Коллекторы в Татарстане начали взыскивать долги с посторонних людей
Как рассказал РБК-Татарстан член совета Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Сергей Шпетер, в прошлом году в работе членов ассоциации находилось порядка 300 тыс. должников, проживающих в Татарстане. По сравнению с 2016 годом этот показатель почти не изменился. «При этом республика не входит в число регионов-лидеров по количеству обращений - за прошлый год их было всего 52, что практически соответствует уровню 2016 года», - отметил эксперт.
Шпетер уточнил, что характер обращений не меняется. «Ни одного письма, связанного с грубостью взыскателей, мы не зафиксировали. Чаще всего должники жалуются на звонки по ошибочным контактам, звонки родственникам или коллегам», - сообщил представитель НАПКА.
Спикер добавил, что от многих граждан поступают просьбы разъяснить правомерность обращений взыскателей или жалобы на якобы «незаконность» деятельности коллекторов. «Обычно такие вопросы возникают из-за недостаточного знания законодательства», - объяснил Шпетер.
Собеседник РБК-Татарстан подчеркнул, что в НАПКА в прошлом году не поступало жалоб от жителей республики на неэтичные методы взыскания. Кроме того, в Татарстане практически вдвое снизилось число жалоб, связанных с вопросами о правомерности обращения взыскателей, просьбами о консультации и предоставлении подтверждающих оплату долга документов. В 2017 году их было порядка 15% против 29% в 2016 году. «Данная тенденция связана с тем, что в 2017 году в силу вступил 230-ФЗ, который определил правомерность действий коллекторских агентств. Благодаря широкому освещению этого вопроса в СМИ, должники поняли, что права и обязанности коллекторов узаконены. Поэтому многие вопросы исчезли сами собой», - прояснил ситуацию член совета НАПКА.
Одновременно со снижением количество правовых обращений ассоциация фиксирует увеличение числа жалоб, связанных со звонками по ошибочным номерам.
«Рост произошел в результате вполне объективных причин: либо должник при оформлении кредита целенаправленно ввел банк в заблуждение, указав неверный контактный номер, либо он сменил его, но при этом забыл уведомить кредитора об этом», - объяснил Шпетер.
Эксперт отметил, что на текущий момент у коллекторов нет права проводить самостоятельную проверку по актуальности того или иного номера, что делает возможным такие ошибочные звонки. «Однако если данное право будет дано коллекторским агентствам, то доля таких обращений снизится до своего минимального значения», - считает спикер.
По данным НАПКА, на текущий момент в Татарстане зарегистрировано 5 коллекторских агентств. Сравнить это количество с 2016 годом не представляется возможным, так как официальный реестр появился лишь в 2017 году, когда вступил в силу закон 230-ФЗ, регулирующий деятельность по взысканию просроченной задолженности. Этот же документ ограничивает коллекторов в наборе и частоте действий. Например, взыскатель не может звонить должнику и направлять ему голосовые сообщения более двух раз в неделю. Вместе с тем, закон не определяет понятия «контакт» и не учитывает текущего качества связи, вынуждающего перезванивать абоненту из-за многочисленных ее обрывов, а иногда и просто по просьбе самого должника. «На практике многие должники используют закон как возможность избежать контактов с агентствами и пытаются уйти от ответственности и оплаты долга», - считает Шпетер. По его словам, в 2018 году участники рынка, такие как банки, МФО и непосредственно сами коллекторские агентства совместно с ФССП планируют инициировать ряд поправок в 230-ФЗ. «После этого не будет возникать вопросов и противоречий, считать то или иное действие нарушением или нет», - уверен эксперт.