Татарстанские предприятия переходят на бизнес в «облаках»

- «Облачные» проекты – новинка для татарстанского рынка. В чем преимущества виртуального сервиса хранения и обработки данных?
- «Облачные» решения – это мировая практика. Но Россия, к сожалению, не является лидером в этой области, мы, скорее, в роли догоняющих. Внедрение «облачных» решений – это новое направление и в «ВымпелКоме» (бренд «Билайн»), который всегда был новатором во внедрении многих востребованных бизнесом продуктов. С конца 2016 года в штаб-квартире компании начали обсуждать, что будет актуально через год-два. Базовые сервисы, предоставляемые мобильными операторами, по сути, перетекают в сервисы передачи данных. Сейчас проще написать в WhatsApp или Telegram, нежели позвонить. Понимая это, мы задумались о создании продуктов, которые позволяли бы нам расти. «Облачные» технологии – из этой серии, они появились как ответ на растущие потребности наших клиентов в хранении и обработке данных. Есть два варианта развития событий: либо компания самостоятельно покупает необходимое оборудование, мощности и т.д., что влечет за собой достаточно серьезные капитальные вложения, либо она может воспользоваться облачным сервисом любого из игроков рынка и заказать у такого рода провайдеров сервис хранения, обработки данных, вычислительные мощности.
- Какие преимущества получает компания, решившая освободить себя от покупки «железа» и программного обеспечения?
- У нее нет капитальных затрат, она получает высокую скорость внедрения продукта: разместил заказ – получил услугу, не нужен квалифицированный инженер для настройки сервиса, которого нужно обучить и платить ему зарплату. Поскольку у нас дружелюбный интерфейс, то необходимый парк виртуальных машин можно создать в течение считанных минут. Удобство, простота, цена и скорость реализации объясняют взрывной рост интереса к «облачным» решениям.
- В свете последних политических событий немаловажно еще, где физически размещается дата-центр…
- Серверы мирового лидера в предоставлении «облачного» сервиса, компании «Amazon», услугами которой пользуются и в России, расположены в США. Но для многих отечественных компаний важно хранить свои данные в России, а не за рубежом. Поэтому мы построили мощный центр обработки данных площадью 2000 кв.м в Ярославле. Он оборудован по последнему слову техники от мировых лидеров и сертифицирован по самому высокому классу пожаробезопасности и пожароустойчивости (TIER III). Все это гарантирует высокую скорость работы, отказоустойчивость, надежность и т.д. И поскольку наши мощности располагаются не в США, а в России, мы обеспечиваем соблюдение закона о персональных данных.
- Какие «облачные» сервисы вы предлагаете?
- Их два. В прошлом году у нас появилась такая услуга, как «Мобильное предприятие». Это решение для малого и среднего бизнеса, которое содержит в себе виртуальную АТС и «облачную» CRM-cистему (систему взаимоотношений с клиентами). Сервис имеет такие дополнительные функции, как запись разговоров, call-tracking (оценка эффективности рекламной кампании), встроенные мессенджеры, контроль за исполнением поручений, получение аналитических отчетов.
12 апреля этого года, в День космонавтики, мы запустили новый проект - BeeCLOUD. Это, по сути, виртуальное хранилище и виртуальные вычислительные мощности.
- В чем фишка этого продукта?
- Его уникальность в том, что у него, как, я уже упоминал ранее, простой, интуитивно-понятный интерфейс. Администратору не нужно иметь глубоких познаний в области IT, достаточно выбрать объем хранилища, виртуальной оперативной памяти и указать необходимое количество виртуальных процессоров. Сама платформа автомасштабируема. Если клиент задумался о создании центра обработки данных, то мощность инфраструктуры он рассчитывает и закупает, исходя из пиковых нагрузок. А они могут наступать, например, раз в квартал или месяц. Все оставшееся время загрузка оборудования составляет 20-30%, то есть, большее время оно простаивает. Используя сервис BeeCLOUD, можно задавать нужные параметры по мощности и платить только за них. В случае необходимости увеличить емкость, система позволяет автоматически масштабировать мощности под нужную нагрузку и создавать ряд дополнительных сервисов для оптимизации работы. Еще одна ценная составляющая услуги в том, что клиент платит только за те ресурсы, которые выбраны им в конкретный момент. Временно не нужные вычислительные мощности можно отключать – плата за них взиматься не будет. Таким образом, на единицу оборудования и на единицу времени он затрачивает меньше средств, нежели если бы он покупал собственное «железо», апгрейдил, обслуживал его, расширял парк своего оборудования. Мы подсчитали: при подключении к BeeCLOUD эффективность бизнес-процессов повышается до 75%, а экономия может составить 30-40% от бюджета, выделенного на IT.
- На кого в первую очередь может быть рассчитан этот продукт?
- У нас много секторов экономики, которые используют вычислительные мощности и информационные системы, начиная от «1С:Бухгалтерия» или «Консультант-Плюс» до систем бухгалтерской отчетности и бюджетирования уровня SAP, Oracle и т.д. То есть, это может быть ритейл, банки, госструктуры, производственные предприятия. Если опираться на западный опыт, то там иметь небольшое «облако» для хранения тех же фотографий – очень удобно. Мы тоже рано или поздно к этому придем. Но то, что мы выпустили на рынок, больше касается среднего и крупного бизнеса. В будущем мы планируем создать «коробочный продукт», чтобы им могли пользоваться небольшие предприятия.
- А как можно обеспечить безопасность хранения данных?
- Мы используем собственную площадку с высокими требованиями по безопасности, прошедшую сертификацию со стороны надзорных органов. Сам дата-центр имеет несколько источников электропитания, несколько каналов связи, оборудован системами пожаротушения и климат-контролем. Изолированный контур сети и программные средства позволяют успешно отражать внешние сетевые вирусные и хакерские атаки, в т.ч. и DDoS.
- Как рынок воспринял BeeCLOUD? Уже есть первые клиенты?
- Интерес к продукту достаточно высок как в России, так и в Татарстане. Сейчас около 400 компаний, 10 из которых работают в республике, тестируют услугу. На этапе переговоров мы даем возможность клиенту опробовать сервис бесплатно в течение месяца. И в процессе тестирования мы получаем от компаний новые вводные, что позволяет доработать продукт, сделав его индивидуальным и еще более интересным.
- Какие продукты «Билайн» сейчас наиболее востребованы в республике?
- Мобильная связь и мобильный интернет. Хорошо развивается один из наших ключевых конвергентных продуктов – домашний интернет, который клиент может получить практически бесплатно при приобретении услуг мобильной связи. Если говорить про корпоративный рынок, то востребованы услуги «облачной» АТС, M2M (когда сим-карты используются для передачи данных между устройствами). Эти технологии используются в охранных сигнализациях, телеметрических датчиках, управлении транспортом, различных треккерах. В Татарстане, например, много логистических компаний, которые пользуются нашими сервисами и отслеживают перемещение своих автомобилей по всей России и в странах СНГ благодаря специализированной М2М-платформе.
Мы много работаем над тем, чтобы больше предлагать услуг на базе big data. Накопленные нами данные могут показать портрет потенциального покупателя в отдельно взятом районе и позволяют нашим клиентам более адресно работать с потребителями своих продуктов или услуг. Так компании понимают, где им будет лучше и в каких объемах развивать свой бизнес. В скором времени большинство компаний поймут значимость и эффективность этих услуг. Развитие будет проходить быстрее, чем сейчас. Я думаю, что в ближайшие два-три года мы еще увидим взрыв «облачных решений» и M2M – решений, как части «Интернета вещей».