Байкеры Татарстана скупают подержанные мотоциклы в преддверии мотосезона
Готовь сани летом, а телегу зимой. Поэтому байкерам, желающим сменить своих «железных коней» впору задуматься о том, что именно они будут покупать. Итоги 2017 года на рынке мотоциклов Татарстана внушают один лишь пессимизм. Как сообщил в беседе с РБК-Татарстан официальный представитель аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов, продажи новых мотоциклов в Татарстане по результатам прошлого года снизились на 44,8% и составили 80 машин против 145 штук годом ранее. Примечательно, что реализация «байков» с пробегом наоборот увеличилась на 3,1% по сравнению с 2016 годом и составила 1,2 тыс. единиц.
По словам Тимерханова, самой популярной маркой у любителей новой мототехники из Татарстана является Kawasaki, объем рынка которой в январе-декабре прошлого года составил 16 штук против 10 за аналогичный период годом ранее. Второе место по продажам занимают новые Harley Davidson с результатом 12 штук против 10 мотоциклов годом ранее. Замыкает тройку лидеров Abm с результатом в 7 машин. Примечательно, что в 2016 году в Татарстане не было продано ни одного нового мотоцикла этой марки.
Рынок вторичной мототехники республики выглядит куда более солидно. На высшей ступени пьедестала по продажам оказалась Honda. В прошлом году было реализовано 284 «байка» этой марки, что на 1 штуку больше, чем годом ранее. «Серебро» досталось марке Yamaha с результатом в 217 машин и ростом почти на 7%. Третье место заняли мотоциклы с пробегом Kawasaki. По итогам 2017 года своих хозяев нашла 151 машина, что, правда, на 17,5% меньше, чем в 2016 году.
«У нас на первичном рынке большинство продаваемых мотоциклов – импортные. Соответственно с начала кризиса цены на них увеличились. Отсюда – падение продаж. Сами по себе мотоциклы – нишевый продукт. Он больше подчеркивает статус, престиж, это не товар первой необходимости», - объяснил ситуацию на рынке Азат Тимерханов. А раз так, считает автоэксперт, то его покупку можно отложить. С началом кризисных явлений в экономике и ростом цен на импортную мототехнику владельцы «байков» решили не менять их на новые и эксплуатировать дальше. «На вторичном рынке ситуация несколько иная. Там, помимо иностранных, до сих пор присутствуют наши мотоциклы», - обратил внимание представитель «Автостата».
По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, динамика рынка мотоциклов отличается от авторынка, она как бы следует за ним с отставанием. Рынок новых легковых автомобилей в России падал 4 года, и только в 2017 году показал признаки начала восстановления. «Падение рынка мотоциклов наблюдается третий год подряд. В прошлом году снижение составило 39,6%, в этом – еще на 36,8%, и разворота рынка пока не видно», - обратил внимание эксперт.
Калачев полагает, что отличие спроса на мотоциклы в том, что это скорее предмет хобби, чем необходимое для передвижения транспортное средство. «Поэтому на нем сказывается снижение, характерное для рынка роскоши и предметов хобби в период экономического кризиса. Если восстановлению рынка легковых автомобилей способствует реализация отложенного спроса – ведь откладывать обновление автопарка невозможно до бесконечности из-за износа, то с обновлением предмета увлечений можно еще подождать или сделать его на вторичном рынке», - уверен аналитик «Финам».
Кроме того, по мнению Калачева, сборка популярных иномарок производится на территории России, за счет чего во многом удалось сдержать рост цен на них, вызванный падением курса рубля. «А популярные импортные модели мотоциклов подорожали значительнее, и насколько я знаю, в России не собираются», - отметил спикер.
Вторичный рынок, считает Калачев, более устойчив, хотя и не растет двухзначными темпами. Как бы ни падали продажи новых машин, общий парк мототранспорта продолжает увеличиваться. Соответственно, растет и объем предложения на вторичном рынке. «Спрос же подпитывается любителями этого типа машин, которые не могут отказаться от своего хобби, но вынуждены экономить: если новый байк для них стоит дорого, ищут подержанную технику», - отметил эксперт.
В казанском мотосалоне «Бастион» сообщили РБК-Татарстан о том, что социальный портрет покупателя мотоцикла нарисовать не просто. «За мотоциклами приходят самые разные люди, и «байки» подбираются индивидуально под каждого человека», - отметили в автосалоне. Продавцы «Бастиона» уверены, что реализация мотоциклов в Татарстане в 2018 году увеличится. «Продажи будут расти, потому что развивается мотокультура. И все больше людей втягивается в байкерское движение», - полагают представители мотосалона.