Исламский банкинг будет стимулировать развитие МСБ в регионах
- В Казани прошел форум по исламским финансам KazanSummit-2017. Каков на ваш взгляд объем исламских финансов в России, и как будет меняться их доля в обороте страны?
- Если взять Московскую фондовую биржу, то денег из исламских стран в ее обороте достаточно мало, чуть более 1%, и в ближайшие годы он может вырасти максимум до 5%. Впрочем, на Московской бирже сейчас вообще иностранных денег не очень много. Если в 2008 году каждая вторая торговая акция (free-float) принадлежала иностранцам, то сейчас это порядка 15-20%. Западные деньги ушли, а инвестиций из восточных стран пока не наблюдается. С большим трудом нашли покупателя на 19,5% акций «Роснефти», при этом в сделке участвовал инвестор из Катара, то есть в той или иной мере это исламские деньги. ЦБ и Минфин РФ занимаются выработкой нормативной базы, но она должна совпадать с нормативным регулированием в исламских странах и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), прежде всего с Казахстаном. Как только нормативная база будет готова, я думаю, в России появится государственный исламский банкинг. Возможно появление исламского банка, учредителем которого выступят органы власти регионов с высокой плотностью мусульман, в том числе власти Татарстана и Башкортостана.
- То есть введение исламских финансов в России в какой-то мере зависит от интеграционных процессов ЕАЭС?
- Скорее всего, исламские финансы будут развиваться в рамках единого законодательства ЕАЭС, особенно учитывая, что Единый евразийский центральный банк планируют открыть в Алма-Ате, и это подразумевает введение единой валюты. Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев всегда выступал за единую валюту в отличие от лидера Беларуси Александра Лукашенко. Аналитики «Альпари» еще пять лет назад дали название валюте ЕАЭС – «алтын», сейчас оно уже используется в обороте.
- А каков будет курс единой валюты ЕАЭС по отношению к рублю?
- По прогнозам один алтын будет стоить около 100 российских рублей. Россияне, которые помнят цены в магазинах до реформ Михаила Горбачева, могут провести параллель, что один советский рубль примерно равен ста современным рублям.
- Что может Россия получить от введения единой валюты и развития исламского банкинга?
- Объективная картина такова: нефть дешевая, а дефицит бюджета большой из-за высоких оборонных расходов, при этом в мире около 1,5 млрд мусульман, среди которых очень много обеспеченных граждан. Стоит учитывать, что Советский Союз оставил о себе хорошую память в арабских странах, которые готовы к сотрудничеству с ЕАЭС. Я думаю, что при реализации такого сценария Россия может получить средства как на покрытие бюджетного дефицита, так и развитие ряда крупных частных проектов. Я не исключаю, что в крупных российских банках, в том числе в Сбербанке и ВТБ, будут созданы дочерние структуры для развития исламского банкинга. С точки зрения глобальной экономики, чтобы экономическая зона состоялась, нужно 250-300 млн человек. В России сейчас 148 млн граждан, а в странах тюркского мира приблизительно 160-165 млн человек. Исламский банкинг может стать неким связующим звеном между современной Россией и тюркским миром.
- А в каких сферах российской экономики может быть наиболее востребован исламский банкинг?
- Я думаю, он будет востребован, прежде всего, малым и средним бизнесом, но не рядовыми гражданами. Обычным гражданам нужны депозиты, кредиты, банковские карты для расчетов, обмен валюты. Сбербанк или ВТБ полностью закрывают эти потребности, отделения банков и банкоматы есть повсюду. Исламский банкинг в виде розничных продуктов может быть востребован в мусульманских республиках, в Поволжье, на Кавказе, но массового спроса на исламские продукты со стороны населения, скорее всего, не будет, так как у граждан просто нет объективной необходимости в таких продуктах.