Татарстанцы справляются с экономическим кризисом с помощью пластики
- Светлана Леоновна, как развит рынок пластической хирургии в Татарстане? Какие изменения произошли за последние 2-3 года?
- В Республике Татарстан более 30 клиник, специализирующихся на пластической хирургии. Их число постоянно растет, вместе с другими медицинскими учреждениями. Только в Казани за последние 3 года открылось 8 клиник, оказывающих услуги по пластической хирургии. Подобный бум уже прошел в Москве и других городах. Раньше пластические операции производились преимущественно в хирургических отделениях бюджетных больниц. В основном, они восстанавливали кожные покровы, но, при необходимости, могли делать и пластику. Но этот сегмент был на зачаточном уровне из-за отсутствия современных малоинвазивных методик, специализированного оборудования и узкоспециализированной подготовки врачей. Поэтому сейчас и наблюдается рост числа новых частных клиник, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится.
- Каков сегодня примерный объем рынка пластической хирургии Татарстана? И какой процент теряется за счет увеличения серого рынка?
- К сожалению, нельзя точно сказать об объеме рынка пластической хирургии и косметологии в цифрах, поскольку услуги оказываются не всегда санкционировано. Во-первых, пластические операции до сих пор нередко делаются в общехирургических отделениях бюджетных клиник. Во-вторых, широко развит рынок «надомников», то есть врачи, а порой люди без соответствующего образования, делают инвазивные косметические процедуры в домашних условиях. И процент таких нелегальных специалистов очень велик. В косметологии «серый» рынок в 7-8 раз превышает официальный. Люди приходят к ним из-за низкой цены, и им не так важны безопасность, технологии, квалификация врача, наличие лицензии, хотя они вправе все это знать и требовать. А потом эти пациенты приходят к нам с просьбой исправить дефекты и вылечить осложнения после работы нелегальных и некомпетентных «специалистов». Порой удивляет, насколько легкомысленно люди относятся к своему здоровью. И желая сэкономить, вынуждены платить дважды.
- Расскажите, какие тенденции на рынке пластической хирургии можно выделить сегодня? Какие операции пользуются наибольшим спросом среди пациентов?
- Разумеется, пластическая хирургия сегодня является трендовым направлением. Оно навеяно рекламой мировых и российских звезд и политиков, постоянно совершенствующих свою внешность. Глядя на них, люди задумываются об изменениях. Лидируют операции по коррекции груди и липосакция, которые делают женщины разных возрастов. В этом плане мы отстаем от Москвы, и расцвет пластической хирургии, который был в столице 5 лет назад, у нас происходит сегодня. Такие модные процедуры как увеличение ягодиц имплантами и изменение формы голени, только набирают популярность. Однако есть операции, которые вне зависимости от моды и времени будут востребованы всегда. Это операции по удалению рубцов, коррекции врожденных дефектов, недоразвитие груди, ринопластика, липосакция и антивозрастные процедуры – блефаропластика, лифтинг.
- Какова средняя стоимость наиболее популярных операций?
- От 30 до 200 тысяч рублей, в зависимости от вида операции. Если говорить об увеличении груди, то полная стоимость операции вместе со стоимостью импланта, от 150 тыс руб. И скажу с уверенностью, что если цена полной операции, включая наркоз, составляет менее 150 тыс. рублей, то стоит задуматься о качестве импланта, профессионализме доктора и безопасности лечения, и не подвергать себя риску. Нужно понимать, что в стоимость услуги входит много составляющих. Во-первых, это технологическое оснащение клиники, наркозное оборудование и медикаменты. Во-вторых, стоимость имплантов. Проверенные временем, качественные импланты, которые имеют все необходимые российские и европейские сертификаты, стоят дорого. В-третьих, профессионализм врача и операционной бригады, определяющийся, прежде всего, регулярностью обучения. Отмечу, что обучение в пластической хирургии обходится гораздо дороже, чем в других специальностях. Например, наши врачи-хирурги проходят обучение раз в 2-3 месяца у российских и зарубежных специалистов в лучших клиниках. Все это, разумеется, требует больших вложений, что и отличает стоимость услуг от «серых» докторов.
- Кто чаще всего прибегает к пластической хирургии?
- Пациенты у нас с совершенно разными запросами, поэтому и ассортимент услуг большой. Молодые девушки, в основном, выбирают увеличение груди имплантами, чтобы увеличить или вернуть былую форму после родов. Женщины постарше тоже нередко делают операции по восстановлению груди, но это в основном подтяжка. Также среди пациентов после 45 лет чаще востребованы пластические и косметические операции на лице. Многие предпочитают комплексное омоложение: не ограничиваясь только блефаропластикой, делают операционный или нитевой face лифтинг. В целом, процедуры доступны и интересны женщинам самого разного достатка и возраста. Хотелось бы отметить, что в последнее время заметно вырос спрос и у мужчин, как к пластической хирургии, так и к косметологии. Лет 10 назад мы проводили исследование и отметили, что интерес проявляли не более 8% мужского населения, сегодня же этот процент достигает более 23%. Мужчины преимущественно делают липосакцию, процедуры по уменьшению груди из-за последствий эндокринных нарушений, либо ожирения, а также устранение последствий рубцовых изменений.
- Как часто Вам приходится сталкиваться с недовольствами пациентов? С чем они связаны и как вы решаете подобные проблемы?
- Красота – это очень относительное понятие. Иногда пожелания пациента превышают не то что врачебные, но и собственные возможности. Врачу важно понять, чего хочет пациент, и убедиться, что он все правильно понял. Основные недовольства возникают, когда пациент поверхностно понял, либо врач некорректно объяснил особенности реабилитационного периода. Многие думают, что через день после операции восстановятся и станут красивыми, как в рекламе. А такого не бывает. Никто не в состоянии изменить особенности заживления, заложенные природой и зависящие от индивидуальных особенностей. У нас недавно был курьезный случай, когда молодая женщина сделала блефаропластику и, начиная с пятого дня, проявляла недовольство по поводу отеков и наличия швов. Естественно в положенные сроки все было хорошо и в итоге она осталась довольна.
- Кто работает в вашей клинике? Как и где вы подбираете кадры?
- Кадры решают все. В хороших кадрах сегодня наблюдается дефицит, особенно в нашей сфере. У нас работают врачи с большим опытом. Но всегда есть и молодые специалисты из нашего медицинского университета, которые растут и развиваются, опираясь на опыт профессионалов. Соответственно, они выполняют менее трудоемкие процедуры. Чтобы вырастить хорошего специалиста требуются значительные финансовые вложения и время, не менее 3-5 лет. Мы приглашаем на постоянную работу не только казанских специалистов, но и врачей из других городов, набор всегда открыт. Так, в нашей клинике есть первоклассные врачи, переехавшие к нам из Оренбурга, Тюмени, Екатеринбурга.
- Отразился ли кризис на работу вашей клиники? Как изменились цены на пластические процедуры?
- Во время идущей по стране волны экономического кризиса мы отметили рост спроса на пластическую хирургию. Это объясняется психологической составляющей кризиса. Кризис – это стресс, и в качестве способа снятия этого стресса люди выбирают изменения в себе, а именно пластическую хирургию и косметологию. Инфляция и увеличение курса валют не дали нам возможности повысить цены на услуги. Иначе к нам бы никто не приходил. Тем самым мы повысили доступность операций для большего числа пациентов. К тому же к нам приезжает много наших соотечественников из за границы, для них российские цены стали более выгодны. Кризис в Европе сделал доступными и более сговорчивыми их звездных специалистов. Если раньше мы записывались к ним на учебу, за полгода, то сейчас они сами делают предложения и приезжают к нам на обучающие семинары.
- Какова же была динамика выручки в 2016 году в сравнении с 2015?
- Если говорить о пластической хирургии, то выручка в 2016 году увеличилась более, чем на 100%. По косметологии общий тренд в стране минус 15-20 %. Проседание объясняется уменьшением среднего чека и ростом серого рынка косметологии.
- Сколько вложений требует технологическое оснащение клиники? Где закупаете оборудование?
- Операционный блок в хирургии – это самая дорогая часть в оснащении клиники. Все, что мы зарабатываем, вкладываем в развитие. Оборудование импортного производства закупаем только в России после прохождения обязательной сертификации. Мы регулярно посещаем международные выставки, следим за новинками и стараемся закупать новые аппараты. За последние 2-3 года стало существенно больше качественного оборудования российского производства, активная работа по импортозамещению дает плоды и в нашем направлении.
- Как Вы относитесь к инициативе включить некоторые виды пластических операций в программу ОМС? Готовы ли со своей стороны участвовать в программе?
- Пластическая хирургия - это не только увеличение груди и липосакция, но и восстановление кожных покровов после тяжелых травм и ожогов, в том числе и у детей. Таким пациентам мы делаем большие скидки, но часто бывает так, что не все могут позволить себе даже льготную цену. Если эти услуги будут входить в полис ОМС, то гораздо больше людей смогут вернуть себе качество здоровой жизни. И я поддерживаю эту инициативу.
- В заключении, расскажите о своих планах на будущее? Есть ли желание выйти за пределы Татарстана, Казани?
- Расширяться бесконечно в пределах Казани, конечно, смыла нет. Сейчас наши основные задачи- дальнейшее улучшение качественного обслуживания и развитие профессионализма наших врачей. А дальше посмотрим, обещаю, что мы будем развиваться.