Анатолий Аксаков: в России разработают стандарты для исламского банкинга
Председатель комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков высказал мнение, что эксперимент по внедрению в России исламского банкинга необходимо сделать бессрочным. Он стартовал в 2023 году в 4 регионах страны – Татарстане, Башкирии, Чечне и Дагестане – и рассчитан на 2 года. Отмена временных ограничений, считает парламентарий, позволит расширить число субъектов-участников эксперимента.
Участвуя в XV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» Аксаков сообщил, что принятый в 2023 году закон об исламском банкинге корректировать не планируется, и необходимости в этом нет. Однако нужно разработать стандарты для исламских фининструментов. В интервью РБК Татарстан парламентарий сообщил, что эта работа стартует в ближайшее время.
Еще одно направление для дальнейшей работы – налогообложение сделок в рамках партнерского банкинга, которое необходимо отрегулировать на законодательном уровне. Также, по мнению Аксакова, нужно доработать вопросы, связанные с покупкой мусульманами жилья, в том числе использование для этого материнского капитала.
Подзаконные акты
— Есть ли необходимость принять те или иные подзаконные акты, чтобы повысить эффективность закона об исламских финансах?
— Нужно разработать стандарты, и на их основе определять соответствие тех или иных предлагаемых финансовых инструментов исламскому банкингу. Кроме того, на повестке стоит тема налогообложения, и это требует законодательного регулирования. Нужно, чтобы бизнес предложил варианты решения этой проблемы, и после этого можно приступить к рассмотрению, как облагать налогами сделки партнерского бизнеса, чтобы, например, не возникал налог на добавленную стоимость, из-за чего возрастает сумма сделки и становится невыгодно использовать исламские финансовые инструменты.
Еще одно направление, помимо стандартизации, повышение финансовой грамотности населения, чтобы, как можно больше людей понимали суть этих инструментов и вовлекались в их использование.
— Когда начнется работа над подзаконными актами к закону об исламском банкинге?
— Мы планируем начать работу на этой неделе. Ассоциация банков России, которую я возглавляю, начнет разработку стандартов использования исламских инструментов. Очевидно, что работу будет вестись при тесном взаимодействии с банкам-участниками эксперимента – Сбером и Ак Барс Банком. Помимо этого, у Центробанка будут запрошены материалы, что необходимо сделать, чтобы такие стандарты реализовать.
— Поступают ли уже от бизнеса какие-либо инициативы в сфере налогообложения, чтобы ему в рамках эксперимента по внедрению исламского банкинга работалось эффективнее, масштабнее и комфортнее?
— Одно из предложений, например, чтобы продажа в рассрочку не облагалась налогом на добавленную стоимость – это, фактически, отложенное финансирование сделки по реализации того или иного продукта. Но при этом как раз возникают вопросы о лазейках для недобросовестных участков рынка, которые, прикрываясь законом о льготном налогообложении, начнут проводить операции, не платя налоги.
Чтобы не создавать условия для такой деятельности, нужна серьезная работа, изучение опыта, как данный вопрос решали в Великобритании, Казахстане и других странах, и только после этого принимать решения.
Квартирный вопрос
— Какие еще есть точки роста в работе по внедрению в стране инструментов партнерского банкинга, повышению спроса на них?
— Постоянно звучит тема жилищно-сберегательных вкладов, когда люди накапливают деньги на вкладах, а потом инвестируют их в покупку жилья. Пока это реализовано в проекте закона, как кредит. Но кредит и исламские финансы – это все-таки разные вещи.
Таким образом, необходимо предложить инструменты, которые позволят инвестировать накопленные деньги в покупку жилья на основе исламского финансирования. Нужны формулировки, которые позволяют эту идею реализовать. В первом чтении закон у нас принят, сейчас мы думаем, как это сделать ко второму чтению в поправках. Вполне возможно, что данная идея заработает.
— Когда данный закон может быть принят в третьем чтении и в целом?
— Думаю, что в весеннюю сессию мы это точно реализуем – это июнь-июль. Соответственно, закон может вступить в силу во второй половине текущего года.
— Данный закон может вывести исламскую ипотеку, которую сейчас предлагают банки-участники эксперимента по внедрению партнерского банкинга на новый уровень: может возрасти число заемщиков и организаций, выдающих ее?
— Естественно. Я скажу, что в Башкортостане уже реализована идея жилищных накопительных вкладов. Они работают, но не на основе закона, и им непросто делать это. Если наша идея будет реализована на законодательном уровне, то такие инструменты получат дополнительный импульс.
— Какие еще преференции обсуждаются в рамках эксперимента по внедрению исламского банкинга в РФ?
— Я считаю, что необходимо рассмотреть возможность использования материнского капитала в исламских инструментах для приобретения жилья. Другие направления тоже нужно изучать. Но очень важно обеспечить возможность использования материнского капитала для покупки жилья с использованием исламского инструментария.
Экспериментальный режим
— На данный момент в эксперименте участвуют два банка – Сбер и Ак Барс Банк. Будут ли другие банки включаться в данную работу?
— Действительно, Сбер и Ак Барс Банк проявили наибольшую активность, став участниками эксперимента по внедрению парнерского банкинга. Чтобы другие банки вовлекались в него, важно, во-первых, проведение таких мероприятий, как KazanForum, чтобы на них озвучивались идеи и возможности, которые позволят банкам зарабатывать. Банки интересует возможность заработка.
Если мы в рамках Ассоциации банков страны начнем разрабатывать стандарты использования исламских инструментов, то это послужит дополнительным стимулом к вовлечению других банков. Они услышат, что мы этим занимаемся, и заинтересуются этим инструментом.
Он, на самом деле, существует недавно, всего 9 месяцев, а реально заработал еще позже – с учетом времени на раскачку, подзаконные акты – только в этом году. Поэтому пока преждевременно говорить о малом числе банков-участников эксперимента. Я уверен, после прошедшего в Казани XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» их количество возрастет.
— Почему Татарстан, на ваш взгляд, опережает другие регионы – Башкортостан, Чечню и Дагестан – по количеству участников эксперимента по исламскому банкингу?
— Татарстан, традиционно, уделял большое внимание данному вопросу, и, можно сказать, был одним из соавторов закона об исламском банкинге. Я инициировал данный законопроект его в Госдуме, а представители республики меня активно поддерживали. Это активная политическая позиция руководства республики, раиса РТ Рустама Минниханова. Могу сказать, что и Минтимер Шаймиев поднимал данный вопрос, будучи во главе Татарстана, и потом уделял ему внимание.
Но насколько мне известно, данной темой активно занимаются и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, мы с ним обсуждали ее, и глава Башкортостана Радий Хабиров (там создано 2 организации, которые будут работать по исламским стандартам). Процесс идет. Хорошо, что есть регион-лидер, который показывает другим пример.
Очень важный момент – в регионах, участвующих в эксперименте, да и в других исламские финансы фактически используются, не легализуясь через принятый закон, так как бизнес видит риск дополнительной административной нагрузки и издержек, которые они не хотят нести. Важно подтолкнуть их к этому процессу, а для этого необходимо снизить издержки, связанные с реализацией эксперимента.
— Вопрос информирования граждан для повышения спроса на исламские финансы поднимается очень часто. На ваш взгляд, как можно эффективно выстроить работу в этом направлении, так как телепрограммы, пресс-конференции и публикации в СМИ дают разовый эффект?
— Я являюсь сторонником того, что финансовую грамотность нужно внедрять со школьной скамьи. В Чувашии, которую я представляю в Госдуме, мы договорились с министерством образования, чтобы там этот процесс в экспериментальном режиме, в том числе с использованием новых технологий. Например, так называемой смыслографики, которая позволяет преподносить знания в доступной форме в виде презентаций. В результате, молодежь после школы будет приходить в вузы с определенным багажом знаний.
Сейчас, к сожалению, десятки миллионов граждан пользуются различными финансовыми инструментами, и миллионы страдают из-за мошенников. Конечно, необходимо проводить и другую работу по повышению финансовой грамотности. Есть специальный центр, который ведет достаточно системную работу. При этом, я чувствую, что эта системность обеспечена не в достаточной мере. Нужны совместные программы с регионами, поскольку люди живут именно с регионами, необходимо, чтобы программа по повышению финансовой грамотности существовала в каждом субъекте.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан