Перейти к основному контенту
Россия - Китай ,  
0 
Эксклюзив

От куриных лапок до чипов: чем РТ и Китай могут быть полезны друг другу

Герман Лернер: РТ нужны совместные станкостроительные и ИТ-производства с Китаем
Китай занимает пятую часть во внешнеторговом обороте Татарстана. Однако китайские инвесторы работают осторожно. В минпромторге РТ считают, что перспективными могут стать совместные с КНР проекты в станкостроении и ИТ
Фото: пресс-службы министерства промышленности и торговли РТ
Фото: пресс-службы министерства промышленности и торговли РТ

Как сообщил в интервью РБК Татарстан заместитель министра промышленности и торговли Татарстана Герман Лернер, в текущем году состоялась более 50 взаимных визитов татарстанских и китайских делегаций. Деловая активность между республиками и товарооборот растут. Однако китайские инвесторы работают осторожно: велик языковой барьер, разница культур. Положительную роль играют инвестиционный климат региона, а также уже реализованные проекты. Еще один фактор – это логистика: прямое авиасообщение между Казанью и Китаем и логокомплекс «Алабуги» в Закамье для приема и отправки контейнерных поездов в КНР.

По мнению заместителя министра, перспективы для развития торговых связей и совместных проектов есть практически во всех отраслях – от сельского хозяйства до ИТ.

Импорт и экспорт

— Какой потенциал есть для роста внешнеторгового оборота между Татарстаном и Китаем?

— Республика Татарстан взаимодействует более чем со 130 странами. Несмотря на ограничения, трудности, мы продолжаем взаимодействовать с миром, ни от кого не закрываемся. Китай на текущий момент является одним из лидеров внешнеторгового оборота региона: на его долю приходится пятая часть его общего объема. По итогам прошлого года внешнеторговый оборот увеличился до максимального значения за всю историю взаимоотношений между Татарстаном и Китаем.

Внешнеторговый оборот республики имеет положительное сальдо: Татарстан больше экспортирует, чем импортирует. Это очень хороший показатель, который означает, что регион производит конкурентоспособную продукцию, с высокой добавленной стоимостью, востребованную за пределами страны. Экспорт для экономики государства полезен тем, что продукцию можно продать дороже, чем внутри него. Соответственно, у производителей растет прибыль, налоговые отчисления, которые направляют на многочисленные социальные направления.

С началом спецоперации и уходом западных поставщиков высвободилось множество ниш. Так как мы не прекращали взаимодействие с внешним миром, в республику продолжали приезжать иностранные делегации, и мы говорили им занимать освободившиеся ниши. А потребность у нас есть как в бытовых товарах, так и в высокотехнологичной промышленной продукции. Те, кто первыми заместит ушедших поставщиков и будут доминировать на рынке.

— Чем Татарстан торгует с Китаем?

— На самом деле, практически всем. Основными статьями экспорта являются каучуки, резина, пластмассы, нефть, топливо, сельскохозяйственная продукция (жиры, масла). А закупаем мы различное машинное оборудование, станки, транспортные средства.

Проекты и отрасли

— Насколько значительно китайские инвесторы представлены на территории Татарстана?

— Китай работает осторожно. Во-первых, играют роль языковой барьер, разница культур. Выстраивать переговорный процесс достаточно сложно.

Когда к нам приезжают китайские делегации, то мы демонстрируем им уже реализованные их соотечественниками проекты: а такие у нас есть. Кроме того, содействие оказывает Генеральное консульство КНР в Казани, которое возглавляет Сян Бо. Он уделяет внимание каждой делегации, рассказывает, что здесь хорошо и с нами можно работать. Когда китайские инвесторы видят поддержку их правительства и партии (генконсульство – это представительство МИД Китая), это тоже упрощает задачу по их привлечению.

А нашему бизнесу, который может плотно выстраивать взаимоотношения с Китаем, в свою очередь, может оказать содействие торговый представитель Татарстана в Пекине Евгений Горшков. Через него будет работать проще и безопаснее, чтобы не наткнуться на каких-то недобросовестных людей.

— Будут ли в ближайшем будущем запускаться на территории РТ новые китайские проекты?

— Да, у нас ожидается запуск таких проектов как со стороны китайских инвесторов на территории Татарстана, так и наоборот, наш бизнес в КНР (такие предприятия есть, и не одно). Но пока все они взяли режим информационной тишины и взвешивают риски.

— В каких отраслях, на ваш взгляд, есть потенциал для запуска производств китайскими инвесторами, а также экспорта региональной продукции в КНР?

— Возможностей множество. Возьмем сельское хозяйство: в Китае есть очень большие запросы на приобретение всевозможной продукции, начиная от зерна, заканчивая, например, куриными лапками и другими позициями, которые мы зачастую утилизируем. Я думаю, что в этой сфере нужно привлекать китайских партнеров в плане переработки, чтобы не экспортировать чистое сырье, а только переработанную продукцию, чтобы добавленная стоимость оставалась в Татарстане.

Также большой потенциал я вижу в создании совместных производств в такой сфере, как станкостроение. Сейчас оно в республике развито не очень сильно, и при этом является фундаментом для промышленности.

Еще одно перспективное, на мой взгляд, направление – ИТ, цифровизация. В частности, Китай очень далеко шагнул в обеспечении безопасности, общественного порядка, там повсюду установлены камеры, они все объединены в единый комплекс, как и в рамках нашего проекта «Безопасный город».

Кроме того, в мире сложилась большая зависимость от Китая, непосредственно от Тайваня, в производстве различных микросхем, чипов, текстолитов. На территории республики при поддержке минцифры региона планируется запустить производство текстолитовых плат. В этом проекте могли бы принять участие наши китайские партнеры, чтобы оно сразу же вышло на высокий уровень. Нам нужно делиться технологиями и затем развиваться. По такому же пути, собственно говоря, двигался Китай несколько десятилетий назад: из СССР поступала техника, проводился ее реинжиниринг и затем выпускалась схожая продукция. Производство чипов могло бы стать очень хорошей точкой роста, так как их дефицит ощущается не только в нашей стране, но и во всем мире.

Логистические связи

— Как часто республику посещают делегации из КНР?

— Могу сказать, что сейчас бизнес-активность возросла. Раньше китайские делегации приезжали к нам не слишком часто. В этом году в республику состоялось более 50 взаимных визитов. Кстати, в прошлом году при работе по организации I Российско-китайского форума РОСТКИ мы столкнулись с тем, что в Китае официальным лицам требуется больше времени для согласования выезда: календарь поездок формируется за год. Поэтому в прошлом году их на форуме было немного. При организации второго форума мы учли этот момент – за год были запланированы даты мероприятия и направлены приглашения: ожидается большое количество участников и много интересных сессий. Это очень важное и нужное мероприятие для выстраивания прямых контактов, чтобы люди работали без посредников.

В целом, интерес к поездкам в Китай из Татарстана и наоборот очень высок. Этому способствуют высвободившиеся ниши для бизнеса, о которых я говорил, благоприятный инвестиционный климат в регионе и прямой рейс из Шанхая в Казань, который 28 сентября запустила авиакомпания China Eastern.

Изначально планировалось, что он будет запущен в тестовом режиме на месяц с частотой 3 раза в неделю. Но после того, как перевозчик увидел, что поток пассажиров есть и в ту, и в другую сторону, было принято решение продлить полеты до марта 2025 года. Сейчас рассматриваются планы по дальнейшему продлению. Прямое авиасообщение – это хороший шаг к развитию взаимоотношений между нашей и Китайской Народной республиками.

— Ведется ли сейчас работа по запуску авиасообщения между Казанью и другими китайскими городами? В какие из них, на ваш взгляд, было бы полезнее всего запустить авиарейсы?

— По другим городам мы пока не прорабатывали. Но Китай – это многогранная страна, и можно рассматривать авиарейсы, которые связали бы Казань с ее туристическими центрами, югом, например, с Шеньчжэнем, а также с приграничной России провинцией Хэйлунцзян.

Шанхай, на мой взгляд, был выбран совершенно правильно для запуска авиасообщения. Это туристический центр притяжения, и людям, которые ранее не бывали в Китае, нужно откуда-то начать знакомство со страной.

Развитие авиаперевозок напрямую связано с повышением пропускной способности аэропорта Казани, где сейчас уже достигнут некий потолок. А после саммита БРИКС, когда Казань прогремела на весь мир, будет расти поток не только туристов, но и бизнесменов. Эта работа начата. К саммиту БРИКС в аэропорту построили новый перрон, планируется строительство еще одного терминала.

— В продолжении темы транспортных связей какую роль в укреплении экономических связей с КНР сыграет логистический комплекс им. Дэн Сяопина, который заработал в тестовом режиме?

— Логистика – это артерия для бизнеса. Поэтому этот проект ОЭЗ «Алабуга» имеет большое значение, как, в общем-то, все, что делает гендиректор экономической зоны Тимур Шагивалеев и его команда, важно для всей страны. Самое главное – это запустить первый вагон. Как только это произойдет, сразу появятся выгодоприобретали, которые захотят приобрести в республике ту или иную продукцию для последующей реализации в Китае и наоборот.

Взаимная торговля как раз-таки и начинается с подобных логистических коридоров. Поэтому очень хорошо, когда государство («Алабуга» – это государственная структура) налаживает логистическую инфраструктуру, бизнес в этом нуждается, так как логистика в экспортно-импортных поставках занимает большую долю расходов. В случае с логоцентром им. Д. Сяопина государство говорит: «Вот контейнерный поезд в Китай – пользуйся!» Я думаю, что государству нужно выстраивать подобные логистические маршруты и с другими странами, чтобы предприятиям было проще вести внешнеторговую деятельность.

Зарубежные инвестиции

— Какая страна является лидером по объему инвестиций на территории республики?

— Самый крупный иностранный инвестор – Турция. В основном, это девелоперский бизнес и промышленность. В той же самой «Алабуге» работает ряд турецких предприятий: Kastamonu, «Шишеджам», «Хаят Кимья» и другие.

— Чем Татарстан привлекает зарубежных инвесторов?

— Татарстан на протяжении длительного периода занимает второе место в рейтинге инвестиционного климата, уступая только Москве. Раис республики лично уделяет внимание каждому проекту и выстраивает комфортную для работы инвесторов среду. Со стороны правительства делается все необходимое для надежного функционирования бизнеса, защиты инвестиций.

Начну с того, что в республике есть готовые земельные участки, где можно построить производство. Инвестиционный совет при раисе республики может принять решение выделить инвестору землю без торгов. Если же компания не хочет строиться, то на территории Татарстана есть более сотни готовых промышленных площадок, в некоторых из которых есть свободные площади. Это готовые корпуса, оборудованные инженерными коммуникациями. Инвестору остается только поставить производственные линии. Кроме того, в регионе работают две особые экономические зоны федерального значения: промышленно-производственного типа «Алабуга» и технико-внедренческого «Иннополис». Их резиденты получают нулевые ставки по многим налогам на первые 10 лет и другие преференции. Также есть территории опережающего развития.

Плюс – Татарстан находится в самом центре России, что очень удобно с географической и логистической точки зрения, так как вокруг республики сосредоточено более 50% населения страны. Для экспорта продукции инвесторы могут использовать наши контакты. В целом, если судить по индексу промышленного производства, который стабильно растет, предприятия республики, например, в той же ОЭЗ «Алабуга» отлично себя чувствуют.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 декабря
EUR ЦБ: 112,02 (-0,78)
Инвестиции, 17:33
Курс доллара на 4 декабря
USD ЦБ: 106,19 (-0,99)
Инвестиции, 17:33
Все новости Татарстан
Генпрокуратура утвердила обвинение по делу о теракте на Крымском мостуПолитика, 21:41
Высокие ставки и сервис впечатлений: как меняется розничный банкингТренды, 21:41
Saxo Bank предсказал «бум» цифровых денег, падение доллара и конец ОПЕКОбщество, 21:34
Кремль назвал ситуацию в Южной Корее тревожнойПолитика, 21:32
Военное положение в Южной Корее. ФоторепортажПолитика, 21:28 
«Динамо» упустило победу над «Ак Барсом» после грубой ошибки вратаряСпорт, 21:22
Матвиенко попросила разъяснить врачам переход на клинические рекомендацииОбщество, 21:08
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
МОК продолжит политику допуска российских атлетов в нейтральном статусеСпорт, 21:03
В парламенте Южной Кореи назвали действия военных мятежомПолитика, 20:41
Минфин выпустил замещающие суверенные евробонды более чем на $40 млрдИнвестиции, 20:37
Почему президент Южной Кореи объявил военное положениеПолитика, 20:37
Бумаги корейской Samsung упали на 7,5% после введения военного положенияИнвестиции, 20:32
В парламенте Южной Кореи сообщили об уходе солдатПолитика, 20:30
«Гремио» досрочно прервал аренду принадлежащего «Зениту» полузащитникаСпорт, 20:30