Новые пути: экспорт в дружественные страны железной дорогой вырос на 70%
Начальник Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Вячеслав Дмитриев в интервью РБК Татарстан рассказал, что республика занимает четверть объема грузоперевозок Куйбышевской магистрали. Наблюдается увеличение объема экспорта в дружественные страны, среди которых Китай.
Ввод в эксплуатацию логистического комплекса им. Дэн Сяопина позволит уже в следующем году отправлять из «Алабуги» более 200 тыс. т различных грузов, а в среднесрочной перспективе показатель должен вырасти в пять раз.
Вместе с грузоперевозками на железной дороге в Татарстане растет пассажиропоток. Например, в электричках он превысил допандемийные показатели в три раза.
Путь на Восток
— Как изменилась сфера железнодорожных перевозок за последний год и как на ней отразилась текущая геополитическая ситуация?
— Мы живем в новой реальности с 2022 года – Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, которое привело к закрытию для нас европейских рынков и обрушило десятилетиями сложившиеся логистические цепочки поставок. Мы развернулись на Восток. Проделана колоссальная работа по изменению карты маршрутов, созданию новых и развитию существующих международных транспортных коридоров, таких как «Восток-Запад» и «Север-Юг».
Мы все понимаем, что перевозки в азиатском направлении будут расти и в долгосрочной перспективе. Поэтому ускоренными темпами идет модернизация Байкало-Амурской магистрали и ликвидируются барьерные места. На Куйбышевской железной дороге начинается крупнейший за последние годы проект по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна.
— Какова в этом году динамика по перевозке грузов по железной дороге и как изменились показатели по сравнению с прошлым годом? Какие факторы сыграли роль?
— По итогам 9 месяцев 2024 года из Татарстана железной дорогой отправлено 11,1 млн т различных грузов, что составляет порядка 25% общего объема грузоперевозок Куйбышевской железной дороги. Основные номенклатуры – нефть и нефтепродукты, продукция предприятий химической отрасли (удобрения, химикаты), черной металлургии и агропромышленного комплекса.
Промышленность Республики Татарстан с начала 2024 года показывает уверенный рост. И это в том числе благодаря своевременному вывозу продукции и ввозу сырья по железной дороге.
Положительная динамика сложилась в погрузке нефти и нефтепродуктов – прирост на 1,5%, химических и минеральных удобрений – прирост на 13,9%. Это обусловлено несколькими факторами: изменением масштаба ремонтных работ на АО «ТАИФ-НК» и ООО «Менделеевсказот», расширением экспортного рынка сбыта нефтепродуктов, увеличением спроса на карбамид в Финляндии, ростом объемов грузов в контейнерах (на 2,0%) за счет увеличения объемов поставок химической (каучук, полиэтилен) и сельскохозяйственной (зерновые грузы и жмыхи) продукции на экспорт в Китай.
— Как за последний год изменилась маршрутная сеть и география грузовых перевозок по железной дороге?
— В этом году доля экспортных перевозок приблизилась к 47%. Изменилась география поставок: объем отправления в европейские страны снизился с более чем 2 млн. тонн до 750 тыс. тонн. При этом в дружественные страны, такие как Китай, ОАЭ, Турция, Тунис и другие, поставки выросли на 70%. Например, в КНР отправлено 1,5 млн. т грузов. Среди новых направлений можно отметить Армению, Вьетнам, Того.
Куйбышевская железная дорога образована 25 октября 1874 года. В этом году ей исполняется 150 лет.
Объем погрузки на КЖД составляет 65 млн т в год. В состав дороги входят 10 субъектов Российской Федерации, общая протяженность путей превышает 11 тысяч км. Количество работников составляет порядка 40 тыс. человек.
Выросли поставки грузов российским потребителям. Прежде всего, нефти и нефтепродуктов – на 6,4%, а также химических и минеральных удобрений – на 15,8%.
— В октябре 2024 года в Татарстане запланирован запуск логистического комплекса им. Дэн Сяопина. Как будет работать железнодорожная инфраструктура в его составе?
— Площадка логистического комплекса им. Дэн Сяопина будет принимать в контейнерах широкий перечень импортных грузов, включая комплектующие, товары народного потребления, электротехнику. Отправлять планируется каучук, полиэтилен, синтетические и растительные масла, жом и зерновые культуры.
Объект находится между железнодорожными станциями Круглое Поле и Никашновка. На первом этапе реализации проекта пути необщего пользования логистического комплекса им. Дэн Сяопина присоединяются к железнодорожной инфраструктуре общего пользования станции Никашновка, на втором – к станции Круглое Поле.
Для приема и отравления поездов с пути необщего пользования особой экономической зоной «Алабуга» на территории логистического комплекса построены приемо-отправочные и соединительные пути. Грузовые поезда с вагонами для «Алабуги» будут приниматься на пути необщего пользования логистического комплекса им. Дэн Сяопина как со стороны станции Никашновка, так и со стороны станции Круглое Поле.
Проект, учитывая сроки его реализации, по-настоящему амбициозный. Отправление грузов в 2025 году прогнозируется в объеме 220 тыс. т, выгрузка – 86 тыс. т, с перспективой роста до 1 млн. и 438 тыс. тонн соответственно.
Трехкратный рост пассажиропотока
— Каковы результаты по перевозкам пассажиров в этом году? Какова динамика по отношению к 2023 году?
— В 2024 году на Куйбышевской железной дороге в Татарстане пассажиропоток составил 265 тыс. человек. По сравнению с прошлым годом он вырос на 3,7%. В частности, поездами дальнего следования в этом году воспользовались 89,7 тыс. граждан, пригородными - 175,3 тыс. человек. Показатели превышают допандемийный уровень 2019 года в три раза.
— Какие новые направления для пассажирских перевозок открыты в этом году? Есть ли в планах запуск новых маршрутов?
— Прямым беспересадочным сообщением связали административные центры Башкортостана и Татарстана, возобновив движение поездов между станциями Кандры и Бугульма. По маршруту с момента его запуска перевезли 65,6 тыс. человек.
Прямой маршрут появился между Ульяновском и Казанью. Учитывая высокий спрос – с момента запуска поездки совершили 64,9 тыс. человек – периодичность курсирования поезда увеличили с трех до пяти дней в неделю. На следующий год планируется увеличить составность поезда.
По выходным начал курсировать поезд Бугульма – Набережные Челны, которым воспользовались уже более 7 тыс. пассажиров. В 2025 году по этому маршруту планируется запуск «зеркальной» пары.
Среди новых направлений дальнего следования можно выделить скорый поезд Уфа – Москва. Он будет перевозить пассажиров круглогодично через день по маршруту Уфа – Кандры – Бугульма – Димитровград - Ульяновск – Рузаевка – Москва.
В планах запустить двухэтажные поезда по маршруту Челябинск – Москва.
Оздоровление инфраструктуры
— Какие проекты реализуются в направлении обновления подвижного состава?
— Ведется плановое обновление и оздоровление пассажирской инфраструктуры. Например, в Бугульме проведено дополнительное благоустройство привокзальной территории, а в здании вокзала установили автоматические камеры хранения нового образца. Они также появились в Нурлате.
В Набережных Челнах, помимо новых камер хранения, заработал комфорт-зал для пассажиров. Кроме того, разработана «Программа развития вокзального комплекса Набережные Челны», предусматривающая предоставление сервисных услуг с учетом обеспечения транспортной безопасности и вовлечения в оборот свободных для сдачи в аренду площадей.
До 2026 года должны отремонтировать платформы вокзалов в Нижнекамске, Набережных Челнах и Бугульме. На вокзале Нурлата планируется обновить пешеходный мост.
— Каков объем инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры?
— Общий объем закупки инновационной продукции на Куйбышевской железной дороге превысил 150 млн. руб. На сети железных дорог мы первыми внедрили технологию осмотра технического состояния мостов с помощью машинного зрения и беспилотных летательных аппаратов. За состоянием сооружений под водой следит искусственный интеллект.
— Как тренд на цифровизацию повлиял на сферу железнодорожной деятельности?
— Впервые созданный с регионами России фонд для ускорения адаптации инновационных технологий на железнодорожной инфраструктуре позволил внедрить 11 проектов. Среди них, например, «Цифровой приемосдатчик» - интеллектуальная система анализа технической и коммерческой исправности полувагонов средствами машинного зрения. Ее функционал позволяет с 76-процентной точностью определять признаки исправности полувагонов. Сейчас ведется доработка прототипа. Проведение приемочных испытаний запланировано на конец октября 2024 года. У проекта есть перспективы тиражирования в рамках цифровизации процессов и повышения производительности труда.
— Как на железной дороге идет процесс импортозамещения?
— Мы создаем импортозамещенные платы управления для путевых машин и разрабатываем предикативную диагностику предотказного состояния радиоэлементов в их составе. Сейчас мы сотрудничаем с компанией из Зеленодольска по вопросу потенциального импортозамещения электронных блоков рельсовых автобусов.
На сегодня объем закупаемой РЖД продукции у предприятий Татарстана исчисляется десятками миллионов рублей, в основном за счет сырья. Системное поступательное развитие сотрудничества в области открытых инноваций позволит увеличить объем закупки высокотехнологичной продукции, ориентированной на развитие железнодорожного транспорта.
Кадры для дороги
— Одна из главных проблем на рынке труда – нехватка кадров. Ощущается ли она в вашей сфере и если да, то какие меры принимаются для ее решения?
— Быть железнодорожником – это тяжело, и вместе с тем почетно. Сейчас железная дорога объединяет более 100 профессий и должностей. Мы открыты для сотрудничества и принимаем на работу профессионалов, готовых работать над серьезными проектами.
В «РЖД» действует коллективный договор, в котором для разных категорий работников предусмотрен набор льгот и гарантий, сверх установленных трудовым законодательством РФ. Например, они могут пройти необходимое обучение и повышение квалификации, получить компенсацию для занятий спортом, медицинских услуг и так далее.
По итогам 8 месяцев 2024 года зарплата работников в Татарстане выросла почти на 18%. С 1 августа введена выплата для новых сотрудников в размере 20 тыс. руб. Ее могут получить рабочие, служащие и специалисты линейного уровня, за исключением административно-управленческого персонала и лиц, заключивших срочный трудовой договор менее чем на год.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан