Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 
Эксклюзив

Новая эра: как Татарстан переходит на российские ИТ-решения

Совместное предприятие группы компаний ICL и группы компаний «Астра» к 2026 году увеличит штат сотрудников в 5 раз: с 200 до 1 тыс. человек. Этого требует масштаб задач по импортозамещению в ИТ
Фото: пресс-службы компании ICL Services
Фото: пресс-службы компании ICL Services

В Татарстане создан центр импортозамещения в сфере ИТ. Он работает в рамках совместного предприятия группы компаний ICL и российской ГК «Астра» – ICL Astra Services, сформированного весной 2023 года.

Как сообщил в интервью РБК Татарстан директор компании ICL Services и генеральный директор ICL Astra Services Руслан Вагизов, сейчас в штате совместного предприятия работают свыше 200 человек, однако в будущем число сотрудников вырастет в пять раз. Кратный рост штата он объяснил масштабом задач по миграции и внедрению отечественных продуктов, в том числе на основе операционной системы Astra Linux в бизнесе, промышленности и госсекторе, и задач по поддержке работы программного обеспечения от зарубежных вендоров.

«Мы подошли к реализации проекта по импортозамещению в государственных органах Республики Татарстан. В рамках этого проекта мы планируем создать и внедрить типовые рабочие места для сотрудников госорганов на основе отечественного программного обеспечения – операционной системы Astra Linux и других ИТ-продуктов российской экосистемы. Мы сделаем это поэтапно, адаптируя госслужащих республики к новым условиям: это очень важно, чтобы пользователи научились работать в новой среде. В рамках проекта будет также увеличена безопасность данных», — сообщил Вагизов в интервью РБК Татарстан.

Директор компании ICL Services и генеральный директор ICL Astra Services Руслан Вагизов
Директор компании ICL Services и генеральный директор ICL Astra Services Руслан Вагизов

— Таким образом, все государственные служащие республики перейдут на рабочие места на основе отечественной операционной системы?

— Да, совершенно верно. Мы уверены, что это будет успешный проект. Осуществлять его будет Центр реализации проектов импортозамещения. Здесь мы планируем наработать собственную методику по созданию рабочих мест для сотрудников министерств и ведомств РТ. Передовой опыт республики в реализации данного проекта мы планируем тиражировать в другие субъекты Российской Федерации. Поэтому нам нужны большие мощности, чтобы параллельно переводить сотрудников министерств и ведомств нескольких субъектов на отечественный софт.

ICL Astra Services – совместное предприятие группы компаний ICL и группы компаний «Астра», созданное в марте 2023 года. Среди направлений деятельности, согласно официальному сайту компании, указаны миграция с иностранных ИТ-решений на продукты ГК «Астра», внедрение продуктов «Астры» и их интеграция с текущей инфраструктурой заказчиков, комплексные решения на базе отечественных продуктов, ИТ-аутсорсинг и консалтинг.

Совместное предприятие

— Какие еще задачи, помимо перевода госслужащих на отечественное ПО, будет решать Центр импортозамещения?

— У центра импортозамещения есть три основных направления работы. Во-первых, формирование команд, которые будут обеспечивать поддержку заказчиков в проектах по внедрению продуктов группы компаний «Астра». Поэтому, первый блок – это «люди и команды».

Второй – «проекты и продукты», который специализируется на совместной реализации сложных проектов по импортозамещению. Сейчас эта команда, например, делает проекты для одной из крупнейших компаний авиационной отрасли и крупных российских банков по внедрению продуктов ГК «Астра»: операционной системы Astra Linux, системы виртуализации и других решений. Данный блок также предполагает создание новых программных продуктов: силами совместного предприятия ICL Astra Services и ГК «Астра» мы разрабатываем несколько продуктов, например, «Astra Мониторинг».

Третье бизнес-направление – комплексный ИТ-аутсорсинг гетерогенных ландшафтов. Что это означает: не все компании сразу переходят на отечественное программное обеспечение, у них есть унаследованная ИТ-инфраструктура от западных вендоров и новая – от российских. Таким гетерогенным ИТ-ландшафтом очень сложно управлять, так как нет прежней поддержки от зарубежных вендоров и нет опыта работы с отечественными решениями. Поэтому компании готовы отдавать свою инфраструктуру на ИТ-аутсорсинг.

В данном случае совместное предприятие выступает как сервисная компания, которая поддерживает и старое, и новое программное обеспечение. В результате, удается избавить бизнес от самой главной на сегодня «боли»: они не знают, как работать с новым программным обеспечением, тем более, как интегрировать его со старым.

Также в фокусе данного предприятия – реализация проектов на территории Республики Татарстан.

— Почему было принято решение о создании совместного предприятия с ГК «Астра»?

— Группа компаний «Астра» является крупнейшим российским производителем инфраструктурного программного обеспечения. Стратегия компании стать национальным ИТ-лидером. И сегодня компания столкнулась с тем, что она очень активно растет, и ей требуется помощь в реализации масштабных проектов по всей стране.

В основе нашего стратегического партнерства лежит зрелая технологическая экспертиза нашей команды, полученная на международном рынке и применяемая для внедрения и сопровождения экосистемы ИТ-продуктов компании «Астра». Эта комбинация рождает синергетический эффект. Внедряемые нами решения эффективно используются как государственными учреждениями и госкорпорациями, так и крупными коммерческими организациями.

— Каково количество сотрудников совместного предприятия? Есть ли план по увеличению штата и актуальна ли проблема дефицита квалифицированных кадров?

— На данный момент количество сотрудников ICL Astra Services превышает 200 человек. В основном, команду составляют сотрудники компании ICL Services, работавшие на международных рынках. Сейчас мы ведем набор персонала и, конечно, сталкиваемся с нехваткой кадров. Но у нас в ICL Services есть опыт по выращиванию собственных больших сервисных команд: внутрикорпоративный университет, школа подготовки молодых специалистов, корпоративные тренеры и наставники. Например, когда мы работали на международном рынке, то за год могли вырасти в два раза без снижения качества сервисов. Эту практику мы сохранили и активно используем для расширения совместного предприятия.

Мы планируем расширить численность сотрудников совместного предприятия до 1 тыс. человек к 2026 году – это серьезная амбициозная цель.

Глава минцифры РФ Максуд Шадаев, раис РТ Рустам Минниханов и гендиректор компании ICL Services и руководитель ICL Astra Services Руслан Вагизов
Глава минцифры РФ Максуд Шадаев, раис РТ Рустам Минниханов и гендиректор компании ICL Services и руководитель ICL Astra Services Руслан Вагизов

— Планируется ли запуск новых совместных проектов с группой компаний «Астра»?

— У нас есть инициатива по созданию программно-аппаратных комплексов (ПАК). Что такое ПАК: это совокупность инфраструктурного программного обеспечения, например, ОС и контроллера домена ALD Pro от «Астры», плюс «железо», например, от завода ICL Техно. И все это мы объединяем в рамках совместного предприятия в один программно-аппаратный комплекс под задачи бизнеса. Это могут быть как сложные, так и простейшие задачи: от организации системы резервного копирования до сложных инфраструктурных задач, таких как реализация частного облака или системы виртуальных рабочих столов.

Мы готовим решение в виде «коробки», которое протестировано, совместимо между собой сквозным образом, обеспечивает устойчивость и необходимые параметры с точки зрения производительности, и сопровождается полноценным сервисом поддержки от ГК «Астра» и ICL Astra Services. В результате, бизнес получит линейку коробочных решений, которые позволят решить весь спектр задач. Данное решение мы сейчас разрабатываем и планируем представить его в ближайшее время.

Импортный и отечественный софт

— Охотно ли бизнес принимает на вооружение отечественное программное обеспечение, например, ту же операционную систему Astra Linux?

— Аппетит к проектам по импортозамещению у заказчиков разный. Есть и очень настороженное отношение не столько к самой операционной системе, сколько к программному обеспечению, которое должно работать под ее управлением и необходимо для реализации того или иного бизнес-сценария. Но не любое сложное ПО можно запустить в операционной среде Linux.

Мы выработали методику и проводим подробный аудит того программного обеспечения, которое есть у заказчика, и для каждого вырабатываем решения, как можно продолжать им пользоваться. Например, с точки зрения обеспечения совместимости есть методики от отечественных вендоров, как например, программа Ready for Astra, которая может подтвердить совместимость и на аппаратном, и на программном уровне.

Но есть небольшой класс программ, для которых придется оставить старую среду исполнения, однако мы готовы обеспечить условия, чтобы она продолжала работать и была безопасной.

На самом деле, отечественные операционные системы используются уже давно. Та же Astra Linux, разработка которой началась в 2008 году. Однако сейчас обстоятельства способствуют ее массовому внедрению.

— По какому пути, по вашим данным, предпочитает двигаться бизнес – импортозамещать софт или поддерживать работу иностранной ИТ-инфраструктуры?

— Нам видится оптимальным сбалансированный переход. Суть этого подхода очень проста: мы разбиваем весь процесс импортозамещения на 3 фазы. Во-первых, необходимо обеспечить устойчивое функционирование уже имеющегося проверенного софта. Для этого у нас есть методика так называемого вендорозамещения. У нас есть опыт поддержки работоспособности продуктов таких вендоров, как Fujitsu, Cisco, Red Hat, IBM, наработан инструментарий для автоматизации и собраны опытные команды. В результате, мы упаковываем старое программное обеспечение в «капсулу безопасности», которая позволяет ему бесперебойно функционировать в течение определенного времени.

Выиграв время и застраховав риски, следующим шагом мы делаем проект по анализу, какие элементы ИТ-ландшафта можно заменить и каким образом, а затем формируем «дорожную карту». Поскольку безопасное функционирование существующей ИТ-инфраструктуры было обеспечено, то по «дорожной карте» можно двигаться, не торопясь, поэтапно. Мы берем пилотную зону и апробируем в ней программное обеспечение. У нас появляется группа пользователей, которые уже умеют с ним работать, и мы называем их амбассадорами или «power users». Они разносят эту идею по другим департаментам компании.

Второй постулат – это поэтапность, третий – внимание к пользователям. Мы видим, что пользователям нужно помогать, так как перейти на другую операционную систему, другой ИТ-ландшафт непросто. И нужно, чтобы у них были все каналы для оперативной помощи. Это и круглосуточная техподдержка, и обучающие материалы, чат-боты. Чем большей заботой будет окружен конечный пользователь, тем быстрее и с меньшими рисками могут быть реализованы такого рода проекты.

В целом, на мой взгляд, комплексные масштабные проекты по импортозамещению ПО – это прерогатива следующего года. Сейчас многие компании находятся на этапе апробации: мы реализуем много пилотных проектов и ожидаем большую волну крупных проектов в 2024 году. Думаю, что они будут реализованы по сбалансированной парадигме, о которой я говорил.

— То есть сейчас компании находятся на стадии выбора дальнейшей стратегии в решении данного вопроса?

— У всех по-разному. Для некоторых компаний, как, например, для «Росатома», сложившаяся ситуация мало что изменила. Они давно выбрали стратегию по импортозамещению, и события, последовавшие после 24 февраля 2022 года, ускорили уже начатый процесс. Для других компаний это был «удар обухом топора по голове». Но как я уже говорил, нам видится наиболее правильным сбалансированный подход, не разрушая старое, выиграть время и за счет этого осуществлять внедрение нового отечественного с минимальными рисками.

Софт и «железо»

— А есть ли чем импортозамещаться? Можно ли говорить о том, что российская отрасль разработки программного обеспечения переживает бурный расцвет?

— Если говорить о сегменте b2c, то там очень много наработок: собственные социальные сети («ВКонтакте»), сервис Госуслуг, Rutube и так далее. Есть и маркетплейсы, где можно скачать российское программное обеспечение, и многое другое. А в корпоративном сегменте, чем ближе к индустриальному программному обеспечению, тем ситуация сложнее. Эту проблему часто поднимает правительство, в отраслевых комитетах созданы индустриальные центры компетенций, которые работают над решением задачи по импортозамещению сложного индустриального ПО и оборудования в таких отраслях как «машиностроение», «нефтегазовый и угольный комплекс РФ», «фармацевтика» и многих других.

На самом деле, все просто – чем более узкоотраслевым является то или иное приложение, тем меньше у него пользователей. То есть нет критической массы пользователей, ради которых можно сделать значительные инвестиции в разработку продукта исключительно для российских пользователей, так как есть зарубежные аналоги, которым пользуются люди по всему миру. Поэтому государство и помогает бизнесу в этом вопросе, предоставляя финансирование для разработок.

Каков горизонт по импортозамещению такого программного обеспечения?

— Думаю, что данный процесс займет не менее 5-7 лет. На мой взгляд, это очень непросто.

— Можно ли говорить о том, что российская отрасль по разработке программного обеспечения сейчас переживает расцвет?

— Однозначно. Если посмотреть данные аналитического отчета интернет-издания о высоких технологиях CNews за 2022 год, где были указаны российские компании-производители программного обеспечения с процентами роста, то, например, у ГК «Астра» он составил 168%, у Isource – 531%, и так далее. Оборот группы компаний ICL в 2022 году вырос почти в 2 раза. Действительно, рост у разработчиков обеспечения лавинообразный. А открывшиеся возможности и доступ к рынку еще больше их стимулирует.

— А в Татарстане вы ощущаете поддержку региональных властей?

— На мой взгляд, очень важно, что правительство Татарстанам всегда давало «зеленый свет» импортозамещающим проектам в сфере ИТ. Они позволяют разработчикам накопить экспертизу, опыт, которые в дальнейшем будут тиражированы на другие регионы. Власти занимают в данном вопросе решительную позицию, понимая, что такие проекты необходимы. А озвученное на форуме KDW-2023 заявление главы Минцифры РФ о старте проекта по миграции госорганов Татарстана на российскую ОС прямое тому доказательство.

Также власти республики создали экосистему для ИТ-бизнеса: мы тесно взаимодействуем с Минцифры РТ, Центром информационных технологий республики (ЦИТ), Центром цифровой трансформации РТ (ЦЦТ). Это выделенные структуры, которые являются драйвером цифровой трансформации для органов власти республики. Проектов и инициатив очень много. Кроме того, много налоговых льгот и других форм поддержки, например, в формате строительства ИТ-парков, где зреют новые ИТ-компании.

— А когда планируется запустить завод по производству материнских плат в Республике Татарстан?

— В 2023 году состоится открытие сборочного цеха нового завода, расположенного в ОЭЗ «Иннополис» недалеко от международного аэропорта Казани. Первая очередь завода сможет производить до 300 тыс. материнских плат в год, постепенно выходя на объем второй очереди – до 1 млн. Технологические мощности завода позволят обеспечить серийное производство полного цикла как текущего, так и перспективного продуктового портфеля группы компаний ICL: моноблоки, тонкие клиенты, интерактивные панели, серверы, системы хранения данных. Проект осуществляется при поддержке Фонда развития промышленности (ФРП). Там же будет находиться демо-зона с флагманскими продуктами компании, которые потенциальные и существующие заказчики могут заказать для тестирования.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Татарстан
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложение направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50