В Татарстане за 2 года удвоилось число открываемых китайских предприятий
В республике в 2024 году открылась сотня предприятий с китайской долей собственности, сообщила РБК Татарстан доцент факультета экономических наук Высшей школы экономики Анна Федюнина. Это почти вдвое больше, чем в 2022 году.
Однако в России их количество растет более быстрыми темпами – с порядка 750 в 2022-м до 3,1 тыс. в прошлом году. Китайские инвесторы активно заходят в сферу торговли, где развивается онлайн-сегмент. Для запуска проектов они выбирают крупные российские логистические центры, откуда потом можно доставлять товары по стране.
— Какое количество китайских предприятий было открыто в 2024 году на территории России?
— Мы изучили динамику создания в РФ предприятий с иностранным капиталом, и статистика оказалась удивительной. В течение прошлого года в России, если сравнивать с 2022 годом, было создано в два раза больше иностранных предприятий. Если говорить о китайских, то по нашим оценкам на основе данных картотеки СПАРК интерес бизнесменов из КНР к российской экономике растет с каждым годом, а их участие становится все более системным.
Китай является ключевым драйвером в общей динамике роста числа предприятий с иностранным участием в РФ. Кстати, предприятия с собственниками из европейских стран тоже продолжают открываться в нашей стране после февраля 2022 года. Например, за 3 года было создано порядка 70 производств с германской собственностью.
Возвращаясь к Китаю, в 2022 году в РФ было создано 751 предприятие с китайской долей собственности, в 2023-м – уже 1,8 тыс., а в прошлом году – более 3,1 тыс. То есть ежегодно фиксировался двукратный рост.
Порядка 60% китайских предприятий приходится на Москву и Московскую область, на Санкт-Петербург и Ленобласть (4,5%). Все большее значение получают регионы Дальнего Востока: Приморский край – 7,1%, Амурская область – 6,9%.
— Сколько предприятий с китайской долей собственности появилось в Татарстане?
— В Республике Татарстан в 2022 году было открыто 53 предприятия с китайской долей, 74 – в 2023-м и 100 – в истекшем. Таким образом, спустя два года открылось вдвое больше предприятий. Однако темпы роста медленнее общероссийских. На регион приходится 1% открытых в России китайских предприятий.
Стратегии захода
— По какому сценарию предпочитают действовать китайские инвесторы, заходя в Россию – открывать собственные или совместные предприятия?
— В первую очередь, это китайская собственность, совместная создается реже. Хотя с учетом всевозможных правовых, культурных и прочих различий заход на российский рынок через совместную собственность более прост. Однако следует отметить, что у тех секторов, куда заходят китайские компании, есть определенная специфика, и интерес российского бизнеса в них менее активен.
Порядка 67% созданных китайцами в РФ предприятий – это торговля. Наиболее популярным направлением деятельности стал сегмент онлайн-торговли и дистанционной продажи товаров, который занял 16% от общего числа созданных предприятий. Они создаются в крупных логистических центрах с возможностью дальнейшего распределения товаров по всей стране.
Также высоки доли оптовой непрофильной торговли и автомобильного бизнеса, связанного с реализацией легковых и малотоннажных грузовых автомобилей. Рост последнего напрямую связан с увеличением доли китайских автомобилей на российском рынке, что подтолкнуло инвесторов к развитию локальной дилерской сети.
Среди производственных и промышленных направлений наиболее заметны такие сектора, как строительство жилых и нежилых зданий – по нему было зарегистрировано 92 предприятия за указанный период. Также наблюдается значительная активность в добыче руд и песков драгоценных металлов, включая золото, серебро и металлы платиновой группы – всего таких предприятий зарегистрировано 70, при этом 50 из них пришлись только на 2024 год.
В аграрной сфере лидирует выращивание зерновых культур (за исключением риса), а также зернобобовых и масличных культур – по этой категории зарегистрировано 66 предприятий, из которых половина пришлась на последние 12 месяцев.
Если говорить о российских компаниях, то в структуре их инвестиций произошел существенный сдвиг – наблюдается переориентация на вложения в нематериальные активы. Бизнес стремился заместить уходящие западные компании, занимающиеся производством софта и тому подобного, регистрировал собственные торговые марки. И если мы говорим о замедлении инвестиций в российской экономике, то мы понимаем, что в станки, оборудование, земельные активы они замедлились уже давно, и сейчас то же самое происходит с нематериальными активами.
— Насколько сложно российской компании открыть предприятие на территории КНР?
— Сложности для российских предприятий при выходе на китайский рынок не изменились. Прежде всего, это все, что касается высокой иерархичности и централизации в принятии решений на китайских предприятиях, длительный срок на размышление об открытии СП, сделках и так далее, и в целом они долго обсуждают выгоду от сотрудничества. Китайцы заинтересованы в тех направлениях, что сулят им выгоду.
В целом, китайский бизнес использует очень прагматичный, долгосрочный, эволюционный, наступательный подход. Например, они начинают с сотрудничества по торговле сырьем, постепенно переходят к инвестированию в логистику, совместное производство, переработку, дистрибуцию.
Зачастую китайский бизнес активно опирается на работу торговых представительств и в целом то, что называют дипломатическим фактором. Вообще, для китайского бизнеса большое значение имеют политические установки, геополитические интересы, и зачастую очень сложно определить, где заканчиваются политические и начинаются чисто экономические интересы. Пока на уровне китайских властей звучат установки о партнерстве с Россией, можно ждать расширения сотрудничества, но оно будет прагматичным, выверенным и в интересных КНР сферах.
— А какие еще уникальные особенности китайских партнеров нужно принимать во внимание при работе с ними?
— Есть очень важный фактор, который мы наблюдаем в том числе на уровне межвузовского общения. Это большая роль личного общения и близких контактов: китайцы доверяют только тем, кого они хорошо знают, или тем, с кем есть общий хороший знакомый. Необходимость долгого знакомства и возможности пожать друг другу руки – это, пожалуй, одна из значимых проблем для российских компаний, которые впервые выходят на китайский рынок.
Постадаптационный период
— В 2023 году оборот России и КНР вырос на 26,3%. Сообщалось, что эта динамика стала рекордной, а в прошлом году она составила 1,9%. Стоит ли ждать роста в этом году, последующие несколько лет либо же возможна стагнация?
— Начну с того, что нужно понимать природу резкого всплеска оборота России и КНР в 2023-м и замедления в прошлом году. Китай позволил российским компаниям заместить торговлю со странами Евросоюза. В конце 2022 года, I квартале 2023-го объемы торговли с КНР были сопоставимы с докризисными показателями со странами ЕС. То есть это был восстановительный рост, который было легко прогнозировать, но не в таких масштабах. Во второй половине 2023 года произошла некая стагнация, и объемы торговли более не росли. На сегодня можно говорить о том, что объемы российского экспорта в Китай и импорта оттуда находятся на уровне 2018-2019 годов.
Когда мы обсуждаем перспективы роста товарооборота, нужно понимать, что те потребности, что можно было заместить, Китай заместил. Внутри различных товарных групп тоже есть своя специфика. Например, если говорить о торговле подсанкционными товарами, то результат довольно неоднородный. Китай в достаточной степени заместил выпавший импорт из стран ЕС в сегменте электрооборудования, машиностроения (разного рода техника, станки, промышленные роботы, все, что касается полупроводников).
Однако по ряду других категорий замещения не произошло, объемы импорта в РФ по ним существенно просели, в частности, это все, что касается транспортного оборудования, запчастей для транспорта, в том числе для самолетов. Также в эту категорию включают различные инструменты и аппараты, например, лазеры – все, что относится к технологиям двойного назначения и может использоваться в российском оборонно-промышленном комплексе. Однако, благодаря Китаю, подросла категория офисной техники, компьютеров.
— А в каких категориях можно ожидать роста импорта из КНР?
— Российские предприятия выходили на новые направления и ниши в первые пару лет адаптационного периода после начала спецоперации. Сейчас есть ощущение, что адаптационный период завершается. И в ближайшее время, скорее всего, мы не увидим значимых предпосылок для увеличения торговли как с Китаем, так и с другими странами. И дело не только в России, мировая экономика, как известно, переживает не лучшие времена. И не только в политике Соединенных Штатов, взвинченных тарифах, в целом идет замедление темпов мировой экономики, замедление темпов в Китае, и все это не способствует расширение сотрудничества. Диверсификации ждать не стоит.
История с экономической географией
— Какие перспективы для развития сотрудничества с КНР есть у таких регионов, как Татарстан, где развиты нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, а также и сельское хозяйство?
— Мы тоже задавались данным вопросом и проводили опросы. Результаты показали, что, к сожалению, роль экономической географии никто не отменял. Это означает, что расширение связей с Китаем по-прежнему происходит в приграничных регионах. Вторая группа – это регионы, которые исторически активнее сотрудничали с Китаем. И в этом есть заслуга институтов двух- или многостороннего сотрудничества, бизнес-контакты, информация, которая передается между предпринимателями.
— Есть ли те или иные сферы, в которых Россия и КНР ранее не сотрудничали, но они могут «выстрелить» в близкой перспективе?
— Исходить нужно из того, в каких отраслях можно обойтись без китайских товаров и инвестиций, а где это невозможно. В ряде отраслей замещение проходит достаточно неплохо, например, в производстве электроники, станкостроении для текстильной, пищевой промышленности.
Однако если посмотреть в сторону более высокотехнологичных направлений, где технологического задела у РФ меньше, то, с одной стороны, там не ожидается импортозамещения в ближайшее время, с другой – у китайских компаний есть потенциал для расширения и входа, и российские компании явно заинтересованы в сотрудничестве. Это, прежде всего, все, что касается биотехнологий, фармы – данный сектор уже давно идет по пути импортозамещения, но пока зависимость от импорта сохраняется.
Также – ряд подотраслей в микроэлектронике, производстве электронных приборов (например, пока в РФ не смогли вырастить собственные компетенции в производстве осветительных приборов), медицинской техники и оборудования. Станкостроение – в части производства сложных станков с ЧПУ, которые на шаг ближе к промышленным работам: здесь тоже китайские компании очень активно входят на российский рынок. Импортозависимость остается достаточно высокой в том числе и на предприятиях критических видов деятельности и отраслей.
— Какие, на ваш взгляд, есть препятствия для развития сотрудничества с КНР?
— Что-то одно выделить достаточно сложно, но если идти от противного – сложности никак не связаны с государственной финансовой поддержкой. Языковой барьер играет все меньшее значение. Мы видим на рынке бизнес-образования все большее количество программ, которые обучают ведению предпринимательской деятельности в Китае. Российский экспортный центр предпринимает большие усилия, чтобы выводить предприятий на китайский рынок. В этом же направлении работают и региональные экспортные центры. Что радует, появляются программы, обучающие не только экспорту и импорту, но и построению цепочек стоимости.
Узким горлышком до сих пор остается отсутствие возможностей для общения бизнеса двух стран. Различные выставки, бизнес-миссии в КНР пользуются огромным спросом. Использование «мягкой силы» для стимулирования взаимодействия между партнерами, когда они могут встретиться на одной площадке, познакомиться и пообщаться, было бы достаточно эффективным.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан