Обязательно к изучению: в Татарстане оценили популярность родных языков
2021 год объявлен в республике Годом родных языков и народного единства. Председатель региональной Национально-культурной автономии удмуртов РТ Андрей Герасимов в интервью РБК Татарстан рассказал, что дефицит учителей родных языков связан не только с низкой оплатой труда, но и с тем, что у специалистов нет уверенности, что они востребованы
— Сколько удмуртов насчитывается в Татарстане?
По переписи от 2010 года, удмуртов насчитывается порядка 550 тысяч человек. Из них 410 тысяч проживает в Удмуртии и 23 452 в Татарстане. После РТ по численности идут Башкирия и Пермский край.
— Какие возможности для изучения родных языков созданы сегодня в республике?
У нас в республике 24 школы находятся в местах компактного проживания удмуртов: в Кукморском,Балтасинском, Мендлеевском, Бавлинском, Агрызском районах и так далее. В столице республики есть воскресная школа на базе Ассамблеи народов Татарстана.
— Кто преподает удмуртский язык?
Сейчас в воскресной школе группа только набирается. В целом по республике занятия ведут учителя с профильным образованием. Таких специалистов готовит Глазовский педагогический институт, Удмуртский государственный университет. Также Можгинский колледж готовит преподавателей начальных классов на родном языке.
— Нет ли в республике дефицита таких учителей?
Учителя родного языка – это, действительно, дефицит в наше время. Из беседы с директорами школ я узнал, что в целом есть дефицит притока учителей из-за низкой заработной платы. Я удивился, что они зарабатывают 15-16 тысяч рублей в месяц.
— То есть дефицит кадров связан с низкой оплатой труда?
Не только с этим. До 2018 года изучение родных языков в Татарстане было обязательным. Далее мы столкнулись с принятием закона, который позволяет родителям и детям выбирать родной язык для изучения. До этого, учителя, которые хотели идти в это направление, имели уверенность в том, что они получат рабочие места. На сегодняшний день такой уверенности у них нет. Возник момент неопределенности у учителей, которые хотят связать свою деятельность с преподаванием родных языков. Однако для того, чтобы эту уверенность возродить, учебные заведения стали объединять родные языки с иностранными. Таким образом, у выпускников появляется больше возможностей.
— Есть ли спрос на изучение удмуртского языка в Татарстане?
Несомненно, есть. Я заметил некую тенденцию, которая связана с тем, что многие родители стараются отдавать детей именно в национальные школы. Дело в том, что в них есть своя атмосфера и совершенно иной преподавательский состав. Обучение там начинается с основ сохранения и развития традиций и культуры для преемственности поколений. Среднестатистические школы также дают необходимые вещи, которые образовывают поколение, но все-таки важен и тот духовный стержень, который формируется в национальных школах.
Решение о выборе родных языков для изучения в школе по большей части формируется родителями. С 2016 года, когда я стал заниматься этой деятельностью, активисты говорили о том, что родителей нужно принуждать и взывать к совести, но так решить этот вопрос не получится. Нужно создавать и формировать у них интерес, чтобы они не под принуждением, а по желанию принимали такие решения.
— Говорят, что родные языки культивируются за счет социальных сетей. Видите ли вы эту тенденцию?
Безусловно, социальные сети дают поддержку. У нас есть молодежное «крыло», которые отмечает заинтересованность национальной тематикой.
— Каким образом в Татарстане поддерживается сохранение родных языков?
Я с 2016 года являюсь председателем Региональной общественной организации Национально-культурная автономия удмуртов Республики Татарстан. Могу сказать, что в регионе уделяется достаточно большое внимание сохранению традиций и культуры наших народов. Мы работаем на базе Ассамблеи народов Татарстана, которая включает в себя различные автономии. Благодаря различным мероприятиям нам удается прививать подрастающему поколению исконные традиции народа.
— Какие культурные мероприятия вами проводятся?
Когда я пришел, мы проводили конкурс для детей дошкольного, начального школьного возраста «Мудорвай» («Росточек»). Он проходит в тесном взаимодействии министерством образования и муниципальными органами власти. Это пример того, что все происходит не на словах.
В рамках этого конкурса дети выступают со стихотворениями, танцами, сольной песней и рисунками на тему удмуртских сказок. В первый год проведения конкурса у нас было 315 участников, а в 2017 году их число достигло 829: их количество увеличилось практически в три раза. Сейчас количество участников стабилизировалось на этом уровне. Отмечу, что в нем участвовали дети не только удмуртской национальности, но и других.
Также нами проводится форум удмуртской молодежи «БиГерд» («Единый узел»), традиционный республиканский праздник удмуртской культуры «Гырон Быдтон» («Окончание пахоты»), финно-угорский фестиваль «Мы ветви древа одного» и республиканский конкурс «Лучший воспитатель дошкольной образовательной организации с родным удмуртским языком обучения и воспитания Республики Татарстан».
— Именно с помощью этих конкурсов поддерживается изучение культуры народа среди детей?
Да, наша инициатива полностью поддерживается правительством республики. Как я уже говорил, недавно мы провели конкурс на лучшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на преподавание на родном удмуртском языке. В этом году он был запущен впервые. Совместно с министерством образования провели его и выявили лучших воспитателей в республике. Лучших наградили денежными сертификатами. Конкурс позволяет выявить методики, позволяющие вызвать интерес к удмуртскому языку у детей.
— Эти мероприятия финансируются правительством?
Верно, все идет в рамках национальной политики Республики Татарстан через гранты, а также с помощью привлечения спонсорских средств.