Перейти к основному контенту
Итоги 2024 года ,  
0 
Эксклюзив

Нехватка рук: у производителей косметики в Казани возник дефицит кадров

Производители косметики в Татарстане столкнулись в 2024 году с дефицитом кадров
Проблема нехватки кадров в Татарстане затронула в 2024 году и сферу производства косметики. Среди других вызовов – импортозамещение и обеспечение безопасности для клиентов маркетплейсов
Фото: предоставлено Олесей Мустаевой
Фото: предоставлено Олесей Мустаевой

После февраля 2022 года российский рынок начали покидать зарубежные бренды косметики, но уровень конкуренции от этого ниже не стал. Опытные игроки начали расширять свое присутствие, новые – активно проникать на маркетплейсы, где растут продажи.

Как рассказала РБК Татарстан Олеся Мустаева, основатель и владелица казанской компании, производящей продукцию под различными брендами, в том числе «Мастерская Олеси Мустаевой» и «Она Иная», косметической индустрии приходится работать не только в условиях жесткой конкуренции. Главным вызовом текущего года стал дефицит кадров, которые переманивают нечестные работодатели и логистические комплексы маркетплейсов. Последние, являясь фактически основной площадкой продаж косметической продукции, не только лишают ее производителей потенциальных сотрудников, но и вынуждают беспокоиться о безопасности покупателей товаров.

Привлекательная ниша

— Одной из главных трудностей в экономике стал дефицит кадров. Актуальна ли эта проблема для производителей косметики?

— Кадровый голод в этом году стал для нас настоящим вызовом. Соискатели хотят максимально сократить время в пути до рабочего места; значение могут иметь даже 10 минут. А в Казани производства, учитывая сокращение количества доступных производственных площадей, постепенно выходят за город. И там мы сталкиваемся с еще одной проблемой – это склады маркетплейсов, которые высасывают все трудовые резервы.

Ситуация осложняется тем, что нам приходится конкурировать с компаниями, которые работают вне законодательства. У нас, как у законопослушных налогоплательщиков, нет возможности дать зарплату на 20-30% выше той, что предлагают те, кто работает в обход налогов, те, у кого сотрудники либо частично, либо полностью получают зарплату в конвертах.

Сотрудники постоянно мониторят вакансии в поисках более высокой зарплаты. Но далеко не все представляют, что ее они будут получать за совершенно другое рабочее время, за переработки, которые не всегда будут оплачиваться по трудовому законодательству.

— Насколько в Татарстане развита сфера производства косметической продукции?

— В Татарстане уже на конец XVIII века было более 200 мыловарен. Сегодня в республике работают крупные предприятия, выпускающие средства личной гигиены. Если говорить о «белой» косметике, то она в Татарстане представлена по большей части локальными игроками в отдельных сегментах парфюмерно-косметической индустрии.

— Насколько перспективна сейчас сфера производства косметики? Есть ли заделы для ее развития в Татарстане?

— В этой нише всегда была конкуренция. Многим кажется, что это легкий и красивый бизнес, не все знают о существовании подводных камней. Даже если выпустить продукт, договориться с самыми крупными ритейлерами, это все равно не гарантирует продаж. Нужно постоянно искать новые подходы к продвижению продукции. Иногда это занимает серьезную долю оборота – больше, чем предполагалось на начальном этапе бизнес-планирования.

Если говорить в целом о развитии косметической индустрии, сейчас рынок перенасыщен новыми игроками, которые появились за последние два года, особенно за последний. Это и крупный бизнес, некоторые представители которого успели нарастить объемы производственных площадок, и большое количество молодых небольших игроков. Появилась достаточно агрессивная конкуренция.

На рынке происходит перенасыщение предложения. Из-за его обилия потребители все чаще делают покупки «в моменте», а понятие «лояльность к брендам» размывается. Еще один момент – ценовой демпинг, с которым заходят новые компании. Все это приводит к снижению рентабельности продуктов.

— За последние два года с российского рынка ушли многие зарубежные бренды косметики, но появилось множество новых российских. Как это отразилось на рынке и уровне конкуренции?

— Конкуренция всегда была высокой. Сейчас она, естественно, выросла и пика, может быть, и не достигла, но стала достаточно агрессивной, жесткой.

Сейчас порядка 40% потребителей готовы отдавать предпочтение российским брендам. В начале 2022 года, когда все были обеспокоены уходом иностранных компаний, этот показатель был в разы ниже. Похожие цифры называют и маркетплейсы: из прироста, который был в этом году, 38% приходится на российские бренды.

Но надо понимать, что не все бренды, заявившие об уходе, покинули рынок, на деле многие остались и продолжают продавать свою продукцию. Места тех, кто действительно ушел, заняли другие игроки. Ритейл проделывает большую работу: опустевшие полки заполняют либо собственными брендами, либо новыми из других стран. Сейчас в России достаточно активно продвигается продукция из Азии. Некоторые компании заявили, что рост в сегменте корейской косметики составил 40% по отношению к прошлому году.

В поисках альтернативы

— Зарубежные компании также были поставщиками сырья и упаковки для косметики. Как отразился их уход на производстве?

— Кто-то смог заменить недоступное сырье российским. Кто-то попробовал работать на нем, но потом перешел на азиатское. Есть и те, кто приобретает иностранное сырье в обход санкций, но уже дороже. Это, естественно, сказывается на ценах на товары.

Наша индустрия достаточно импортозависима в плане упаковки. Большое ее количество по-прежнему завозят из стран Азии.

— Как обстоит ситуация с импортозамещением в сфере производства косметики? Уступает ли отечественный продукт зарубежному?

— Подвижки однозначно есть. Многие компании, которые в 2022 году были в зачаточном состоянии, значительно расшили портфель предлагаемых активов и вспомогательных веществ для нашей индустрии. Те, кто раньше работали исключительно на экспорт, переключились на внутренний рынок. В итоге мы получаем те же самые субстанции, но уже напрямую.

Вызовы и трудности

— Как внешнеэкономические факторы, в том числе курс доллара, отразились на индустрии?

— Сырье и упаковка, от которых мы импортозависимы, покупаются за валюту. С Азией, в том числе с Китаем, мы далеко не всегда расплачиваемся в какой-либо локальной валюте, достаточно часто расчеты происходят в долларах. Иногда приходится действовать через посредников. За поставки сырья мы тоже платим в валюте.

В индустрии говорят, что к весне 2025 года будет повышение цен на 20-25%. На это накладывается несколько факторов, в том числе введение «Честного знака», а это затраты на покупку оборудования, на человеческий ресурс, на дополнительные операции, которые тоже входят в себестоимость продукта. Сказывается также и дефицит кадров, и удорожание аренды площадей, и рост логистических издержек.

— Из чего складывается стоимость косметической продукции?

— Она складывается не только из стоимости сырья и упаковки, цена на которую сейчас очень сильно растет. Есть производственные затраты, а это достаточно большая статья расходов: и оборудование с его обслуживанием, и зарплаты сотрудников, и аренда помещений, и PR, и маркетинг – огромная невидимая работа, которая влияет не себестоимость продукта.

— Не первый год в сфере продаж доминируют онлайн-покупки, но зачастую возникают опасения, что при таком большом объеме предлагаемых товаров на маркетплейсах можно легко натолкнуться на подделку. Актуальна ли эта проблема для рынка косметики?

— Проблема наиболее актуальная для импортных брендов, масс-маркета, который у всех на слуху, и в первую очередь для парфюмерии. Небольшие малоизвестные бренды подделывать не будут.

Более серьезная проблема в работе с маркетплейсами кроется в другом. Индустрию беспокоит вопрос безопасности клиентов. Политика некоторых маркетплейсов позволяет делать возврат косметики, даже если она была вскрыта, хотя это средство личной гигиены.

Многие говорят о том, что нужно просто делать контроль первого вскрытия. Но ни одна упаковка от потребительского вандализма не спасает. Некоторые покупатели даже не обращают внимания, что фирменный скотч был поврежден: человек по невнимательности или другим причинам может не заметить, что продукт был кем-то использован. Иногда происходит подмена продуктов, когда покупатель меняет содержимое упаковки, возвращает продукт, а его потом доставляют другому клиенту. Я считаю, что этот вопрос должен решаться на законодательном уровне.

Но несмотря на все проблемы, отказаться от маркетплейсов мы не можем, потому что рынок перестроился и люди все чаще покупают товары на их площадках.

Тренды потребления

— Как изменилась покупательская способность населения под влиянием экономических факторов?

— Есть разные оценки. Маркетплейсы заявляют, что у них по нашей индустрии рост составляет порядка 44-58%. Порядка 38% приходится на российские бренды.

Прирост среднего чека составляет 5-7%, но за счет увеличения стоимости продуктов, так как количественное потребление сокращается. Средняя корзина держится за счет роста ценника.

Покупатели стали рациональнее. Для них имеет значение стоимость: они сравнивают цены на один продукт на разных площадках и сравнивают их с ценниками на похожие товары других брендов, ожидают скидки. Каждый третий ритейлер отмечает, что покупали переходят на маркетплейсы из-за ценовой привлекательности. Небрежное отношение онлайн-площадок к нашему ценообразованию привело к тому, что у них есть рост, а торговые центры и другие офлайн-площадки констатируют снижение проходимости.

— Сейчас во всех сферах наблюдается тренд на экологичность. Как он отразился на косметическом рынке?

— Тренд не новый, ему более 10 лет. Но большую роль сейчас играет цена. Экологичность сейчас для покупателя может быть, скорее, дополнением, но не главным фактором, играющим роль при выборе продукта.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 27 декабря
EUR ЦБ: 103,3 (-0,64)
Инвестиции, 04:47
Курс доллара на 27 декабря
USD ЦБ: 99,23 (-0,38)
Инвестиции, 04:47
Все новости Татарстан
Ярославский губернатор предложил ограничить продажу бензина подросткамОбщество, 14:32
Мальдивы-2024: как получить еще больше впечатлений от отпускаСтиль, 14:28
Человек – в центре: чем геологоразведка привлекает профессионаловТренды, 14:27
В Шереметьево ввели дополнительные меры безопасностиОбщество, 14:25
Фонд «Семья вместе» и «Литрес» представили новую аудиокнигуLife, 14:23
РФС запретил «Химкам» регистрировать новых игроков из-за долга за БакаеваСпорт, 14:23
НАТО нарастит присутствие в Балтийском море из-за «возможной диверсии»Политика, 14:22
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Строим счастье: как девелоперская компания заботится о сотрудникахНедвижимость, 14:19
На Таймыре впервые за 40 лет выловили осетра, считавшегося утраченнымОбщество, 14:19
Новогодние с семьей: подборка маршрутов для поездок на автомобилеAutonews, 14:18
Что мотивирует IT-разработчиков создавать коллаборацииОтрасли, 14:17
Росавиация сообщила, кто принял решение сажать самолет AZAL в АктауПолитика, 14:14
Цемент, песок и щебень: как сэкономить компании 20 лет развитияРБК и Альфа-Лизинг, 14:10
Президентский фонд объяснил отказ Загитовой в гранте на ₽74 млнСпорт, 14:10