В Татарстане испытывают российский беспилотный грузовой транспорт
Как рассказал сегодня президент Академии наук РТ, председатель совета Ассоциации содействия цифровому развитию, директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, в Татарстане на сегодня испытывают более 50 беспилотных электрических платформ, произведенных компанией «Эвокарго» в Москве. В регионе также ведется работа в техническом комитете по стандартизации интеллектуальных транспортных систем.
«Сегодня произведено более 50 беспилотных электрических платформ класса N1. Они, в основном, используются на перевозках по маршруту склад – производство – склад. Надеемся, что удастся произвести порядка 100 моделей», — сообщил Минниханов.
Он рассказал, что 2017 году впервые был сформирован специальный полигон концерна «Казань-Телематика», где год спустя впервые испытали беспилотные электрические платформы. В 2020 году налажено производство грузовика EVO.1 с уровнем автономности 5. Максимальная дистанция последней версии беспилотника составила 200 км, устройство работает на водородной системе, что увеличивает дистанцию в 2-3 раза. Грузоподъемность – 2 т, скорость составила 25 км/ч.
Точкой отсчета в работе по тестированию и внедрению беспилотного транспорта в РТ, по мнению Минниханова, можно считать запуск роботизированного «КамАЗа» в 2016 году. С 2018 года стартовал еще один проект: в Иннополисе начали тестировать беспилотные такси «Яндекса». Сейчас курсируют 10-11 автомобилей, которые в общей сложности совершили 55 тыс. поездок, преодолев суммарно 1 млн км.
Второй полигон
С 2021 года в ОЭЗ «Алабуга» идет создание пилотной зоны для тестирования беспилотников. В 2023 году стартуют первые испытания, в ходе которых будут тестироваться и беспилотные автомобили 5-го уровня. Проект находятся в финальной стадии готовности.
«Первые тесты по малой программе должны быть уже в этом году. А серьезные тесты – со следующего года», — рассказал сегодня журналистам президент Ассоциации транспортных инженеров России Султан Жанказиев.
Он отметил, что тесты ускорят появление беспилотного транспорта на дорогах общего пользования. Жанказиев объяснил, что нужно создавать пилотные участки двух типов: скоростные, с имитацией дорожного трафика, и пилотные зоны на дорогах общего пользования.
«Должны быть и пилотные зоны на изолированных территориях, в которых многоцикловые, постоянно проводимые испытания позволяют ответить на вопросы, нужны ли нам эти технологии. Вот такого у нас ранее не было, это впервые создается на пилотной зоне «Алабуга», — сказал Жанказиев.
По словам Минниханова, полигон создан, чтобы принять окончательное решение и четко определить, как государство будет управлять процессом развития высокоавтоматизированных транспортных средств. «Но пока у меня мнение, что вся инфраструктура отдана на откуп бизнеса, который диктует там свои правила. Отчасти. Думаю, мы все это поправим», — отметил Минниханов.
Вопрос кадров
«Сегодня без подготовки кадров вопрос не решится, и у нас есть передовая инженерная школа «Кибер авто тех» Казанского университета и индустриального партнера «КамАЗ». Приоритетным стало направление «беспилотные транспортные средства». Претендентов было 89. Здесь мы одержали большую победу. Тема интересна и востребованная, направление есть даже в наших аграрных заведениях. Есть лаборатории, и мы готовим таких специалистов», — сказал Минниханов.
Также специалистов для управления беспилотными транспортными по направлениям бакалавриата и магистратуры средствами готовят в Казанском авиационном институте, Университете Иннополис и Казанском энергетическом госуниверситете.
Мировая классификация включает 6 уровней автономности «умных» автомобилей, включая 0, когда присутствует только система уведомлений, а процесс управления полностью лежит на водителе.
Беспилотный транспорт 4 уровня автономности может при идеальных условиях самостоятельно доехать до пункта назначения по пространственным картам. В случае непредвиденных обстоятельств (осадки и прочее) водителю необходимо взять управление на себя.
Пятый уровень не предполагает наличие водителя. Сегодня такие устройства перевозят товары, для пассажироперевозок они не приспособлены. У существующих моделей отсутствуют базовые элементы – руль, а скорость невелика.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан