Марат Айзатуллин: продажи жилья в Татарстане выросли на 130%
Как сообщил в интервью РБК Татарстан министр строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Марат Айзатуллин, в регионе введено 2,5 млн кв. метров жилья и выданы разрешения на возведение еще 3,9 млн «квадратов» в последующие годы. А за счет двух проектов – «Лаишевский узел» и «Большой Зеленодольск» – к 2035 году Татарстан прирастет еще на 10 млн кв. м жилья.
По словам министра, республика получает беспрецедентный объем поддержки со стороны РФ. Однако было бы актуально, если бы появилась программа по поддержке строительства детсадов и школ.
Миллиарды рублей для миллионов квадратных метров
— Как вы оцениваете ситуацию в строительном комплексе Татарстана – республика второй год подряд сдает более 3 млн кв. метров жилья с усилием или в рабочем режиме?
— Мы уже третий год, как перешагнули планку в 3 млн кв. м жилья, и в этом году сдаем 3,1 млн кв. м. На сегодня в эксплуатацию введено 2,5 млн кв. м. Думаю, что проблем не будет, и мы введем по итогам года 3,1 млн кв. м. Перед нами стоит задача к 2030 году вводить 3,5 млн кв. м жилья. Если со стороны федерального будет оказываться такая же поддержка в плане сельской ипотеки, социальной ипотеки, то думаю, что мы выполним данный показатель.
Плюс – есть много факторов: федеральные программы, в которых мы участвуем, национальные проекты, инфраструктурное меню, в котором Татарстан тоже активно участвует. На сегодняшний день средства привлекаются через специальные казначейские кредиты, инфраструктурные бюджетные кредиты и вкладываются, например, в дороги.
На территории республики есть крупные инфраструктурные проекты – «Лаишевский узел» и «Большой Зеленодольск». По первому из них подписано 10,8 млрд руб., большая часть из которых уже получена, работы выполняются. И буквально на днях нам согласовали почти 3,5 млрд руб. только на «Лаишевский узел», чтобы мы могли полностью его завершить, чтобы к 2035 году получить там 4,5 млн кв. м жилья. Это наш потенциал, задел.
Вторая большая площадка – «Большой Зеленодольск», где, согласно проекту планировки, к 2035 году запланировано строительство порядка 5,4 млн кв. м жилья. В этом году мы получим первые деньги и начнем строительство водозабора и магистральных сетей водопровода. По канализации мы уже ведем работы по федеральной программе «Жилье», будет построена система канализации, проведена реконструкция очистных сооружений: до конца 2024 года мы должны реконструировать очистные сооружения в поселке Васильево, чтобы принимать там стоки с «Большого Зеленодольска». Поддержка на развитие инфраструктуры составит почти 5,4 млрд руб.
Таким образом, в нашу копилку добавятся порядка 10 млн кв. метров жилья только на 2 площадках.
— Может ли Татарстан преодолеть планку по вводу жилья в 3,5 млн кв. м досрочно – до 2030 года?
— У нас есть задача по вводу 3,5 млн кв. м (годовой объем – РБК Татарстан) жилья к 2030 году. Соответствующее соглашение подписано с минстроем России, и мы будем его придерживаться. Если будет задача, выполнить этот показатель раньше, будем смотреть по возможностям. А пока мы нацелены на ввод 3,5 млн кв. м жилья к 2030-му, а для России показатель составляет 120 млн кв. м.
— Как идет работа над формированием заделов, чтобы темпы ввода не упали в последующие годы?
— У нас есть задел в виде выданных разрешений на строительство. На сегодня выдано порядка 512 разрешений на постройку 3,9 млн кв. м жилья. Таким образом, задел на следующий год у нас есть.
Мы не сомневаемся, что этот год мы победим. И на будущий год заделы есть. А судя по тенденции продаж, вот уже второй месяц они идут с плюсом к 2022 году на 130%.
Школы и детские сады
— Рынок готов переварить те масштабные объемы жилья, что вводятся в Татарстане?
— Рынок их однозначно переварит, проблем в этом никаких нет. Но нам нужно думать и искать варианты, как обеспечить эти площадки социальными объектами – школами, детсадами. Имея такие заделы и объемы ввода, мы должны ежегодно строить школы, детские сады, поликлиники и, конечно, дороги.
В этом году в Татарстане построят 11 новых школ. В Казани появится 4 новые школы и пристрой к еще одной, мы введем его в эксплуатацию к концу года. Конечно, новые школы сократят очередность среди детей, но не настолько, на сколько это необходимо. При условии, что мы, как я уже говорил, третий год подряд, вводим более 3 млн кв. м жилья, необходимо ежегодно строить порядка 15 новых школ и 40 детсадов, а также по 4 поликлиники в год. В федеральном бюджете таких средств нет, и региональный бюджет тоже не может профинансировать такие объемы. Однако в этом году объемы тоже беспрецедентные – 4 школы мы в Казани никогда не строили.
— В каких мерах поддержки со стороны федерального центра, на ваш взгляд, нуждается строительный комплекс Татарстана?
— Строительная отрасль активно развивается, и, наверное, никогда раньше ей не оказывалась поддержка в таком масштабе, как сейчас. Мы строим более 3 млн кв. м жилья, ремонтируем более 4 тыс. различных объектов. Вливаются очень большие федеральные средства, в том числе по инфраструктурному меню, такого никогда не было. Федеральное правительство оказывает нам поддержку. Личное участие принимает вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, который проводит заседания штабов, смотрит, защищает проекты, чтобы тот или иной регион получил поддержку. Есть поддержка и по сетям, и по дорогам. Возможно, появится какая-либо новая программа по строительству школ, детских садов – этого пока не хватает.
Комплексное развитие территорий
— На ваш взгляд, в ближайшей перспективе столица Татарстана будет расти и развиваться за счет застройки пригородов? Не жалуются ли девелоперы на дефицит ликвидных земель?
Внутри города тоже есть потенциал. Есть такой федеральный закон – о комплексном развитии территорий. В Казани выбраны три площадки, где располагались неэксплуатируемые промышленные объекты. Ярким примером является территория в районе ул. Портовая, где уже началось строительство – там поднимают первые два дома. Также есть площадки в Приволжском и Кировском районах Казани. Пока механизм комплексного развития территорий обкатывается.
Думаю, что внутри города есть потенциал, в частности, в Кировском районе и в других. Чем больше расширять город, тем больше будут увеличиваться затраты – это и автобусы, и дороги, и сети, и так далее. А когда все это в городе – полегче.
— Можно ли рассчитывать, что планы по редевелопменту бывших промышленных территорий в Казани будут реализованы в полном объеме, а не ограничатся точечной застройкой?
— Такого не будет. В случае с территорией «Новая Портовая» нельзя будет ограничить посещение, поскольку, согласно законодательству, водоохранная зона должна быть доступна для всех – и местных жителей, и приезжих. Вообще, механизм комплексного развития территорий подразумевает, что площадку под развитие изучают, защищают, где будут дома, а где общественные пространства, социальные объекты. Затем проходит несколько этапов согласования, и только после того при наличии финансирования начинается реализация проекта.
— В последние годы в Казань стали активнее заходить федеральные девелоперы. В чем, по вашему мнению, причина?
— Думаю, что многие компании хотят попасть в Казань. Это третья столица России, экономика региона успешно развивается. Так, мы подвели итоги полугодия: объем строительных работ составил 221 млрд руб., что на 24% больше, чем за тот же период прошлого года. По прогнозам, по итогам года, объем составит 737 млрд, тогда как в прошлом году показатель составил 573 млрд руб. Промышленность, фабрики и заводы работают, все задействовано, поэтому регион интересен для девелоперов, все хотят к нам зайти.
Я считаю, что у города есть своя политика, муниципальные власти регулируют, кто, где, когда может начать работу. Местных строителей тоже хватает. Мы завершили программу по восстановлению прав обманутых дольщиков, сейчас в республике нет ни одного. А когда девелоперов будет много, будет непросто отследить их работу, чтобы у нас не появились новые обманутые дольщики. Нам это не нужно. Сейчас все, кто представлены на рынке, понятны, работают не первый год. Думаю, руководству муниципалитета приходится задумываться, когда на рынке появляется новый игрок, и не понятно, сможет он построить объект или нет. Ведь в случае возникновения проблем, люди придут за помощью к представителям власти.
— Сколько человек занято в строительном комплексе Татарстана и есть ли дефицит кадров?
— Сегодня строительная отрасль Татарстана – это 92 тыс. человек. Средняя зарплата составляет 48 тыс. руб. Мы ощущаем дефицит кадров, особенно, в рабочих профессиях. На инженерию, фасады людей у нас хватает, в отличие от, например, монолитных работ, благоустройства и так далее. Сейчас очень велик объем дорожных работ, строятся такие масштабные объекты, как трасса М-12, дорога Шали – Бавлы, обход Набережных Челнов, идет строительство двух мостов – через Волгу и через Каму. И среди представителей рабочих профессий сложился некий дефицит. Но это сезонное явление.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан