Закон о прозрачности мессенджеров позволит больше заработать в интернете
Закон о регулировании деятельности сервисов обмена электронными сообщениями (мессенджеров) был принят летом прошлого года и вступил в силу с 1 января. Теперь операторы мессенджеров обязаны идентифицировать пользователей по номеру телефона. Идентификация будет осуществляться на основании договора между оператором связи и мессенджером. Помимо условий по идентификации, на мессенджеры накладываются обязательства организовать техническую возможность отказа пользователей от получения сообщений от других пользователей. Также закон обязывает мессенджеры обеспечить возможность рассылки сообщений по инициативе госорганов и ограничивать рассылку сообщений, содержащих неправомерную информацию.
Если мессенджер не исполняет требования об ограничении массовой рассылки и передачи неправомерной информации, операторы связи в соответствии с законом могут закрыть доступ к сервису по решению суда.
Скептики традиционно заговорили об очередной попытке государства взять интернет под контроль, аналитики не понимали, как новый закон будет действовать. Эксперты рынка в беседе с нашим изданием рассказали о том, что может помешать исполнению закона и как нововведение отразится на самих мессенджерах, пользователях и сотовых операторах.
Борьба со спамом
«Основная задача закона – введение отношений, возникающих при использовании мессенджеров, в правовое поле. Для пользователя по формату использования ничего не изменится. Он уже и так предоставляет информацию о своем номере мессенджеру», - сообщил РБК-Татарстан президент Медиа-коммуникационного союза (МКС) Павел Степанов. По словам эксперта, с точки зрения закона, пользователь будет более защищен в случае нарушения его прав (тайна связи, мошенничество, спам и т.п.) при использовании мессенджера.
«Зарубежному мессенджеру придется договариваться с оператором об идентификации пользователей через абонентский номер. Помимо защиты пользователей, это обеспечит и антитеррористическую функцию», - считает глава МКС. Павел Степанов обратил внимание на тот факт, что возможность анонимного использования мессенджеров сделала их основным инструментом коммуникации не только для населения, но и для преступников и террористов. «Анонимная рассылка через мессенджеры теперь станет невозможной, фактически мессенджеры будут введены в регуляторное поле Российской Федерации. Для операторов мы также видим только преимущества. Закон гарантирует им ведение общих конкурентных правил, поскольку требования к ним и мессенджерам будут уравнены, например, с точки зрения рассылок, блокировки противоправной информации», - отметил спикер. По его словам, до вступления закона в силу на операторов накладывалось больше ограничений в рамках действующего законодательства.
Исполнение закона потребует немало времени
Руководитель проекта IDX, генеральный директор ООО «Системы управления идентификацией» Светлана Белова сообщила РБК-Татарстан, что принятие нового закона о мессенждерах может позитивно отразиться на бизнесе, поскольку позволит идентифицировать пользователей и повысит доверие ко всемирной паутине.
По ее словам, изначально изобретенный как сеть компьютеров, интернет нынешний превратился в сеть людей - Internet of People. Но базовым принципом работы интернета был и остается принцип уникальности отправителя и получателя, иначе интернет просто не работает. «А уникальность определяется только идентификацией - определением единственного среди многих. Поэтому законодательная инициатива, регулирующая идентификацию пользователей мессенджеров, это скорее благо, гармонизирующее переход в эру Internet of People», - считает Светлана Белова.
Эксперт полагает, что в среде, где все друг другу доверяют, появляются новые возможности для бизнеса. «Обязательная идентификация – это важнейший шаг по повышению доверия между пользователями и между компаниями, и он повлечет за собой возникновение массы новых удобных сервисов. К мессенджеру можно будет привязать платежную систему. Через него возможно будет, например, бронировать отели и билеты, идентифицировать себя в публичной сети wi-fi, в любых интернет-сервисах», - развила мысль гендиректор компании.
Белова напомнила, что яркий пример такого широкого использования мессенджера уже есть. «Это китайский продукт WeChat, в котором насчитывается 980 млн активных пользователей в месяц», - сообщила эксперт. Через этот мессенджер доступны платежи, идентификация в сотнях приложений, а скоро, по мнению Беловой, аккаунт в WeChat станет в Китае виртуальным удостоверением личности.
«Но в РФ для полного применения 241-ФЗ, тотальной идентификации пользователей понадобится время. Пока не все сотовые номера привязаны к конкретным абонентам, ведь существуют корпоративные сим-карты и прочее. И хотя сотовым компаниям тоже предписано бороться с анонимными сим-картами, решить эту проблему в одночасье не удастся», - уверена Светлана Белова.