских оптиках варьируется от 1,5 тыс. рублей до 5 тыс. рублей. Кстати, большой ценовой диапазон также характеризует оптику как качественную. При этом не всегда настоящие брендовые очки стоят дорого. Салоны часто проводят распродажи, и модели из прошлых коллекций всегда можно купить с хорошим дисконтом в дисконт-центре брендовых оправ. Стоит обращать внимание и на то, изготавливает ли компания бифокальные очки, прогрессивные и фотохромные. Эти типы очков создают максимальный комфорт для глаз, позволяют быстро адаптироваться глазу на нужное расстояние от близи в даль, а также адаптироваться к уровню освещения. В стоимость очков заложены и такие обязательные факторы, как пост-гарантия. Данная услуга позволяет клиенту в течение определенного времени настраивать очки под себя, либо устранять мелкие повреждения, возникшие в результате использования.
Онлайн или оффлайн?
В век интернет-торговли тренд перехода в онлайн-магазины не обошел и салоны оптики. Практически каждая торговая сеть Казани имеет свой сайт, а некоторые и магазин. Высокие технологии проникли настолько глубоко, что сейчас, сидя за компьютером, можно виртуально примерить очки. Задаются начальные параметры – размер головы, форма, тип лица, а дальше все делает робот. Разумеется, перед подобной онлайн-покупкой стоит выполнить примерку вживую, ведь моделировать ощущения от носки очков роботы пока не научились.
Подобную процедуру можно пройти в интернет-версии «Корд Оптики». Сайт обладает простой логистикой с возможностью онлайн-заказа подарочных карт и продукции, онлайн-консультантом, онлайн-проверкой зрения, приложениями для мобильных телефонов и выбором салона на карте. Немного уступает «Планета Оптики», которую можно отметить за собственный блог и отдел новостей, хоть и давно не обновляемый. Замыкает тройку «Идеал Оптика», сайт которой слишком пестрит акциями и ценами, но имеет грамотно работающий интернет-магазин. Оптика «МИО» – федеральный бизнес, поэтому казанской версии сайта как таковой нет, а у оптик «Я вижу», «Вияна» и «Око» есть только аккаунты в социальных сетях.
На продажи через салоны оптики в крупных городах по данным Министерства промышленности и торговли приходится 50% рынка в стоимостном выражении. Остальное – на нецивилизованную торговлю: рынки, лотки и продажи через интернет. Российский рынок очковой оптики очень диверсифицирован и ни одна крупная сеть салонов оптики, даже федеральная, не владеет более чем 10% российского рынка. Потому и такой широкий выбор оптик, в котором очень легко потеряться. Акцентировав внимание на вышеперечисленных факторах, можно упростить муки выбора, а приятным бонусом в казанских оптиках могут стать дополнительные функции, к примеру, оперативные мастерские по изготовлению очков за 1 час.