Татарстан оказался в аутсайдерах по эффективности региональных госзакупок
Эксперты Аналитического центра при правительстве России совместно с компанией «Закупки 360» составили рейтинг эффективности региональных госзакупок по итогам 1 полугодия 2017 года. Исследование показывает независимую оценку качества и эффективности результатов организации и осуществления закупочных процессов государственными заказчиками регионального и муниципального уровней. В качестве основных критериев оценки использовались: конкурентность, экономность, эффективность планирования, конфликтность и подозрительность закупок.
При ранжировании субъектов Федерации по уровню их эффективности в сфере госзакупок лидируют Ульяновская, Кемеровская области и Хабаровский край, которые по итогам рейтинга 2016 года занимали 27-е, 2-е и 6-е места соответственно.
По результатам 1 полугодия 2017 года наша республика оказалась на 73 месте в общем рейтинге эффективности, тогда как итоги 2016 года для нее оказались более позитивными. Тогда Татарстан занимал 41 позицию.
Последние позиции в рейтинге, 83-85 места, заняли Чечня, Карачаево-Черкесия, Ингушетия. При этом по итогам рейтинга 2016 года эти регионы занимали 80, 84 и 78 места.
Плохая конкуренция
«Критерий конкурентности оказывает наибольшее влияние на общую оценку эффективности региона в сфере закупок и позицию региона в рейтинге, так как именно создание субъектом РФ условий для конкурентной борьбы предполагает наиболее эффективное расходование бюджетных средств», - говорится в материалах доклада. При этом аналитики подчеркивают, что при расчете критерия учитываются показатели, характеризующие конкурентную среду в закупках, такие как доля закупок, совершенных конкурентными способами, и число поставщиков, привлеченных к участию в закупках в соответствующем периоде в каждом из регионов. «Также в рамках критерия учитывается и доля закупок, проведенных для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также число привлеченных участников данных закупок», - отметили в Аналитическом центре при правительстве России.
Среди регионов с наибольшим уровнем конкурентности закупок по итогам исследования аналитики называют Ростовскую область и Севастополь. При этом Ростовская область в 2016 году занимала по критерию «конкурентность» 16-е место, а Севастополь находился на 11 позиции.
По уровню конкурентности закупок в 1 полугодии 2016 года Татарстан занял 68 позицию, тогда как в 2016 году был на 31 месте. «Последние места в подрейтинге заняли Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ и Белгородская область. При этом по итогам 2016 года в подрейтинге конкурентности Чукотский автономный округ и Республика Калмыкия занимали 84-е и 85-е места, а Белгородская область находилась на 80-м месте», - подчеркнули аналитики правительства России.
Не смогли сэкономить
«Критерий экономности учитывает при расчете размер экономии на закупках, совершенных конкурентными способами. Расчет эффективности планирования основывается на количестве изменений в планах закупок заказчиками региона в течение отчетного периода, а также числе контрактов, заключенных с падением в 25% и более от начальной максимальной цены контракта. Высокий уровень экономии, таким образом, может свидетельствовать о недостаточном уровне планирования региона и завышении начальных максимальных цен», - поясняет исследование.
Согласно результатам рейтинга, наибольший уровень экономии зафиксирован по итогам проведения закупок в первом полугодии 2017 года в Севастополе, Республике Крым и Липецкой области. При этом данные регионы в 2016 году также занимали первые места в подрейтинге экономности.
Татарстан по результатам 1 полугодия прошлого года занял 53 позицию по экономности и 68 место – по эффективности планирования. В 2016 году по этим позициям регион был на 28 и 76 местах.
Претензии ФАС
«Конфликтность закупок отражает количество выявленных процедурных нарушений в регионе», - отметили эксперты Аналитического центра при правительстве РФ. Согласно их исследованию, наибольшее число закупок, по которым поданные в ФАС России жалобы были признаны обоснованными и частично обоснованными, в первом полугодии 2017 года зафиксировано в Дагестане, Ингушетии, Москве. Эти регионы в подрейтинге «конфликтность» заняли 85,84 и 83 места соответственно. В данных регионах наибольшая доля подобных закупок была отмечена и в 2016 году. Татарстан по конфликтности закупок в 1 полугодии 2017 года занял 44 место, потеряв 2 позиции по сравнению с 2016 годом.
Подозрительное сотрудничество
Пятый критерий эффективности – подозрительность закупок. Он оценивается исходя из стоимости одного дня заключенного контракта в регионе (стоимость контракта в расчете на один день его исполнения), а также доли контрактов, заключенных с участниками, предложившими максимальную цену при организации конкурса.
«Наилучшие позиции в подрейтинге заняли Кемеровская, Саратовская области и Ставропольский край, которые в предыдущем подрейтинге находились на 4-м, 24-м и 18-м местах соответственно», - говорится в исследовании.
Наша республика по подозрительности закупок заняла в 1 полугодии 2017 года 79 место, тогда как в 2016 году была на 51 позиции.