Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 
Эксклюзив

Местная красота: как косметический бизнес РТ встретил уход Запада с рынка

Производство косметики в России получило в 2022 году импульс к развитию. Свои марки начал запускать ритейл. Говорить о полном исходе европейской продукции не приходится: начал расти ассортимент из дружественных стран
Местная красота: как косметический бизнес РТ встретил уход Запада с рынка

Олеся Мустаева, основатель и владелица компании, производящей продукцию под брендами «Мастерская Олеси Мустаевой», «Она Иная», «Калябушки», SufSu рассказала в интервью РБК Татарстан, что отечественные производители косметики изготавливают продукцию практически из того же сырья, что и крупные западные концерны, которые в 2022 году объявили об уходе с российского рынка.

Однако фактически ухода и не произошло: все, кто хотят продолжать пользоваться данной продукцией, изыскивают для этого возможности, отметила предприниматель. В то же время российская косметика, считает Мустаева, по качеству не уступает иностранной, а в некоторых случаях превосходит ее.

Сырье из Азии

— Как геополитические события отразились на развитии производства косметики?

Этот год был скачкообразным. Были достаточно ощутимые провалы. Это были отголоски пандемии коронавируса. Все началось гораздо раньше событий, начавшихся в конце февраля. Весной, как и все, мы прошли через страх остаться без сырья, и, как следствие, перетаривание склада, закуп по высокому курсу. Весной был неестественный рост продаж, когда продукцию клиенты сметали с полок, боясь остаться без любимых ухаживающих средств.

— Удается ли бизнесу адаптироваться к подобной ситуации?

Должен и адаптируется. Но все зависит от компании. Есть неповоротливые структуры, достаточно сложно адаптирующиеся к изменениям. В нашем случае произошла смена части партнеров, поскольку некоторые из них в марте, когда мы находились не в лучшей ситуации, выставляли счета на старые запасы на складах по биржевому курсу валюты. Но нашлись другие компании. С ними сейчас набираем обороты по поставкам сырья. Опыт импорта у нас был, стали больше возить сырья самостоятельно.

— Партнеры сейчас, в основном, российские и представители дружественных стран?

К сожалению, нет. Наша косметическая химия не готова к сложившейся ситуации. Работа идет, но развитие не может быть сиюминутным. Хотя попытки предпринимаются, на выставках мы находим настоящие самородки. Например, с недавно прошедшей выставки я вернулась с контактами нескольких поставщиков, производств, которые работают с биологически активными добавками, активно применяемыми в косметике. Но работать с некоторыми компаниями в нашем случае проблематично, поскольку многие не имеют необходимой документации на свою продукцию и отказываются получать ее, боясь потерять интеллектуальную собственность. Бывает, что цена на российское сырье оказывается выше. В таких случаях проще найти надежного поставщика в Азии.

Олеся Мустаева
Олеся Мустаева

В России, на мой взгляд, в ближайшие 5 лет ситуация в данной сфере вряд ли изменится. Производители, в том числе мы, работают с исследованными, доказанными ингредиентами. С этим в России большая проблема. Так, у нас много производителей экстрактов, всего один российский партнер, который занимается исследованиями активности производимых ингредиентов. В этом году они начали проводить исследования на эффективность своего продукта. В целом, это единичные производства по России.

Что касается функционального сырья, например, моющие компоненты, то в России их производят. Но нам они не подходят, поскольку мы работаем в сегменте «зеленой» косметики. Но, что радует, отдельные партнеры усилили поставки, «держали склад» для постоянных клиентов, несмотря на рост спроса. Это позволило направить средства на закупку сырья, которое требовалось и не нужно было перетаривать склад позициями.

— Доля азиатских поставщиков увеличилась?

Да, доля азиатского сырья растет (жироподобные субстанции, эмульгаторы, особенно активные ингредиенты). Поставщики пытаются найти альтернативу европейской продукции в Азии. Но ее долю пока сложно обозначить, так как ситуация меняется каждый день. Однако есть продукты, которые по-прежнему проще закупать в Европе, поскольку у них обеспечена прозрачность документации. Известно, что многие ингредиенты крупных европейских концернов производились в Китае, Индии и Турции. Поэтому в сложившейся ситуации очень многие компании вели работу по переориентации и выходу на производителей ингредиентов напрямую.

Косметика от торговых сетей

— Вы принимали участие в премии «Моя косметика-2022». Расскажите, что говорят о сложившейся сейчас на рынке ситуации российские производители?

Мероприятие проходит раз в 2 года под эгидой Российской парфюмерно-косметической ассоциации. В жюри входят представители Научного общества косметических химиков. Что важно отметить. Так как различных премий в России проводится много. Но единичные с хорошей экспертной профильной оценкой. Мы участвовали второй раз, подав большее, чем в предыдущую премию, количество продуктов. В 2020 мы победили в 2 номинациях, в том числе специальной – «За отношение к делу». В этом году победу завоевал солнцезащитный крем для лица SunRay SPF 35, над которым мы работали 4 года. И серия ухода за телом «Она иная», а также 5 побед по результатам интернет-голосования.

Если говорить о состоянии коллег, то унывающих мы не встречали. У нас сформировалось сообщество производителей, мы начали общаться. Это радует, что мы не сидим по своим лабораториям, а общаемся в различных чатах, обмениваемся информацией: где достать, чем заменить. Поэтому нельзя сказать, что в отрасли царит какое-либо уныние, коллеги продолжают работу. Причем, у некоторых работы прибавилось, благодаря развитию сегмента СТМ.

Практически все компании на рынке ритейла заявили о запусках косметических брендов под собственной торговой маркой. Количество соответствующих запросов к производителям выросло. На лето пришелся пик запросов, никогда такого не было! И мы тоже взяли в работу новые проекты. Думаю, что этот сегмент будет развиваться и в дальнейшем.

Местная красота: как косметический бизнес РТ встретил уход Запада с рынка

— Чем, на ваш взгляд, обусловлен возросший интерес ритейлеров к созданию собственных торговых марок косметики?

Во-первых, создание собственной марки – это независимость и более прозрачная маржинальность от полки. Для сетей это понятная история. Сейчас в СТМ приходят все: косметику под собственным брендом начинают выпускать от магазинов нижнего белья до пищевого ритейла.

— В период пандемии коронавируса произошел массовый переход от покупки косметики в офлайн-магазинах к интернет-маркетплейсам. Сейчас, когда ситуация с заболеваемостью стабилизировалась, не откатилась ли покупательская аудитория обратно в обычные магазины?

Судя по информации с различных конференций и из других источников, возврат в офлайн произошел, поскольку люди соскучились по живому общению, хотят получать консультацию при покупке.

Но большая доля покупателей осела в интернет-магазинах, на маркетплейсах. С учетом напряженного ритма жизни в крупных городах многие люди привыкли, выезжая с работы домой, делать заказы продуктов с доставкой, которые доставят домой к их возвращению. И эти активные люди отдают предпочтение покупке косметики онлайн.

Кстати, многие из тех, кто не пришли к тому, что нужно развивать онлайн-продажи, пришли к этому сейчас, поскольку это необходимо, чтобы оставаться на рынке.

Местная красота: как косметический бизнес РТ встретил уход Запада с рынка

— Блокировка популярных социальных сетей оказала негативное влияние на производителей косметики с точки зрения потери одного из каналов продаж?

Соцсети играют значительную роль, учитывая то количество времени, которое люди проводят в своих смартфонах. Перестройка была болезненной и продолжается. Для нас, возможно, она была более легкой, поскольку мы, как оказалось, не пользовались всеми инструментами соцсетей, что сейчас недоступны. Сейчас мы ведем одновременно несколько соцсетей. Снова увеличили активность в VK.

Уход иностранных брендов и российские производители

— Какова ситуация со спросом на продукцию – тенденции к экономии, наметившиеся в пандемию, усилились или наоборот? Каков сейчас средний чек на покупку продукции?

В марте люди активно закупались своими любимыми продуктами в больших объемах про запас. Многие переживали за наличие тех или иных позиций. Например, у нас есть продукты, которыми пользуются люди, страдающие атопическим дерматитом или аллергией. Клиенты были обеспокоены будут ли перебои с необходимой им продукцией.

Но в целом мы видим, что средний чек падает, увеличивается разрыв между люксом и бюджетными позициями. Средний сегмент просел. Сейчас ситуация меняется не такими темпами, как в конце февраля и весной. И мидл-сегмент разделился на 2 категории: либо прежние потребители перешли на бюджетные продукты, либо – на люксовые.

— Какую роль для российских производителей сыграл уход иностранных брендов? Состоялся ли он, по вашему мнению?

Я бы не сказала, что этот уход состоялся. Мы живем не за железным занавесом, и те, кто принципиально не хочет отказываться от покинувших российский рынок компаний, смогут ее «достать». Да, многие бренды представлены на полках скудно. Но и говорить, что покупатели начали массово переходить на российскую косметику сложно. Остались и усиливаются позиции брендов из других стран, ретейл развернулся в сторону Турции, Израиля, Кореи.

Другое дело, что изменилось отношение к российскому производителю. Когда правительство начало вводить на государственном уровне различные меры поддержки, дамы этих ведомств с удивлением обнаружили, что в России есть производители косметики. У некоторых клиентов проснулись патриотические чувства. Поэтому пришли к российской продукции.

В целом, поведение покупателя разное. Но радует, что люди открывают для себя российских производителей косметики. Среди которых есть очень сильные игроки. А учитывая, что мы работаем практически на том же самом сырье, что и европейские производители, в России могут и уже производят качественную продукцию. Конечно, есть слабые зоны, над которыми нужно поработать, например, подача, упаковка продукта и маркетинг.

— Можно ли выделить конкретные ниши или продукты, в которых у российских производителей есть точки для роста?

Прежде всего, это декоративная косметика, которой в России производится немного. Уходовой косметики в нашей стране производится достаточно. Есть продукты по свойствам, качеству, составу, которые не уступают импортным. Но нужно много работать в качестве подачи этих продуктов: упаковка, рекламное сопровождение.

— Растет ли в офлайн-магазинах ассортимент продукции из дружественных стран?

Судя по обращениям, которые к нам поступали от байеров, с корейской косметикой были некие сложности, которые сейчас, возможно, сохраняются. Но несомненно, что торговые сети работают над переориентированием в сторону азиатских, турецких брендов.

— Для российских производителей эта работа создает новые трудности?

Это означает, что полки будут заняты иностранным продуктом. И для российских производителей полки в сетях будут снова недоступными. Если раньше к сетям было практически невозможно подступиться, то весной шанс туда попасть был. Сейчас меньше, потому что, во-первых, они переориентировались на другие страны, во-вторых, запускают собственные торговые марки. Хлопать в ладоши пока рано. Хотя многие в марте надеялись. Да и сети, порою, ставят такие условия, при которых экономика проектов станет не рентабельной.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Татарстан
Командир катапультировал штурманов и помощника с падающего ТУ-22М3 Общество, 14:41
Двух старшеклассников задержали за попытку поджечь Ми-8 на аэродроме Политика, 14:35
Лавров заявил о бессмысленности переговоров с Зеленским Политика, 14:34
Гладков сообщил о ранении двух женщин при обстреле села Ясные Зори Политика, 14:26
Лондон отказался от деклараций о нейтральности для российских спортсменов Спорт, 14:26
В Татарстане исламское финансирование получили 2 тыс. предприятий Татарстан, 14:19 
Книга заявок на IPO МТС Банка переподписана в два раза в первый же день Инвестиции, 14:11
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали⁠ Общество, 14:09
Уголовное дело Беркович и Петрийчук передали в военный суд Политика, 14:03
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы Pro, 14:02
G7 пообещала вводить санкции против России и тех, кто ей помогает Политика, 14:01
Что известно об отмене обществознания в средней школе Life, 13:58
Путешествуем по России: пора выбирать отель в Петербурге Партнерский материал, 13:57 
Песков ответил на вопрос, идет ли военная операция по плану Политика, 13:56