Перейти к основному контенту
Образ будущего ,  
0 
Эксклюзив

Новый трафик: санкции увеличивают загрузку железной дороги в Татарстане

Промышленность Татарстана, начиная с февраля 2022 года, активнее использует для перевозки грузов железную дорогу. Одним из наиболее перспективных направлений, отметил глава Куйбышевской жд, стали контейнерные перевозки
Фото: пресс-службы Куйбышевской железной дороги
Фото: пресс-службы Куйбышевской железной дороги

Начальник железной дороги Вячеслав Дмитриев сообщил в интервью РБК Татарстан, что геополитические события последних полутора лет изменили логистические схемы промышленных предприятий республики, которые ранее активнее использовали автотранспорт, а сейчас в силу новых направлений, в первую очередь, Средняя Азия и Китай, переключились на железнодорожный транспорт.

Наиболее перспективным направлением, отметил он, являются контейнерные перевозки. В 2024 году в Татарстане планируется открыть новый логистический комплекс с контейнерным терминалом им. Д. Сяопина. А принадлежащий РЖД контейнерный терминал в Нижнекамске ждет реконструкция.

Аналогичные работы запланированы и в других регионах РФ, по которым проходит Куйбышевская железная дорога. Дмитриев прогнозировал, что объем перевозки грузов, в том числе контейнерными поездами, по железной дороге будет расти.

Грузовые мощности

— Какой объем грузов был перевезен за 11 месяцев года по Куйбышевской железной дороге?

— По Республике Татарстан погрузка за 11 месяцев 2023 года составила 13,6 млн т. Наибольший рост – в 2,5 раза или на 176 тыс. т показало зерно, благодаря рекордному урожаю прошлого года. В этом году урожай зерна тоже неплохой, мы видим, что растет погрузка урожая уже этого года.

В прошлом году при участии главы Республики Татарстан Рустама Минниханова на станции Круглое поле был открыт Центр продажи услуг. В результате, более 500 тыс. т продукции было погружено теми предприятиями, которые ранее вообще не работали с железнодорожным транспортом. В этом году было привлечено 63 новых клиента. Объем железнодорожных перевозок составил 285 тыс. т, что на 41,7% или 84 тыс. тонн больше аналогичного периода прошлого года.

Начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев
Начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев

В целом, погрузка на Куйбышевской железной дороге за 11 месяцев 2023 года составила 58,4 млн тонн, что чуть ниже аналогичного периода прошлого года на 0,9%. Мы ожидаем, что по итогам года этот показатель будет на уровне 2022 года. Как и по Татарстану, по всей территории Куйбышевской железной дороги мы фиксируем более чем двукратный рост по зерновым культурам (на 1,7 млн т), а также по химическим и минеральным удобрениям на 19,2% или на 728 тыс. т.

Куйбышевская железная дорога была образована 25 октября 1874 года и в следующем году отметит 150-летие. Объем погрузки составляет 65 млн т в год. В состав дороги входят 10 субъектов Российской Федерации, общая протяженность путей превышает 11 тысяч км.

— Какие направления были наиболее загружены и какие изменения в железнодорожной логистике промышленных предприятий произошли в этом году?

— После событий февраля 2022 года и введением санкций логистика промышленных предприятий, в том числе и расположенных на территории Татарстана, претерпела существенные изменения. Сейчас все большее количество из них тяготеет к перевозке грузов в направлении Востока.

В качестве примера можно привести ПАО «Нижнекамскнефтехим» (входит в холдинг «Сибур»). Если до февраля прошлого года основными потребителями, например, производимого предприятием каучука были, преимущественно, западные компании, и, соответственно, перевозки осуществлялись в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги в направлении таких стран (через погранпереходы), как Белоруссия, в Венгрию и другие страны.

А с прошлого года логистика поменялась в сторону Востока. Если ранее логистика этого предприятия была ориентирована на автомобильные перевозки, по железной дороге перевозили незначительные объемы, то сейчас «Нижнекамскнефтехим» начал перевозить много грузов, в том числе контейнерными поездами, в направлении припортовых станций Дальнего Востока, Китая (через погранпереходы с использованием железных дорог Казахстана).

Изменилась логистика и у крупных нефтеперерабатывающих предприятий, таких как ТАНЭКО и ТАИФ-НК. У них тоже стала менее востребована перевозка в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги. Больше грузов стали отгружать в направлении Средней Азии, Казахстана.

Если говорить по видам грузов, то произошло небольшое снижение по нефти и нефтепродуктам (их можно назвать генеральными грузами). В первую очередь, это произошло из-за летнего ажиотажа на потребление бензина и дизельного топлива внутри России, в результате чего правительство было вынуждено ограничить их экспорт. Вместе с тем, сейчас по перевозке бензина ограничения частично отменены, в направлении тех же Средней Азии и Казахстана. Однако дизель разрешается пока экспортировать только трубопроводным транспортом, жд-транспортом пока эти перевозки не восстановлены, хотя, насколько мне известно, потребность в них у потребителей есть.

Фото: пресс-службы Куйбышевской железной дороги

Повышение пропускной способности

— Есть ли проекты по увеличению пропускной способности тех или иных загруженных участков железной дороги?

— После того, как в Татарстане был построен завод по переработке нефти ТАНЕКО, встал вопрос об увеличении пропускной способности железной дороги, учитывая, что до недавнего времени данное предприятие, а также ТАИФ-НК смотрели в направлении портов Октябрьской железной дороги, в направлении Горьковской железной дороги.

В результате, для перевозок продукции предприятий Камского кластера РЖД было принято решение о строительстве двухпутных вставок на участке Тихоново – Алнаши. В рамках первого этапа предполагается увеличение пропускной способности на лимитирующем перегоне Тихоново – Тойма. Стоимость работ составляет более 600 млн руб., источником финансирования выступают собственные средства компании. Вторым этапом предполагается строительство двухпутной вставки на перегоне Тойма – Алнаши.

Для понимания: сейчас, если поезд отправился со станции Биклянь к станции Тихоново и станции Тойма, то встречный поезд, следующий на станцию Биклянь, вынужден стоять, так как перегон занят. Двупутная вставка обеспечит 2 встречных пути, по которым в разных направлениях смогут одновременно двигаться два поезда. В результате, пропускная способность перегона Тихоново – Тойма вырастет. Если возникнет необходимость, то будет рассмотрен вопрос о строительстве следующего участка.

— На ваш взгляд, показатели по грузоперевозкам, достигнутые в текущем году, это максимум или есть емкость для дальнейшего роста объемов перевозимых грузов?

— Безусловно, это не максимум. Прогнозы, которые мы сформировали с грузоотправителями, показывают, что возможности для роста есть. В текущем году наблюдается не только рост погрузки по отдельным видам грузов, наиболее существенный прирост нам дали зерно и контейнеры.

Наряду с погрузкой, мы фиксируем рост объемов выгрузки на станциях, которые расположены в Татарстане. Одним из драйверов роста выгрузки стало строительство трассы М-12 «Восток», которую начали строить от Москвы до Казани, а затем продлили до Екатеринбурга. В результате на станциях Круглое поле, Заинск, Такташ и многих других выгружали большой объем строительных грузов. Кроме того, идет строительство обходов городов Нижнекамск, Набережные Челны, нового моста через Каму. Как следствие, растет выгрузка щебенки, цемента и других материалов.

Будущее контейнерных перевозок

— Как развивались контейнерные перевозки, которые, по мнению бизнеса и экспертов, имеют большой потенциал для развития в нашей стране? Какие планы и прогнозы на 2024 год?

— На сегодняшний день единственным терминалом в Татарстане, который принадлежит РЖД и который перерабатывает контейнерные грузы, является грузовой терминал станции Нижнекамск. За 11 месяцев текущего года объемы переработки грузов увеличились на 155% к аналогичному периоду 2022 года. Еще один терминал – в особой экономической зоне «Алабуга» – находится на станции Тихоново. В первую очередь, туда прибывают контейнерные поезда для резидентов ОЭЗ, также часть поездов – для наших грузополучателей и отправителей, адресовал КАМАЗ.

Фото: пресс-службы Куйбышевской железной дороги

Также в Тукаевском районе республики ОЭЗ «Алабуга» ведется строительство крупнейшего в России транспортно-логистического комплекса «Дэн Сяопин», который на постоянной основе будет принимать и отправлять товары в Китай и из Китая, с примыканием к железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Планируется, что логистический центр откроется в октябре 2024 года, и будет запущен первый контейнерный поезд.

Мы не остаемся в стороне от этого проекта. Так, в мае в рамках транспортно-логистической конференции «PRO//Движение. Поволжье», которую мы провели на территории ОЭЗ «Алабуга», было подписано соглашение между особой экономической зоной и дочерней компанией РЖД – «РЖД-Логистика» о сотрудничестве по эксплуатации нового логоцентра.

Фото: пресс-службы Куйбышевской железной дороги

Кстати, такие коммуникационные площадки, как конференция «PRO//Движение. Поволжье» способствуют повышению объемов перевозок. В том числе, благодаря данному мероприятию, в этом году удалось достичь роста по погрузке грузов в контейнерах на 14,4% или на 78 тыс. тонн относительно прошлого года.

— Помимо строительства логоцентра имени Д.Сяопина, какие еще есть планы по развитию инфраструктуры для наращивания объемов контейнерных перевозок как на территории Татарстана, так и за его пределами?

Контейнерные перевозки в Татарстане – это однозначно самое развивающееся направление перевозок, потому что большое количество грузов прибывает из Китая. В условиях растущего спроса на отправку грузов по сети ОАО «РЖД», необходима еще больше развитая сеть терминалов.

В связи с этим на грузовом терминале станции Нижнекамск запланирована реконструкция и создание нового многофункционального терминально-логистического комплекса, который способен перерабатывать различную номенклатуру грузов и оказывать широкий спектр услуг. В настоящее время ключевыми клиентами этого терминала являются крупные предприятия региона. Реконструкция позволит сформировать новые транспортно-логистические цепочки, повысить связность территорий и транспортную доступность отдельных регионов.

Терминал Нижнекамск за 11 месяцев 2023 года переработал 44 контейнерных поезда, что на 11 поездов больше, чем годом ранее. Реализованы проекты по отправке грузов в Китай различными предприятиями: серы, нефтяного кокса. Необходимо также отметить увеличение приема контейнерных поездов (КП) из Китая для завода Haier. Рост импорта комплектующих для бытовой техники связан с реализацией нового проекта по строительству завода холодильников Haier в Набережных Челнах.

Фото: пресс-службы Куйбышевской железной дороги

По итогам года ожидаемый объем переработки контейнерных грузов составит 145,7% к 2022 году. В том числе переработка контейнерными поездами составит 126,31% (на 10 больше) к аналогичному периоду 2022 года.

Если говорить о соседних регионах, то есть потребность в развитии контейнерного терминала в Ульяновске. Заинтересованность в реализации данного проекта выразило правительство Ульяновской области. Также будет проведена реконструкция контейнерной площадки на станции Безымянка (Самара): заинтересованность в проекте выразило правительство Самарской области.

— Почему контейнерные перевозки начали активно развиваться в последние несколько лет?

— Не секрет, что ранее грузы, в первую очередь, из Китая доставляли контейнерными поездами в Москву, где они проходили растаможивание, а затем львиную долю везли в регионы автотранспортом. С рядом грузополучателей мы смогли перестроить цепочки, чтобы контейнерные поезда прибывали в регионы, сократив путь от отправителя до получателя.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Татарстан
Трамп анонсировал большой митинг в городе, где произошло покушениеПолитика, 06:33
Новостройка с собственным пляжем: жилой район City BayРБК и City Bay, 05:54
Напарник Трампа вызвал недовольство однопартийцев словами о «кошатницах»Политика, 05:52
В Липецкой области ввели режим воздушной опасностиПолитика, 05:49
Подорвавшего железную дорогу под Рязанью обвинили в девяти преступленияхОбщество, 05:33
Песков заявил, что «о мобилизации вообще никто не разговаривает»Политика, 05:08
В Госдуме анонсировали повышение размера детских пособий в 2025 годуОбщество, 04:58
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Более 20 человек отравились хлором в бассейне в ВаршавеОбщество, 04:37
Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейкомБизнес, 04:29
Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусовПолитика, 03:58
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56