Айрат Фаррахов: «Дискуссии об изменении правительства велись 4-5 лет»
Основная новация в структуре нового правительства состоит в разделении Министерства образования и науки РФ на две отдельные структуры. Министерство просвещения отныне стоит особняком от Министерства науки и высшего образования. Как сообщил РБК-Татарстан депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов, диалог о необходимости такого решения в коридорах власти обсуждался давно. «Дискуссии об изменении структуры правительства велись последние 4-5 лет. Нужно понимать, что Министерство образования объединяет большие ресурсы и является ответственным исполнителем двух государственных программ: развитие образования, развитие науки и технологий. И в Госдуме шестого созыва существовали отдельные комитеты по науке и по образованию. Они поднимали вопрос о необходимости таких изменений», - прокомментировал Фаррахов.
По его мнению, аргументом «за» стало и то, что сейчас в сфере общего образования есть ряд острых вопросов. Среди них депутат выделил проблему с национальными языками, касающуюся многих национальных республик. «Сейчас в сфере высшего образования и науки две ключевые задачи. Во-первых, это развитие науки и инноваций, во-вторых, повышение уровня высшего образования. В высшей школе сейчас много проблем, это и качество высшего образования, и вхождение в мировые рейтинги. То, что этим будут заниматься два отдельных федеральных органа исполнительной власти большой плюс. Нам нужен рывок в сфере образования. Только перемены помогут достичь прорыва», - уверен Фаррахов.
Профессор, заведующий кафедрой «Социальной и политической конфликтологии» КНИТУ Сергей Сергеев, напротив, считает, что перемены в сфере высшего образования могут оказаться губительны. «В таком преобразовании Министерства образования есть и плюсы, и минусы. Конечно, среди преподавательского состава реорганизация встречена с беспокойством. Надо посмотреть, как поведет себя новый министр. Если он захочет проявить себя и организовать новые масштабные реформы, то наша система образования третьей волны реформ может просто не выдержать. Конечно, если бы появилось распоряжение о сокращении контролирующих структур и документов по отчетности, преподаватели это бы встретили, как огромное благо. Но это вряд ли произойдет», - считает Сергеев.
Среди спорных моментов политолог также отметил необходимость переоформления всей документации. «А это огромное количество бумаг. Кроме того, непонятно, продуманы ли все нюансы. Например, наш вуз сейчас готовится к аккредитации. Проводить ее будут эксперты из Рособразования, и это же ведомство выдает вузам свидетельства об аккредитации. Рособразование подчинялось министерству, сейчас же оно будет подчиняться, вероятно, непосредственно премьер-министру. Как будет работать этот механизм, пока непонятно», - добавил Сергеев.
Тем не менее эксперт признает, что такая дифференцированная структура (одно министерство отвечает за школы, другое - за вузы и науку) логична. «Так было, например, в СССР. В таком случае не бывает перекоса, когда министр уделяет больше внимания либо школам, как в случае с Васильевой, либо высшему образованию, как было в случае с Ливановым», - подчеркнул завкафедрой.
Отметим, Айрат Фаррахов и Сергей Сергеев сошлись во мнении, что реорганизация не повлечет за собой расширения чиновничьего аппарата. «Я не сторонник увеличения количества чиновников. Думаю, что реорганизация произойдет в рамках существующего штата. Что же касается глав министерств, то есть ряд достойных кандидатур. На этих постах необходимы опытные люди, готовые к изменениям», - отметил депутат Госдумы от Татарстана. Политолог в свою очередь предположил, что кресло главы министерства просвещения могут занять и нынешний министр образования Ольга Васильева, и глава образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.