Татьяна Водопьянова: «Рост зарплат в 2018 году ожидается на уровне 4,5%»
– Сегодня подпишут трехсторонне соглашение с правительством и работодателями республики, размер минимальной зарплаты составит 70% от минимального потребительского бюджета за 3 квартал 2017 года. Означает ли это, что Татарстан станет лидером среди регионов по величине минимальной зарплаты?
– Татарстан, безусловно, войдет в десятку регионов-лидеров по размеру минимальной зарплаты, хотя есть регионы, где «минималка» уже опередила величину прожиточного минимума, как для бюджетного, так и внебюджетного сектора экономики. В первую очередь, это Московская и Ленинградская области. Президентом России объявлено, что с 1 мая 2018 года федеральный МРОТ во всех регионах достигнет уровня прожиточного минимума, поэтому в Татарстане минимальную зарплату в этом году поднимут, как минимум, дважды.
– Что дает увеличение минимальных гарантий в сфере оплаты труда?
- Если сравнивать Татарстан с другими регионами РФ, то по данным Татарстанстата за 2016 год, у нас живет наименьшее количество граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, – это всего 7,5% от населения. По официальной статистике, зарплату ниже этой планки получают 19,3 тыс. татарстанцев. Еще в 2008 году в нашей республике принят Закон «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан», который предусматривает поэтапное приближение минимальной оплаты труда к величине минимального потребительского бюджета РТ. Так, в отношении работников внебюджетного сектора экономики мы в течение ряда лет последовательно продвигаемся по реализации норм данного закона. Хочу отметить, что низкие зарплаты – это низкая покупательская способность населения, она не позволяет развивать отрасли экономики. Рост зарплат – это повышение налогооблагаемой базы, это снижение числа людей, которые получают субсидии по малообеспеченности. То есть, – это выгода не только для отдельных работников, но и для бюджета республики в целом.
– Где в Татарстане платят работникам ниже прожиточного минимума?
– Большая часть таких зарплат выплачивается на селе и в бюджетных учреждениях, поскольку не весь персонал подпадает под действие «майских указов». Есть представители межотраслевых профессий, например, – дворники, слесари, сантехники. Они сегодня могут лишь мечтать о высоких зарплатах. Безусловно, государство понимает, что необходимо бороться с экономической бедностью. Для представителей межотраслевых профессий были установлены доплаты в 1,580 тыс. рублей, которые ежегодно индексируются, но этого мало. Вопрос об уровне заработной платы в республике остается актуальным. Неслучайно в стратегии развития Татарстана до 2030 года в качестве одной из целей указано развитие человеческого капитала. А чтобы достичь эту цели, необходимо обеспечить условия для развития кадровых ресурсов, и, конечно же, нужна достойная зарплата.
– По данным Минтруда Татарстана за январь-ноябрь 2017 года среднемесячная зарплата в республике выросла на 6,3% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года и составила более 31,5 тыс. рублей. В каких отраслях больше всего наблюдается рост зарплат?
– Наибольший рост отмечен в сфере добычи полезных ископаемых – 52 тыс. рублей, в финансовом и страховом секторе – до 45 тыс. рублей. Существенно зарплата выросла на предприятиях обрабатывающей промышленности – до 36 тыс. руб., на предприятиях информатизации и связи – до 37 тыс. рублей. Среди самых отстающих отраслей, традиционно, сельское хозяйство, лесная и текстильная промышленности. В этих отраслях отмечено наибольшее отставание от средней зарплаты по республике. В текстильной промышленности оно достигает 23%, в лесном хозяйстве – 49%, в сельском хозяйстве – 41%.
– Сейчас всех волнует, что будет с зарплатой в 2018 году, продолжится ли ее рост?
– Что касается бюджетной сферы, здесь мы достойно выполняем «майские указы» Президента РФ, индексация зарплаты работникам бюджетной сферы заложена и в 2018 году не менее 4%. Если инфляция в стране окажется ниже, мы увидим рост и реальной зарплаты. Что касается внебюджетной сферы, здесь рост средней заплаты прогнозируется в 4,5%. Хочу отметить, что это очень осторожный прогноз, фактический рост может быть и больше. С другой стороны, после резкого роста экономики может наступить и более умеренное развитие. Лично я очень осторожно отношусь к прогнозам, для нас это скорее некий ориентир, чем руководство к действию.
– Выступая на коллегии Минтруда Татарстана, премьер-министр Алексей Песошин сообщил, что с июня по октябрь 2017 года в республике вновь появилась тенденция роста задолженности по зарплате. По состоянию на 1 декабря она составила порядка 12,2 млн рублей. Почему это происходит?
– Реальная сумма задолженности по зарплате в Татарстане гораздо больше, поскольку не все предприятия отчитываются в органы статистики. Уверенно можно сказать, что в бюджетной сфере долгов по зарплате нет. Что касается внебюджетной сферы, здесь долги возникают в компаниях, которые находятся в предбанкротном состоянии или испытывают временные трудности. У каждого предприятия свои проблемы и каждый случай нужно разбирать отдельно. Так, в Заинском районе есть компания «Гидромонтаж», у нее накопился долг по зарплате в 6,5 млн рублей. Там сложная ситуация, но она решается, долг поэтапно выплачивается. Предприятие находится у нас на контроле, есть решение комиссии по трудовым спорам, мы уже работаем с Заинским отделом судебных приставов. Осталось взыскать задолженность по зарплате 79 сотрудников компании. До этого мы также взыскивали долги по зарплате на «Точмаше», используя решение комиссии по трудовым спорам.
– Рост долгов по зарплате не является следствием банковского кризиса 2017 года?
– Заморозка активов компаний в банках, безусловно, негативно сказалась на экономической ситуации. Больше всего это затронуло малые и средние предприятия республики. Вместе с тем, мы не видим прямой связи между банкротствами кредитных учреждений и ситуацией на тех предприятиях, где накопились долги по зарплате.
– Ушедший 2017 год оказался не самым благоприятным для ряда крупных предприятий, в том числе для АО «Казанский завод синтетического каучука» и «Казанский вертолетный завод». Сокращался ли там персонал, и будут ли сокращения в 2018 году?
– На КЗСК официального сокращения не проводилось, но вводился режим неполной занятости. С июня по декабрь коллектив работал в неполном режиме. Были случаи, когда сотрудники КЗСК увольнялись по собственной инициативе, но сокращений не было. На вертолётном заводе ситуация другая: там в 2017 году сократили 412 человек, это было связано с переносом производства из Кировского в Авиастроительный район. Администрация провела сокращение строго в рамках трудового законодательства, профсоюзные организации были включены в этот процесс. Дирекция завода провела все необходимые выплаты. Хочу отметить, что в республике есть и другие проблемные предприятия, например, СК «Татфлот», где систематически происходят задержки выплаты зарплаты. Недавно была допущена задержка на 35 млн рублей. Нам пришлось выносить вопрос на рассмотрение межведомственной комиссии с привлечением Прокуратуры РТ. Мы были вынуждены обращаться в правительство республики. Надеюсь, в 2018 году подобные ситуации повторяться не будут.