Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 

Опыт Air Astana: Лоукостеры не получают прибыли, отказываясь от питания

О том, как коммерческой авиакомпании можно быть успешной без господдержки, почему необходимо баловать пассажиров и как соблюдать правила в одном небе с конкурентами, рассказал президент Air Astana Питер Фостер
Питер Фостер, президент авиакомпании Air Astana
Питер Фостер, президент авиакомпании Air Astana (Фото: Пресс-служба Air Astana)

«Мы никогда не получали субсидий от государства, и это позволило добиться роста»

- В этом году Air Astana отмечает 15 лет. С какими результатами работы вы входите в новый год жизни?

- Главным показателем является, разумеется, количество самолетов воздушного флота. Мы увеличили его за эти годы до 31, и уже есть твёрдые заказы на приобретение еще 17 самолётов в течение следующих нескольких лет. Наша авиакомпания работает полностью на коммерческой основе. Мы не получаем никаких субсидий или гарантий ни со стороны государства, ни со стороны акционеров, у нас нет никаких преференций по закупкам керосина или по аэропортовым сборам. Единственное вложение в компанию – это первоначальный акционерный капитал 15 лет назад. Мы убеждены, что правила игры диктует рынок, и организации должны работать по твердым принципам. Это фокусирует наше внимание на клиентах авиакомпании, которые и обеспечивают прибыльность бизнеса, а также на затратах, контролируя которые мы повышаем эффективность. Такая стратегия показала себя успешной, и за все эти годы авиакомпания была прибыльной. Мы были первой авиакомпанией СНГ, которая получила рейтинг четырёх звёзд британской консалтинговой компании Skytrax, и на протяжении последних 6 лет продолжаем получать премию, как лучшая авиакомпания в Центральной Азии и Индии.

- Популярны ли у вас российские направления? Как осуществляются взаимодействия и планируется ли открытие новых направлений?

- С Россией у нас сложились теплые и продуктивные отношения, ведь это второй по величине перевозок рынок за пределами Казахстана. Он является фундаментальной частью прошлого, настоящего и будущего нашей авиакомпании. Сегодня выполняются рейсы в 6 российских городов, работа над увеличением частоты рейсов ведется постоянно, но это зависит не только от пассажиропотока. На данный момент, в соответствии с двухсторонними отношениями между Казахстаном и Россией, существуют ограничения по количеству перевозчиков и частот. После их пересмотра начнется рост количества рейсов. Но уже сегодня нам удалось увеличить частоту полётов в Санкт Петербург и Екатеринбург.

- Рассматриваете ли вы самолёты российского производства для своего парка?

- Мы всегда открыты к рассмотрению любых предложений, и в свое время рассматривали Superjet. Но он не подошел по дальности полёта, а также были заявления Аэрофлота о проблемах с Superjet, о которых говорили в СМИ. Для нас интерес представляют также ТУ-214: у них большая дальность полёта. Также будем продолжать рассматривать и исследовать МС-21. Но для авиакомпании нежелательно иметь слишком много типов самолётов в своём флоте, поэтому после изучения остановимся на чем-то одном.

«Мы постоянно стремимся к снижению затрат, но никогда не экономим на пассажирах»

- Недавно в Астане открылся новый аэропорт. Есть ли в планах открытие новых направлений из Астаны? И планируете ли переезд административного офиса компании в Астану?

- Новый терминал Астаны способен стать международным хабом: он построен с учетом современных тенденций и имеет хорошую геопозицию. Перелеты со стыковкой в Астане являются кратчайшими маршрутами между Европой и Азией. А это экономия как времени, так и топлива, что, в конечном итоге, сокращает расходы авиакомпаний. Все больше людей, путешествуя из Европы в Азию и обратно, выбирают стыковки в Казахстане. На данный момент транзитных пассажиров 800 тыс. в год, это примерно 20% пассажиропотока. В планах Air Astana увеличить пассажиропоток до 9 млн и доли транзитных пассажиров до 30% в течение следующих 10 лет. Для этого мы уже сейчас открываем новые маршруты, например, из Астаны в Дели, который будет интересен российским транзитным пассажирам. В планах и другие направления в Юго-Восточной Азии. Хотя Астана будет становиться нашим главным хабом, своё присутствие в Алматы мы не будем уменьшать. И перевозить основной офис пока не планируем, это необоснованные затраты и осложнения для персонала в семейном и бытовом плане. А затраты огромные. К примеру, переезд офиса Turkish Airlines в новый аэропорт Стамбула, который находится на противоположном краю города, будет стоить больше 1 млрд долларов. Я считаю, что это те расходы, которые авиакомпании должны максимально избегать.

- Многие мировые авиакомпании экономят на всем, сокращают питание, предлагают пассажирам выбор мест за деньги. Air Astana отличается роскошным питанием, металлическими столовыми приборами, развлечениями на борту. Изменится ли это отношение к пассажирам в будущем и будете ли вы экономить как конкуренты?

- На данный момент мы уже являемся эффективной компанией по удельным затратам. Это позволяет нам называться лоукостером по ценам, но при этом предоставлять полный спектр услуг. Многие из наших маршрутов длинные. Например, перелет до Москвы занимает 4 часа. И если применять политику лоукостера в полной мере, то продукт перестанет быть привлекательным. И в целом, если рассматривать затраты, то мелкая экономия на кейтеринге в конце концов к существенной экономии не приведёт, зато вырастет негатив у пассажиров. Это не те затраты, которых можно избежать, это, скорее всего, инвестиция в возвращение клиента. И мы будем продолжать предоставление качественного сервиса на бортах, а также работать над его улучшением. Уже сегодня всем пассажирам на всех рейсах доступна услуга KCTV, которая позволяет получить доступ к развлекательным медиаканалам на борту со своего мобильного устройства, просто скачав приложение. Человек может выбрать любой фильм, слушать музыку, играть в игры, подключаясь по внутренней сети wi-fi. Это позволяет сделать полет комфортным на тех бортах, в которых нет экранов у каждого кресла.

Обслуживание пассажиров бизнес-класса на бортах Air Astata. Авиакомпания одна из немногих предлагает пассажирам бизнес- и эконом-класса пользоваться металлическими столовыми приборами. Это право было достигнуто в ходе длительных переговоров с надзорными органами.
Обслуживание пассажиров бизнес-класса на бортах Air Astata. Авиакомпания одна из немногих предлагает пассажирам бизнес- и эконом-класса пользоваться металлическими столовыми приборами. Это право было достигнуто в ходе длительных переговоров с надзорными органами.

- Много ли у вас конкурентов? Каким образом вы взаимодействуете с ними на рынке?

- Если рассматривать казахстанский рынок авиаперевозок, то на нем присутствуют несколько российских авиакомпаний. Нашим главным конкурентом является «Аэрофлот», мы предлагаем схожие продукты, ожидаемые и востребованные рынком. Присутствие российских авиакомпаний только оживляет рынок. Историей доказано, что свободные торговые отношения между двумя государствами имеют положительные последствия для всех стран участников. Мы приветствуем открытый рынок, но при этом все участники взаимоотношений должны соблюдать правила и условия, одинаковые для всех. Это касается равенства по аэропортовым слотам, по доступу к аэропортам, по распределению слотов, отсутствия субсидий. Везде должен быть баланс, и если участники рынка это соблюдают, то побеждают все.

- Рейс Алматы-Казань существует уже 5 лет в круглогодичном режиме, и по сегодняшним меркам работает успешно. Когда можно будет говорить об увеличении частоты до ежедневной?

- Пока рейсы летают 2 раза в неделю, и это небольшая доля авиаперевозок для нас. Но Казань один из быстрорастущих городов с большим потенциалом и хорошим пассажиропотоком. Мы считаем, что можем увеличить частоту рейсов уже в следующем году. Сейчас рейс выполняется только в Алматы, но для расширения транзитного потенциала мы возможно перенаправим рейс в Астану.

- Сейчас довольно модна тема халяль-туризма. Планируете ли вы провести сертификацию по халяль?

- На данный момент у нас такой сертификации нет. Однако мы соблюдаем традиции ислама и в рационе питания на бортах у нас нет свинины. До настоящего момента этот вопрос поднимался редко и в Казахстане не имеет такой актуальности. Но возможно в скором будущем это изменится и мы пройдем сертификацию халяль.

«Внутренний рынок Казахстана мал для авиакомпании и мы готовы инвестировать в развитие транзитного пассажиропотока»

- Своим пассажирам вы предлагаете возможность сделать остановку в Астане и Алматы и забронировать гостиницу всего за 1 доллар. Для чего вы это делаете и оправданы ли затраты?

- Эту программу мы назвали Stopover Holiday и мы действительно готовы предоставить всем транзитным пассажирам, желающим сделать остановку в Астане или Алматы, гостиницу за 1 доллар. Для этого при покупке билета на сайте просто нужно выбрать опцию. Разумеется, нам самим это стоит гораздо больше доллара, поскольку мы предоставляем высокий уровень гостиниц. Но именно привлечение транзитных пассажиров мы считаем правильной инвестицией. Для них это будет привлекательно, потому что можно будет посмотреть город и побывать на горнолыжных курортах. Внутренний рынок Казахстана очень маленький – всего 18 млн человек. Этого количества недостаточно для того, чтобы поддерживать авиакомпанию таких размеров, как Air Astana. И транзитный пассажиропоток для нас жизненно важен, только благодаря ему у нас возможен рост.

- Вы ориентировались на европейский опыт при создании этой программы?

- Не на европейский. Больше на страны Юго-Восточной Азии, Сингапур, Гонконг, Бангкок. Перевозчики там уже давно применяют эту практику и ее переняли Emirates. Она показала успешность, и глядя на это, мы запустили подобную программу, хорошо работающую у нас. Конечно, в этом году нам помогло проведение международной выставки ЭКСПО в Астане. И любой пассажир, путешествующий на международном рейсе авиакомпании в Астану или через Астану, помимо всего получает бесплатный билет на посещение выставки.

- В чем секрет успеха вашей авиакомпании?

- Это как покупка недвижимости. Самое главное это время и расположение. Казахстан очень хорошо стратегически расположен примерно в середине между Европой и Азией, между Россией и Юго-Восточной Азией. Если рассматривать начало деятельности авиакомпании 2002 год, когда был крах авиационной индустрии после событий в Нью-Йорке, все было дешево и расходы были минимальны. Мы вовремя зашли на рынок. Далее нужно было все правильно осуществить и мы это сделали. И мы четко соблюдаем организационную дисциплину, работаем по коммерческим принципам, это стимулирует всех сотрудников на постановку чётких целей и достижения их. И важно то, что мы не просим поддержки государства, каких-либо государственных субсидий, которые можно назвать «отравленной пилюлей», потому что в этот момент ты теряешь контроль над бизнесом. То есть происходит смешение политики и бизнеса, а такое смешение не должно иметь места.


Справка:

Авиакомпания «Эйр Астана» была зарегистрирована в 2001 году, а 15 мая 2002 года выполнила свой первый рейс Алматы – Астана.

Инаугурацию рейса посетили президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и cэр Ричард Эванс, представляя двух акционеров авиакомпании – правительство Республики Казахстан и британскую компанию BAE Systems PLC соответственно.

В совместном предприятии с долями участия правительства – 51 процент, принадлежащий АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», и компании BAE Systems PLC (Великобритания) (49 процентов) партнерские отношения акционеров оставались стабильными в течение всей истории развития авиакомпании.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Все новости Татарстан
Гражданина Узбекистана арестовали за поддержку теракта в «Крокусе» Общество, 12:58
Какие компании больше всех выиграли от ИИ-безумия — The Economist Pro, 12:55
Несостоявшийся губернатор стал главой Росморречфлота Политика, 12:52
Белорусских маркетологов обвинили в срыве плана по экспорту в Россию Экономика, 12:51
Гашек раскритиковал власти Словакии за играющих в КХЛ хоккеистов Спорт, 12:43
Цены на помещения с арендным бизнесом в Москве выросли на 10% за год Недвижимость, 12:42
В приложении Райффайзенбанка произошел сбой Финансы, 12:40
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Манекен в онлайне: как fashion-ретейлеру кратно повысить продажи Pro, 12:29
Сырский заявил о подготовке резервов для нового наступления Политика, 12:17
«ВТБ Мои Инвестиции» включили в топ-10 акций «Позитив» и «Ростелеком» Инвестиции, 12:17
На «потом» не сдвинут: новостройки, которые сдадут раньше срока РБК и ПИК, 12:11
Дети провалились в болото в центре подмосковного Солнечногорска. Видео Общество, 12:08
Премьер Польши предупредил о предвоенном времени в Европе Политика, 12:06
Какие частные компании прокуратура требует передать государству Бизнес, 12:04