Выразительный акцент: развивается ли в России исламская архитектура

Интерес к исламской архитектуре начал расти по мере развития стран, в которых она превалирует. Но в России она на сегодняшний день только начинает развиваться. Об особенностях исламской архитектуры, ее представленности в РФ и о том, как развивается архитектура в Казани в интервью РБК Татарстан на полях XVI Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» рассказал партнер архитектурного бюро Wowhaus, народный архитектор республики Татарстан Олег Шапиро.
Начало пути
— Насколько распространена исламская архитектура в России, ее крупных городах, в том числе в Казани?
— Россия довольно долго строила новый мир и придерживалась модернистского стиля в архитектуре. Поэтому на сегодняшний день исламская архитектура находится в начале пути. В Казани, Уфе, Дагестане она развита чуть больше.
Архитектура – это не только фасад, она создает среду для коммуникации и образа жизни. В исламских странах традиции всегда сохранялись. В Казани, к примеру, сохранилось много мест, где живы традиции, а сейчас они актуализируются и находят новое выражение.
— Какие отличительные черты исламской архитектуры вы можете назвать и в чем ее уникальность?
— Главная уникальность исламской архитектуры в том, что, будучи довольно древней и выразительной, большой интерес она снискала совсем недавно. И не потому, что она была совсем неинтересна – просто страны, в которых представлена исламская архитектура, начали бурно развиваться не так давно.
Начиналось все со стран Персидского залива. Сейчас миру открываются Иран, Ирак, где встречается прекрасная архитектура. Первой страной, продемонстрировавшей свои чудеса, было Марокко. Для европейского человека, не погруженного в эту тему, его архитектура – это новые сказочные миры. Современное развитие арабских стран, прежде всего, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана, государств Аравийского полуострова, показывает, что исламская архитектура генерирует современные смыслы, образы, сохраняя при этом свою идентичность. Это важно.
— Встречаются ли образцы исламской архитектуры за пределами национальных регионов?
— Россия – многослойная страна, где много исламских территорий. В Москве, к примеру, существует Татарская слобода, рядом с «Олимпийским» построена огромная Соборная мечеть, где на праздники собираются мусульмане города. Развитие Москвы неразрывно связано с жизнью мусульманского сообщества города, и скоро мы увидим и другие новости исламской архитектуры в столице.
Городские изменения
— В этом году в Казани открыли новое здание театра Камала, построенное по проекту, в котором вы были одним из авторов. Можно ли сейчас говорить, что этот ультрасовременный объект, в интерьеры которого интегрированы татарские национальные узоры, дал импульс для развития и преображения прилегающей территории?
— Новый театр Камала начал менять Казань еще на стадии строительства. Так, была перенесена заправка, которой не должно быть рядом с жилыми домами, снесены незаконные гаражи – теперь на их месте разбит парк.
Я думаю, что в ближайшее время начнет меняться застройка. Существующие дома совсем необязательно сносить, их можно реконструировать, реновировать, обновить фасады. Из ближней окраины район расположения нового театра Камала становится дорогим жилым активным местом и общественным пространством. Дороговизна, конечно, не самая лучшая характеристика, но таков процесс джентрификации: с одной стороны, это новое освоение территории, с другой – это ее удорожание.
— На ваш взгляд, что важнее для гармоничного развития Казани: высотные проекты, такие как Москва Сити или же уникальные объекты, отражающие ее собственный путь становления и развития? Каких проектов не хватает городу?
— Был период, когда довольно большое количество исторических зданий сносили, чтобы создать новый город. Этот процесс довольно быстро закончился. На сегодняшний день существует довольно жесткий градостроительный регламент для центра города. И это хорошо, это ограничивает девелоперов, которые всегда хотят на единицу площади построить как можно больше зданий.
Казань – большой город-миллионник, который растет. И в нем есть места, где должны быть высотки, и есть места, как центр, где застройка должна ограничиваться.
— Бюро Wowhaus стало автором проекта делового квартала СИБУРа в Казани. Предусмотрены ли в нем национальные элементы и могут ли они в целом интегрироваться в современные промышленные объекты?
— СИБУР – крупная корпорация, офисы которой есть во многих городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнекамске – и в этом смысле для них важен объединяющий дизайн-код. Понятно, что должна быть идентичность, аутентичность, национальные элементы, но мы живем в едином и связном мире. Я вообще за глобализм.
Олег Шапиро – российский архитектор, кандидат архитектуры, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus. Родился в 1962 году. Образование получил на архитектурном факультете Куйбышевского инженерно-строительного института.
В 1988-1993 годах занимал должность главного архитектор проекта Архитектурной мастерской №7, затем руководил Архитектурной мастерской №4 — первым творческим объединением СА СССР. В 1993–2007 годах занимался бизнес-проектами и частной архитектурной практикой. В 2025 году за заслуги в области архитектуры и большой вклад в проектирование социально значимых объектов РТ Шапиро был удостоен звания народного архитектора Татарстана.
Архитектурное бюро Wowhaus Шапиро основал в 2008 году вместе с Дмитрием Ликины
Подпишись на Telegram РБК Татарстан