Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 
Эксклюзив

Ход кремом: казанский производитель косметики планирует выйти на eBay

В 2020 году на фоне сокращения доходов из-за пандемии потребители начали выбирать более бюджетные косметические средства, в том числе обратившись к российским брендам. Продажи в сети обогнали офлайн-магазины
Ход кремом: казанский производитель косметики планирует выйти на eBay

Как рассказала в интервью РБК Татарстан Олеся Мустаева, основатель и владелица компании, производящей продукцию под брендом «Мастерская Олеси Мустаевой», в 2020 году потребители начали покупать более дешевые косметические средства, отказываясь от более дорогих продуктов. Компания является единственной из РТ, входящей в Российскую парфюмерно-косметическую ассоциация (РПКА).

По словам предпринимателя, пандемия придала импульс онлайн-продажам, которые выросли, по сравнению с доковидным периодом. Однако вопрос отказа от офлайн-магазинов в пользу маркетплейсов для производителей косметики на сегодня неактуален.

Не экономя на красоте

— Эксперты-экономисты говорили, что в 2020 году из-за пандемии снизились доходы и покупательская способность населения. Начали ли люди экономить на покупке косметических средств?

Если судить по росту продаж, который мы зафиксировали в прошлом году, то, казалось бы, нет. Они выросли чуть менее, чем на 100%. Однако средняя сумма чека снизилась примерно на 30% и составляет порядка 1,5-2 тыс. рублей. Помимо этого, изменились запросы покупателей, которым пришлось отказаться от более дорогих брендов и они решили подобрать альтернативу по более доступной цене. Все это говорит о снижении доходов и покупательской способности. То есть женщины не стали меньше потреблять косметических средств, но подход к их подбору изменился.

— Люди готовы покупать отечественные косметические продукты – фиксируют ли российские производители рост интереса со стороны потребителей?

Да, интерес растет. Переориентация на российские бренды началась в 2014 году, когда произошел скачок курсов валют. Тогда многие зарубежные бренды отошли на второй план, а российские производители стали наращивать долю на рынке. Сейчас российские косметические бренды не просто существуют, они стали узнаваемыми.

Бренд «Мастерская Олеси Мустаева» – российский косметический бренд, специализирующийся на производстве средств по уходу за кожей и волосами, а также моющих и чистящих средств для дома. Годовой оборот компании за 2020 год составил 125 млн рублей. Производственная площадь составляет 2,5 тыс. м².

Ежегодно компания производит около 150 тонн косметической продукции. Ассортимент производимой продукции составляет около 270 наименований.

На сегодняшний день продукция «Мастерской Олеси Мустаевой» реализуется по всей России, а также в странах СНГ и Таможенного союза. Не более 2% продукции реализуется через официальный интернет-магазин. Продукция компании представлена на российских маркетплейсах Wildberries и Ozon, а также на казанской площадке Kazan Express.

— Существовал ли в 2010 году, когда была основана компания, рынок отечественной косметики и на какой стадии развития он находится сейчас?

Рынок отечественной косметики, конечно, существовал. Но мы работаем в отдельной нише – натуральной продукции. В 2010 году она была в зачаточном состоянии: практически все те игроки, которые производят такую продукцию, только начинали формироваться. Уже работали от силы одна-две компании. Аналогичную фазу переживали, например, и компании, которые сейчас поставляют нам ингредиенты. Сейчас количество предприятий, выпускающих натуральную косметику, растет. Более того, некоторые компании косметической индустрии переориентируются на эту нишу, потому что это тренд.

— Высока ли конкуренция между производителями натуральной косметической продукции?

Конкуренция довольно ощутимая. Но все зависит от того, с чем придет новый игрок: даже в узкой нише натуральной косметики можно найти собственное направление. Из числа тех компаний, с которыми мы начали развиваться одновременно, кто-то ушел в 100%-ю натуральность, другие – в работу с масс-маркетом. Мы начали развитие в сторону натуральной косметики, и сейчас проводим большое количество клинических исследований на эффективность продукции.

— Присутствуют ли на российском рынке натуральной косметики зарубежные производители? Могут ли российские производители конкурировать с зарубежными брендами?

Зарубежные производители, конечно, присутствуют на российском рынке. Но есть отдельный рынок профессиональной косметики, где российские производители практически не сталкиваются с зарубежными брендами, потому что их каналами сбыта являются врачи-косметологи, косметологические кабинеты. И доля продаж такой продукции сейчас невелика. 10 лет назад иностранные производители были лидерами, но сейчас российские компании набирают обороты.

Кроме того, всю импортную косметику можно поделить на 2 группы – из европейских и других стран и из Кореи. Корейская косметика – это отдельная большая ниша. Кстати, в период пандемии к нам поступало много запросов от продавцов, которые занимаются именно корейской косметикой. Причин этому несколько: у некоторых возникли проблемы с логистикой, другие перестали вписываться в средний чек покупателя, третьи столкнулись со снижением дохода бизнеса и понизили планку стоимости продукта.

— Велика ли разница в цене между корейской и российской косметикой?

Продукты-аналоги корейского или западного производства, конечно, превышают в цене российские. В целом, конечно, можно найти импортную косметику, которая будет стоить столько же, сколько российская, или дешевле. Но будет ли это аналог по эффективности и составу, вопрос.

— Как производитель может выстроить ценовую политику, чтобы продукция была доступной и привлекала потребителей конкурентной ценой, а производство не работало в убыток?

Играет роль множество факторов. Например, можно пересмотреть упаковку. Европейские варианты, создающие «люксовость», зачастую вносят большой вклад в стоимость продукта. Мы изначально ставили приоритетом, чтобы упаковка не была дороже продукта. Можно пересмотреть производственные процессы: автоматизация производства – это всегда удешевление продукта, в последние несколько лет мы максимально выводили ручной труд.

Как разработчик, я могу выделить грамотную рецептуру, потому что можно сделать продукт эффективным, не используя сферхдозировок сырья. В совокупности все это оказывает положительный эффект на стоимость продукции для потребителя. В частности, в 2020 году мы выпустили на рынок продукты, средний ценник на частично приближенную к ним продукцию стартует от 5 тыс. рублей, что более чем в пять раз дороже, чем у нас.

Олеся Мустаева, основатель и владелица компании «Мастерская Олеси Мустаева»
Олеся Мустаева, основатель и владелица компании «Мастерская Олеси Мустаева»

— В какую сумму региональному производителю обходится вывод на рынок новых продуктов?

Это зависит от того, о чем именно речь. Если это линейный масс-продукт, то можно взять предыдущий, заменив один экстракт на другой, и при минимуме затрат выводим его на рынок. Другое дело, когда речь идет о серьезной новой разработке, над которой трудились, возможно, не один год, к которой есть определенные требования. Таким образом, затраты на вывод на рынок могут варьироваться от нескольких десятков тысяч рублей до 1,5 млн рублей и выше.

— Когда для производителей косметики было менее затратно выводить новые продукты на рынок – 10 лет назад или сейчас, когда вырос уровень интернетизации, более развиты соцсети?

Все зависит от людей, запускающих проект или продукты. Возможности есть всегда. Но сейчас, конечно, количество пользователей интернета, в том числе совершающих покупки, возросло. Последний год подтолкнул всех к онлайн-покупкам. Среди наших онлайн-покупателей появились люди в возрасте 70 лет и старше. И маркетинг, на мой взгляд, стал доступнее. Однако сказать, что новые технологии позволяют бизнесу прилагать меньше усилий к продвижению продуктов, я не могу. Производители и мы в частности будут заниматься развитием онлайн-продаж, за которыми, как показал истекший год, будущее.

Онлайн или офлайн

— Где активнее идут продажи – в сети или в офлайн-магазинах?

Наша компания изначально миксовала каналы продаж в соотношении 50 на 50. Продукция была представлена в популярных на тот момент соцсетях, например, «ВКонтакте». Далее мы вышли в Instagram. Но параллельно с этим мы участвовали в различных выставках (до 5 раз в месяц). Сейчас преобладает онлайн-торговля. Любой крупный офлайн-магазин сейчас имеет свой сайт. Если 10 лет назад продавцы были ограничены своим городом, районом либо местами посещения (поэтому мы и ездили на выставки в разные города), то сейчас интернет позволил убрать границы.

Покупателей стало возможным находить в других регионах страны и за рубежом. В результате, мы смогли организовать поставки продукции в регионы РФ, страны СНГ (Белоруссию, Казахстан, выходим в Кыргызстан), в Европу, Азию, а также на другие континенты (в США, Канаду). С прошлого года продукция представлена в Объединенных Арабских Эмиратах.

Онлайн-продаж сейчас больше. Прошлый год дал им фору: продажи через интернет-маркетплейсы (Wildberries, Ozon и казанскую площадку Kazan Express) значительно выросли – в три раза, по сравнению с периодом до пандемии.

— По данным минэкономики РТ, порядка 5 тыс. производителей республики из 152 тыс. субъектов МСП поставляют продукцию на онлайн-маркетплейсы. Какие требования у онлайн-площадок?

Проблемы могут быть чисто механические, если, конечно, речь идет о компании, у которой все чисто с документацией, которая работает, соблюдая требования законодательства. Сложности возникают, но, как правило, мелкие. Например, скорость выгрузки, особенности выкладки. Практически на всех маркетплейсах есть проблема пропажи продукции. Говорить о глобальных проблемах, которые препятствуют выходу на площадку, не приходится, если речь идет об интересном продукте. В этом случае, производитель не просто сможет выйти на маркетплейс, он станет интересен площадке.

— Одна из популярнейших площадок мира – Alibaba. Интересна ли она казанскому производителю?

Мы обсуждали этот вопрос. Однако прежде, чем выходить на международные площадки необходимо урегулировать несколько законодательных моментов в плане доставки, отгрузки. Однако в ближайшее время мы планируем провести переговоры по выходу на площадку eBay.

— Зачем сейчас производителю косметики поставлять продукцию в офлайн-магазины, если процесс захода в сети сопряжен с трудностями?

В России до сих есть целые регионы, которые не знают, как оплачивать покупки в интернете, что вводить при оплате покупок на маркетплейсе данные более безопасно, чем с карты переводить деньги кому-то на карту. В Татарстане ситуация иная, но уровень интернетизации не везде так высок. Поэтому полностью отказаться от офлайн-магазинов сейчас невозможно. Плюс – сервис общения тет-а-тет нельзя заменить. Среди покупателей косметики очень много людей, которым важны органолептические свойства продукции.

— Многие региональные производители продуктов питания говорят о трудностях при заходе в федеральный ритейл. Насколько сложно вывести на полки косметическую продукцию?

Мы пошли по пути развития, делегировав все то, что возможно делегировать партнерам, которые, по сути, являются дилерами. Большие сети навязывают такие условия, которые невыгодны производителям. Крупный ритейл не готов брать ответственность практически ни за что, при этом производителей ждут крупные штрафы, например, за срыв сроков поставок, срыв ассортимента и так далее.

Работа с партнерами значительно упрощает жизнь производителю с точки зрения завоза продукции, логистики. Таким образом, появляется возможность, максимально, устранившись от распределительной функции, сосредоточиться на развитии производства.

Дома лучше?

— В Татарстане на государственном уровне очень часто говорят об увеличении экспорта. С какими трудностями сталкивается российский производитель при выходе на зарубежные рынки?

Мы присутствуем в странах, входящих в Таможенный союз, где действует единый косметический регламент по косметическим средствам. Завозить продукцию в них гораздо проще, отличия от отгрузок по России невелики.

Если говорить об оптовом выводе косметической продукции на рынок другой страны, то порой бывают нужны дополнительные исследования. В России они не являются обязательными, не делают их и местные производители, но для нас, как зарубежного бренда, они необходимы. В России, кстати, требования одинаковы, как к отечественным, так и к импортным брендам. Если говорить об Арабских Эмиратах, то все вопросы на той стороне решал наш партнер: нужно делегировать все, что возможно.

— Какое место занимает Татарстан среди рынков сбыта: поддерживают ли потребители своего производителя?

К сожалению, приходится сталкиваться с неким чувством брезгливости со стороны определенной части покупательской аудитории к местному продукту. Люди определенного возраста, пережившие времена дефицита, до сих пор считают, что зарубежный продукт лучше местного. У тех, кто родился после 95-го года, вне дефицита, такого стереотипа нет. Они выбирают продукцию по принципу – нравится или нет.

Ход кремом: казанский производитель косметики планирует выйти на eBay

— Есть ли в России необходимое сырье для производства косметической продукции или приходится закупать его за рубежом?

Большая часть сырья – свыше 95% закупается за границей. Мы с удовольствием работали бы с российским сырьем, это упростило бы логистику, исключило риски перебоев с поставками и так далее. Но поскольку мы поставляет продукцию за рубеж, то работаем по европейским стандартам. А многие российские производители не знакомы с ними и не могут предоставить нам документацию, чтобы мы могли соблюсти правила производства. Хотя потенциал в России по производству ингредиентов для косметики очень большой, но пока вспомогательные продукты для натуральной косметики у нас не производят.

Мы стараемся использовать российскую упаковку. Однако когда нужно отпозиционироваться от конкурентов, приходится использовать зарубежную упаковку.

— Были ли перебои с поставками сырья в период пандемии?

Я знаю, что многие компании во время пандемии столкнулись с перебоями в поставках сырья. У нас такой проблемы не было. Когда мы впервые столкнулись с подобными рисками, то решили: всегда должен быть запас сырья, который позволит продолжать бесперебойную работу в течение определенного периода. Для производств такой подход нетипичен: мы замораживаем средства в сырье, но можем продолжать работу в случае форс-мажоров.

Какие форс-мажоры мы пережили: например, рост курсов валют в 2014 году, когда цены на необходимое нам оборудование росли не по дням, а по часам. В 2020 году поставщики предупреждали нас о возможных перебоях, однако у нас был запас сырья, который позволял нам без перебоев работать в течение порядка 3 месяцев.

— На ваш взгляд, выгоднее разместить производство косметики в региональной столице (в Казани) или в крупном городе РФ?

Мы никогда не рассматривали перспективу переезда в другой город. Казань – это прекрасный логистический, транспортный узел.

— Как вы оцениваете бизнес-климат в РТ?

Мы чувствуем поддержку властей. Как члены Торгово-промышленной палаты РТ, мы всегда можем получить консультационную поддержку по интересующим нас вопросам. Инвестиционный климат можно оценить положительно. Хотя работать можно всегда и везде.

Много нового на

На PREMIER много нового

Мистический триллер

Комедийный экшен-сериал

Криминальная драма

30 дней за 1 ₽ на PREMIER

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 13 апреля
EUR ЦБ: 99,73 (-0,95)
Инвестиции, 12 апр, 17:03
Курс доллара на 13 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,28)
Инвестиции, 12 апр, 17:03
Все новости Татарстан
В Дамаске раздались взрывы после атаки Ирана на Израиль Политика, 02:25
Иран пригрозил Израилю более суровым ответом на «очередную ошибку» Политика, 02:11
В Иерусалиме прогремел взрыв Политика, 01:59
Хуситы присоединились к ударам по Израилю Политика, 01:56
В Иерусалиме и нескольких районах Израиля объявили воздушную тревогу Политика, 01:53
Следующий в Тегеран рейс «Аэрофлота» приземлится в Махачкале Общество, 01:51
Власти Иордании опровергли введение чрезвычайного положения Политика, 01:50
Скидки до 76% на РБК Pro
На подписку и опции до 15 апреля
За скидкой
CNN и ABC сообщили, что системы ПВО США сбили несколько иранских дронов Политика, 01:46
ЕС, Франция и Британия осудили атаку Ирана на Израиль Политика, 01:34
В Иране пригрозили странам, которые откроют небо для атак Израиля Политика, 01:29
CNN сообщил о проведении Байденом встречи после атаки Ирана на Израиль Политика, 01:26
ABC News узнал, что США допускают пуск по Израилю до 500 дронов и ракет Политика, 01:21
«Аэрофлот» сообщил, что не летает над Ираком, Иорданией и Израилем Общество, 01:10
IRNA сообщило о запуске первых ракет Ирана по Израилю Политика, 01:01