Зерновой трафик: как мега-элеваторы превратят Татарстан в экспортный хаб
Экспорт продукции агропромышленного комплекса из Татарстана увеличился с $445,1 млн в 2022 году до $458,6 млн – в прошлом, сообщил на коллегии в конце января министр сельского хозяйства и продовольствия региона Марат Зяббаров.
По его словам, для дальнейшего роста необходимы модернизация и строительство современных мощностей по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обновление и увеличение количества транспортно-подвижного состава для ее отгрузки.
Министр рассказал, что один из масштабных проектов данного направления ведет компания «Август-Агро». Элеваторный комплекс «Свияжск-Зернопродукт» позволит ежегодно отгружать до 450 тыс. т зерна железнодорожным транспортом и 160 тыс. т – водным. В целом, по словам министра, в регионе действует 16 инвестпроектов на сумму свыше 136 млрд руб.
Генеральный директор АО «Август» Александр Усков в интервью РБК Татарстан сообщил, что элеваторный комплекс в Свияжском мультимодальном логистическом центре на данный момент находится в рабочем состоянии, ожидается ввод в эксплуатацию железной дороги. Еще один мега-элеватор строится в Бугульминском районе Татарстана. Для организации отгрузок зерна компания «Август» планирует сформировать в Татарстане парк вагонов, мощность которого в перспективе может достичь 1 тыс. единиц.
Зерновой хаб
— Летом компания «Август» анонсировала планы по закупке вагонов для транспортировки зерна. На какой стадии находится реализация данного проекта?
— В России сформировался серьезный дефицит вагонов. Мы смогли законтрактовать покупку и в конце прошлого года получили первые 50 вагонов из Белоруссии. Подавали заявки на российские предприятия, но никто ничего не предложил. А покупать старые вагоны мы не хотели.
Вообще, планируем довести количество вагонов до 1 тыс. В течение этого года белорусские производители обещали поставить нам 150 единиц.
— На какой стадии находится строительство элеваторов в Татарстане?
— Строительство элеватора в Бугульминском районе уже началось. Хотелось бы, чтобы его первая очередь заработала в текущем году. Однако там необходимо построить ответвление железной дороги, этим будет заниматься РЖД. В зависимости от их темпов, первая очередь заработает либо в конце текущего, либо в начале следующего года. Полностью завершить проект мы планируем в 2025 году.
Элеватор в Свияжском мультимодальном логистическом центре уже в рабочем состоянии, единственное, там пока не введена в эксплуатацию железная дорога. Мы ждем ее запуска. Однако все работы завершатся в течение этого года. Объем инвестиций в каждый из проектов составляет порядка 3 млрд руб.
Сейчас на элеватор в Свияжском логоцентре поставляют небольшие объемы зерна. Основной завоз мы планируем в этом году, когда позволят погодные условия. На данный момент наше зерно хранится в рукавах на базах в Камско-Устьинском и Кайбицком районах. Было бы нерационально распаковывать его зимой и перевозить на элеватор. Но, начиная с апреля-мая, мы планируем начать отгрузки по воде и железной дороге.
— На элеваторах компания «Август» будет хранить собственный урожай, или ими смогут пользоваться другие аграрии республики?
— По нашим планам, оба расположенных в Татарстане элеватора будут способствовать решению проблемы переизбытка зерна, которая остро стоит в сельском хозяйстве республики и очень сильно давит на цены. А Татарстан удален и от Черного, и от Балтийского морей: в порту Высоцка (Ленинградская область) в 2023 году был выведен на проектную мощность элеватор, предназначенный для отгрузки зерна на экспорт. Наша цель – чтобы из Татарстана вывозилось порядка 1 млн т зерна в год, и тогда проблема его переизбытка будет решена.
На данный момент в республике нет ни одного элеватора, где можно было бы грузить зерно железнодорожными маршрутами. Такая отгрузка дает большую экономию. Вагоны очень дорогие, многое зависит от скорости их оборачиваемости.
Крупным экспортерам абсолютно неинтересно загружать с какого-то элеватора по 5 вагонов в сутки, которые при движении, если они предназначены для экспорта за рубеж, нужно будет многократно перецеплять. А отгрузка маршрутом – это, условно говоря, прямая дорога от точки отправления в пункт назначения. Железные дороги, идущие от наших элеваторов, как раз-таки позволят отправлять зерно маршрутами.
— Зерно из Татарстана будет вывозиться в другие регионы или за пределы Российской Федерации?
— Все будет зависеть от рынка. Но, например, элеватор в Высоцке – это, безусловно, экспорт. Мы рассматриваем данное направление в качестве одного из основных. Элеватор в Свияжске сможет также отгружать зерно в южном направлении, в сторону Ирана.
Альтернативное хранилище
— Элеваторов в Татарстане не хватает. Компания «Август» одной из первых в республике начала хранить большие объемы продукции в полиэтиленовых рукавах и осенью 2023 года анонсировала строительство завода по их производству в особой экономической зоне «Алабуга». Могут ли такие рукава быть полноценной заменой элеватору?
— По данным нашей дочерней компании, которая занимается развитием агротехнологий, сельхозпроизводители Татарстана активно переходят на хранение зерна в рукавах, как это делают, например, в Сибири. Строительство элеваторных мощностей требует значительных инвестиций. Кроме того, производитель оказывается привязан к определенным локациям. Хранение в рукавах обходится очень дешево, и зерно можно хранить, например, в течение года. Поэтому, я думаю, что рукава будут захватывать рынок.
Одна из причин, как я уже сказал, это дешевизна хранения, вторая – стоимость перевозок, которые в период уборки всегда обходятся намного дороже (разница в цене между сентябрем и, например, февралем может быть двукратной). А рукава позволяют хранить урожай на том же поле, с которого он был собран, или любой точке поблизости от него, а когда техника освободится, то зерно спокойно можно перевезти на элеватор или отправить на отгрузку.
— Производимые на заводе в «Алабуге» рукава планируется реализовать внутри компании, поставлять аграриям республики, либо в другие регионы?
— Это покажет время. Но заказов очень много уже на данный момент. Мы пока не заключаем договора на поставки продукции, поскольку у нас уже произошел один сбой: итальянская фирма, которой мы сделали предоплату на поставку экструзионной машины, в конце концов сорвала контракт. Мы вынуждены были переориентироваться на другую компанию, было потеряно время, но работа идет, и уже в этом году мы начнем выпускать рукава для хранения зерна. Наша доля в их потреблении будет не очень велика: посевные площади компании «Август» составляют 200 тыс. га, а проектная мощность завода – рукава для хранения около 10 млн т продукции.
Сев и семена
— Как компания оценивает результаты применения беспахотной технологии No-till в Татарстане?
— В условиях жестокой засухи эта технология позволяет достичь лучших результатов, чем традиционная. И результаты этого года в очередной раз нас в этом убедили, когда в Восточной зоне за вегетационный период зерновых культур выпало чуть больше 30 мм осадков.
— Планируете ли вы расширять посевные площади в регионе?
— Они увеличиваются каждый год. Это связано с тем, что мы вводим в севооборот приобретаемые или взятые в аренду угодья, которые ранее не использовались. За 4 года их площадь составила порядка 35 тыс. га. Некоторые из них заросли деревьями, где-то есть овраги, со временем мы приводим их в порядок и вовлекаем в сельскохозяйственное производство.
— В прошлом году в минсельхозе РФ и, соответственно, в региональном министерстве обозначили проблему с импортозамещением семян. В ноябре 2023 года в Тюлячинском районе республики открылся семенной завод. Будет ли предприятие способствовать решению данной задачи?
— Таким простым способом проблему зависимости от импортных семян решить не получится. На заводе мы готовим семена к посеву. Селекцией там не занимаемся. Задача завода – предоставить аграриям качественные семена, которые дадут равномерные всходы.
Но мы начинаем работать в направлении селекции. Будем создавать совместное предприятие с одной из семенных компаний, но окончательные контракты пока не заключены.
— В течение скольких лет планируется решить данную задачу?
— Совместное предприятие мы планируем создать в этом году. В России принята программа по импортозамещению семян. Соответственно, российские компании будут заключать с иностранными предприятиями контракты и создавать совместные предприятия, чтобы осуществлялся перенос сначала первичного, а потом и главного производства в нашу страну.
— Продукция семенного завода предназначена для агрофирм самой компании?
— Да, в первую очередь мы будем обеспечивать качественными семенами собственные хозяйства, так как видим, что подготовка семян на старых машинах и на современном оборудовании – это две большие разницы. Но поскольку мощности превышают потребности нашей компании, мы будем оказывать услуги и другим сельхозпредприятиям. На заводе можно готовить к посеву любые семена – от зерновых до мелкосемянных.
— Планирует ли компания заходить в новые районы Татарстана в рамках развития агропроекта?
— Все будет зависеть от предложения. В целом, мы так быстро росли, что сейчас нам нужно оттачивать эффективность. Там, куда компания уже зашла, необходимо отстраивать инфраструктуру, а это очень большие инвестиции. Кроме того, мы строим животноводческие комплексы. В 2023 году завершили строительство молочной фермы в Мензелинском районе, вторую очередь фермы в Муслюмовском районе, приступили ко второй очереди в Лениногорском районе и строительству мегафермы в Кайбицком районе. По завершении строительства стадо фуражных коров вырастет до 8,5 тыс. голов, это означает надои порядка 85 тыс. кг молока в сутки.
Защита посевов
— Как вы оцениваете положение российских производителей средств химической защиты растений?
— Доля продукции, которая производится в России, неуклонно растет. Сейчас рассматривается вопрос о введении квот на импорт средств химической защиты растений, и мы надеемся на его положительное решение. Тогда план по выходу продукции внутреннего производства на уровень 90% от общего объема рынка будет реализован к 2030 году.
— Какова доля отечественной продукции сейчас?
— Здесь есть несколько аспектов. Во-первых, чистый импорт, когда в страну завозят готовую продукцию. Во-вторых, производства иностранных компаний в России, которые, по сути, тоже являются внутренними. В целом российские производители и иностранные компании, работающие на территории РФ, сейчас выпускают порядка двух третей от общего объема ХСЗР. И достигнуть доли в 90% внутреннее производство может вообще в течение 2 лет – проблем не должно возникнуть, поскольку те мощности, что есть в России, уже сейчас избыточны.
Только за последние 4 года было открыто 4 новых завода, включая два в ОЭЗ «Алабуга», один из которых наш, а также предприятия компаний «Сингента» и «Шанс» в Липецкой области. Плюс те производства, что уже работали, увеличивают мощности. То есть проблем с выпуском средств химической защиты растений в России нет.
— Завод «Август-Алабуга», который выпускает средства химзащиты растений, будет наращивать мощности?
— Его проектная мощность превышает 50 тыс. т продукции в год, но мы не торопимся с ее достижением. В прошлом году было произведено более 20 тыс. т. Это очень много, учитывая, что общий объем рынка составляет немногим более 200 тыс. т, то есть завод в особой экономической зоне «Алабуга» уже занимает долю в 10%. Дальнейшее развитие связано с внедрением новых продуктов. Так как «Август-Алабуга» рассчитан на большие мощности, то там будем вести наиболее массовое производство, а «маленькие» продукты продолжим выпускать в Вурнарах (Вурнарский завод смесевых препаратов, Чувашия) и на «Август-Бел» (Белоруссия).
— Продукция, выпускаемая на заводе в Татарстане, выходит на зарубежные рынки?
— Мы ведем большую работу по Африке, которую начали давно, и сейчас она поступательно продвигается. Объем поставок в Латинскую Америку в 2023 году увеличился, однако ситуация с платежами усложнилась: получать их оттуда стало очень тяжело. Что касается стран СНГ, то с 2022 года мы плотно работаем со всеми, кроме Украины.
— На какой стадии находится строительство Научно-исследовательского центра для разработки средств защиты растений в подмосковной Черноголовке?
— Строительство здания уже завершено, ведутся внутренние работы, которые планируем завершить к концу текущего года. Пуск объекта в эксплуатацию запланирован на окончание 2024 – начало 2025 года: в зависимости от получения разрешительной документации. Помимо этого, в научном городке будет построен жилой квартал для сотрудников, так как мы приглашаем кадры со всей страны, а школа для детей сотрудников уже работает. Кстати, когда я рассказал о научном центре раису Татарстана, он задал вопрос: «Почему не у нас?»
— Как, на ваш взгляд, санкции, введенные в отношении России, отразились на бизнесе?
— Безусловно, санкции – это вред, причем, обоюдный. Но на сегодняшний день они более ощутимы для Европы. С одной стороны, она ограничивает экспорт в Россию, теряет предприятия, которые развивались в течение долгих лет, захватывали эти рынки, тратили силы и средства. С другой –Европа лишилась дешевых российских энергоносителей: промышленности многих стран, в первую очередь Германии, нанесен страшный удар. И это только начало. Зарубежные компании теряют свою конкурентоспособность. Уходя с рынка, производитель так или иначе теряет в объемах продаж, потому что нужно тратить время и ресурсы для продвижения на новых рынках.
России, безусловно, большой вред причинили ограничения на импорт целого ряда технологий. Но этот сильный удар на самом деле работает по принципу бумеранга. Освободив рынок, западные поставщики мотивировали российских бизнесменов присмотреться к тем нишам, что ранее были заняты, и дали возможность компаниям из дружественных стран быстро и с существенно меньшими затратами выйти на российский рынок.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан