В Иннополисе тестируют беспилотный электробус
Как сообщили РБК Татарстан в пресс-службе Университета Иннополис, в мае в ИТ-городе начали тестировать беспилотный электрический автобус без педалей и руля. Он курсирует по маршруту протяженностью 3 км между университетом и Иннопарком с остановкой у технопарка им. Попова. Время в пути составляет 20 минут. Максимальная скорость в тестовом режиме для обеспечения безопасности составляет 10 км/ч.
Электробус перевозит студентов и преподавателей ИТ-вуза. В салоне могут разместиться 10 пассажиров.
Для обеспечения безопасности в электробусе находится оператор. Директор Центра беспилотных технологий Университета Иннополис Александр Пронин рассказал, что подобный режим тестирования называется супервизорным и позволяет минимизировать риски при использовании беспилотников на дорогах в городе
«Часто автомобилисты нарушают ПДД, особенно, на перекрестках с круговым движением, например, при выезде с кольца из левой полосы или обгоне между рядами. Нам аварии не нужны, поэтому беспилотный автобус едет с программным ограничением скорости и по принципу «пропускаем всех», — сказал Пронин.
Беспилотный автобус оснащен тремя лидарами, которые сканируют пространство вокруг транспорта на расстоянии до 150 м и обрабатывают данные с помощью алгоритмов компьютерного зрения. В передней части электробуса расположены ультразвуковые датчики, измеряющие расстояние в «мертвой зоне» ниже уровня лидара, и радар для безопасного движения при плохой видимости.
Помимо этого, беспилотник оснащен камерой для отслеживания разделительных полос, пешеходных переходов, дорожных знаков и так далее. Электробус двигается по заранее размеченному маршруту HD-карты – плана местности с точным местоположением объектов.
Пронин сообщил, что испытания беспилотника планировали начать позднее. Систему автономного управления собственной разработки в электробус Echie установила группа инженеров магнитогорского стартапа «Автономные робототехнические системы» и Центра беспилотных технологий ИТ-вуза.
«Команда планировала начать испытания автобуса ближе к осени, так как шасси у нас появилось только 2 месяца назад. Но уже с мая мы закрыли потребность в перевозке сотрудников между университетом и производственной площадкой. Основная задача – накатать 500 км в беспилотном режиме без сбоев и инцидентов в разных условиях – от плохой погоды до непредсказуемости других участников движения. Мы планируем обновить модуль навигации, внедрить систему диспетчеризации, необходимую для автоматизированного контроля и управления беспилотником. Беспилотный электробус экономит до 15 литров бензина в день, а, значит, более экологичен, позволяет перевозить сотрудников и при этом не нанимать водителя», — сказал Пронин.
С 2018 года в Иннополисе начали тестировать беспилотные такси Яндекса. В салоне приспособленных для автономного движения машин марки Toyota и Huendai тоже находился оператор. К сентябрю 2022 году такси выполнили более 40 тыс. поездок.
В феврале 2024 года правительство РФ одобрило введение в Иннополисе экспериментального правового режима, который позволит начать тестировать в городе доставку грузов весом до 10 кг беспилотными летательными аппаратами. В эксперименте планировали участвовать Почта России и компания «Русдронопорт».
Подпишись на Telegram РБК Татарстан