Рекламная пауза: пандемия лишила Казань половины доходов от наружки
Запустение 2020-го
Сегодня на совещании в мэрии города начальник управления наружной рекламы исполкома Казани Аскар Багаутдинов рассказал, что в 2020 году из-за полной отмены концертной деятельности, спортивных и зрелищных мероприятий заполняемость афишных конструкций опустилась до нуля.
На цифровых носителях она снизилась с 61% в марте до 28% – в апреле и 13% – в мае. Минимум был зафиксирован в первой декаде мая, когда показатель сократился до 10%. На статичных щитах, где, по словам чиновника, заполняемость была низкой и до пандемии, снижение произошло с 51% до 25%.
К концу года, по словам Багаутдинова, уровень загрузки носителей коммерческой рекламы вернулся на докризисные значения. Загрузка цифровых конструкций выросла до 70%, их доля в объеме рынка к концу 2020-го возросла с 50% до 60%. Но с учетом падения цен на размещение в прошлом году, в среднем, на 20-30%, говорить о полном восстановлении отрасли преждевременно, отметил чиновник.
В России объем рынка наружной рекламы, рассказал казанский чиновник, сократился на 25,5% до 25,9 млрд рублей. Общий объем рекламного рынка РФ в 2020 году снизился на 8% до 447 млрд руб., в печатных СМИ падение составило 47% (до 7,8 млрд руб.), на радио на 33% (до 9,5 млрд). При этом в сегменте интернет-рекламы показатели остались на уровне позапрошлого года (240 млрд руб.).
В 2020 году власти выдали 8 разрешений на установку рекламных конструкций, годом ранее их было выдано 64, в 2018-м – 707. На сегодня в городе действует 984 разрешения.
В 2020 году в бюджет Казани от наружной рекламы поступило 140,1 млн рублей. По итогам позапрошлого года, рекламные доходы составили 300 миллионов.
Квартал расплаты
Аскар Багаутдинов сообщил, что, начиная со II квартала, бизнесу придется начать выплачивать платежи по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые были отсрочены на период пандемии. Отсрочка платежей действовала со II квартала прошлого года по первый текущего. На погашение власти города отводят 2 года.
Общая сумма отсроченных платежей составляет 148,4 млн рублей. Еще свыше 312,5 млн составят текущие платежи. Таким образом, общий объем поступлений от наружной рекламы в 2021 году должен составить порядка 460 млн руб.
«Если экономическая ситуация не улучшиться, собрать такую сумму будет непросто», – сказал Багаутдинов.
В конце января руководитель медиа группы «РИМ» Илья Фомин в беседе с РБК Татарстан констатировал, что отрасль наружной рекламы пока не вышла из COVID-кризиса. По его словам, участники рынка до сих пор ощущают последствия пандемии.
«Нужно понимать, что январь ежегодно является провальным месяцем для наружной рекламы, он и так меньше на 50%. Меры государственной поддержки нашей отрасли не оказывались, и в планах этого нет. Однако администрация города пошла на рассрочку платежей, перенесенных с 2020 года. Это важное решение для нас, ведь если бы ее не дали, то мы не смогли бы оплатить наши обязательства. В течение этого года будем выплачивать перенесенные с того года платежи», — сказал Фомин.
Новая поверхность
В 2021 году власти Казани предложат бизнесу новые носители – рекламные панели на остановках общественного транспорта и электронно-цифровые коммуникационные указатели. К концу года планируется заключить не менее 200 договоров на размещение рекламных панелей на остановках. В пилотном режиме новый носитель опробовали на двух остановках в центре города – на ул. Татарстан.
«Предполагается размещение рекламных панелей на существующих муниципальных остановочных навесах, устанавливаемых в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Реализация данного проекта позволит привести остановки в соответствие с правилами благоустройства города и в дальнейшем получить их качественное обслуживание за счет рекламных фирм. Кроме того, возможность использования digital-технологий на рекламных поверхностях позволит муниципалитету размещать социально значимую информацию», – сказал Багаутдинов.
Власти рассчитывают, что новые носители позволят увеличить поступления в бюджет от наружки на 6-9 млн руб.
В прошлом году, добавил начальник управления наружной рекламы, бизнесу хотели предложить остановочные павильоны с рекламными боксами. Планировалось выставить на торги порядка 100 остановок.
«В результате таких торгов старые муниципальные остановки заменяются на новые за счет средств рекламных фирм. В связи с падением экономической активности их проведение было отменено», – сказал Багаутдинов.
В 2019 году по итогам торгов были заключены договоры на 59 конструкций на сумму 21,5 млн руб. В прошлом году торги проводили по заявкам от бизнеса. В результате, договоры были заключены с двумя компаниями на размещение коммуникационных указателей на сумму 670 тыс. рублей.