Госкомпании начнут войну с «антимонопольщиками» за цены на бензин
В уходящем году рост цен на топливо в России опережал темпы инфляции. «Полагаем, что эта тенденция сохранится, учитывая ожидаемое повышение акцизов на топливо с 1 января 2018 года», - считает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее словам, ставка акциза вырастет на 50 копеек с литра бензина, а повышение с следующем году планируется дважды: с 1 января и 1 июля. Получается, что к концу года цена бензина вырастет на 1 рубль. «В среднем бензин может подорожать до 40-41 рубля за литр, причем наибольший рост, скорее всего, придется на второе полугодие 2018 года. У ФАС есть много возможностей сдерживать рост розничных цен на нефтепродукты, но дело в том, что она их не всегда использует: в регионах лобби со стороны крупных госкомпаний достаточно сильное, чтобы противодействовать ФАС и оспаривать штрафы», - подчеркнула Мильчакова.
Эксперт отметила, что перевод нефтяной отрасли с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на налог на добавленный доход (НДД), не скажется на ценах на моторное топливо. «Вероятность замены НДПИ на НДД высока, так как законопроект на эту тему одобрен правительством, но, по нашим оценкам, это событие случится не ранее 2019 года. На ценах пока это не скажется, потому что не решен вопрос о выпадающих доходах бюджета», - считает Наталья Мильчакова. По мнению спикера, внедрение НДД не должно сильно сказаться на розничной цене нефтепродуктов, потому что этот налог вводится именно для того, чтобы облегчить налоговое бремя нефтяникам, а значит, и повлиять на цены. «Остается только ждать, когда интересы госбюджета, нефтяников и различных профильных ведомств придут к общему балансу», - отметила Мильчакова.
Если в прошлом году рост цен на топливо отставал от обшей инфляции, причем даже не взирая на дважды проведенное повышение акцизов, то уже год, как цены на моторное топливо растут с опережением официальной инфляции. Об этом нашему изданию сообщил эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. «На рынок давит совокупность факторов: рост цен на сырье, увеличение ставок акцизов, сокращение объемов производства из-за ремонта и модернизации НПЗ», - считает спикер.
По его словам, продолжение роста цен на моторное топливо ставит под вопрос возможности дальнейшего сдерживания инфляции. «В этом случае стоимость топлива «размазывается» через транспортные издержки на всю экономику. Поэтому, я думаю, будут предприняты меры по сдерживанию темпа роста цен на топлива на уровне официальной инфляции», - полагает Калачев.
Представитель «Финам» отметил, что рост акцизов, хотя они уже достигли веса в 20% от розничных цен на топливо, не имеет такого большого влияния, как кажется. «Вспомним, в 2016 году, несмотря на опасения, рост ставок акцизов не двинул цены. Производители, входящие в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), имели возможность перераспределить маржу между добычей, переработкой и сбытом», - напомнил эксперт. Но к концу года, обратил внимание Калачев, эта возможность была исчерпана, и цены вырвались из-под контроля. Причем, рост оптовых цен опережал розничные. «По данным Росстата, индекс потребительских цен на бензин автомобильный за период с начала года по октябрь показал рост на 5,4%, а индекс цен производителей – на 12,4%», - привел статистику эксперт.
Алексей Калачев полагает, что «вилка» возможностей вошла в норму, и динамика должна стать более пологой. «На мой взгляд, ситуация стабилизируется к весне, а по итогам 2018 года рост розничных цен не должен превысить инфляции. Если она не выйдет из-под контроля из-за каких-либо форс-мажоров», - предположил спикер.
Говоря о влиянии НДД на стоимость моторного топлива, Алексей Калачев обратил внимание на тот факт, что переход от НДПИ к НДД обсуждается так долго, что трудно поверить в близкое завершение проекта. «В целом правительство уже одобрило эту реформу, но сроки ее начала перенесены на 2019 год, и переход будет носить добровольный характер. Так что в 2018 году еще ничего не произойдет с этой стороны, что бы повлияло на рынок», - уверен аналитик «Финам». Да и в будущем, по его словам, введение НДД не должно повысить издержки производителей. «Поэтому, я не думаю, что эта налоговая реформа скажется на рынке топлива»,- резюмировал Калачев.
Начальник отдела по работе с клиентами АО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Сергей Королев считает, что составить объективный прогноз цен на бензин в 2018 году достаточно сложно ввиду огромного количества общемировых и российских факторов. «И все же благодаря повышению акциза на 1 рубль цены опередят инфляцию однозначно. Предположительно в третьем квартале 2018 года они достигнут своего годового пика, ориентировочно 47 рублей за Аи-95. ФАС прилагает усилия для удержания роста цены на бензин на уровне инфляции, как это будет сделано – пока не ясно», - отметил Королев.
Эксперт напомнил, что законопроект о НДД в нефтяной отрасли был одобрен правительством и заработает уже в 2019 году. Предполагается, что новый налоговый режим вступит в силу с 1 января 2019 года. Так что в 2018 году это вряд ли скажется на ценах на моторное топливо», - полагает Сергей Королев.