Перейти к основному контенту
Татарстан⁠,
0
Эксклюзив

Улитки из Татарстана могут заменить зарубежное питание для тяжелобольных

С началом санкций остановились поставки улиток из Европы, и их начали выращивать в Татарстане. Для открытия производства с нуля пришлось изучать технологии, придумывать рецепты, убеждать торговые сети и рестораны
Основатель и руководитель Helix Group Рамиль Галимзянов. Фото: Ксения Добролюбова, РБК Татарстан
Основатель и руководитель Helix Group Рамиль Галимзянов. Фото: Ксения Добролюбова, РБК Татарстан

В Татарстане может появиться производство энтерального питания – для онкобольных, диабетиков и людей, которые отказываются есть в силу состояния здоровья. Оно может стать одним из новых направлений бизнеса по выращиванию улиток, который запустила в республике компания Helix Group.

Как рассказал РБК Татарстан ее основатель и руководитель Рамиль Галимзянов, улиточный бизнес оказался непростым для его создателей. Моллюски выросли быстро, и к первому «урожаю» еще не было идей для их переработки, более того на улиток не было спроса, который приходилось создавать. Рестораторы Казани не торопились разбавлять татарскую кухню улитками, а торговые сети недоумевали от того, почему французские улитки стоили существенно дешевле выращенных и произведенных в республике. Порядка трети произведенной в первый год продукции ушло в рамках дегустаций. Татарстанская компания представила рынку России новый продукт – печень улиток. По словам Галимзянова, он уверен в перспективах улиточного бизнеса и планирует развивать различные направления.

Заместить Европу

— Насколько остро стоит проблема производства энтерального питания в стране?

— В настоящее время практически все энтеральное питание поставляется из-за рубежа, и только 10% его производится внутри страны. Поставки в любой момент могут остановиться в виду изменений политической ситуации. По нашим расчетам объем рынка составляет 6 млрд руб. И это свободная ниша, где совершенно нет конкуренции. Рынок свободен, даже если будет 10 ферм, производящих по 100 тонн продукции в сезон, этого будет недостаточно. Мы планируем зайти в этот сегмент, и в настоящее время уже изучили вопрос его производства.

— Почему именно улитки подходят для энтерального питания?

— Основная масса производителей энтерального питания использует растительный белок, который плохо усваивается организмом. Потребители такого питания, как правило, онкобольные, у которых отсутствует аппетит, и здесь важны энергетическая ценность и состав. Белок в улитке более высокого содержания – 49 г на 100 г сухого вещества. В курице, яйце или говядине оно составляет всего 25 г. В печени улитки много аминокислот, что позволяет организму лучше его усваивать. Мы провели исследование рынка, и обнаружили дефицит энтерального питания в стране. В России его производят порядка 6 компаний. Потенциал на этом рынке большой.

— И все же во всем мире улитка традиционно считается французским деликатесом и всегда экспортировалась из Европы. Как удалось переломить этот стереотип при выводе вашего продукта на рынок?

— Действительно, виноградные улитки завозились из Франции по сложной логистической цепочке через Калининград. Но во Франции их нельзя выращивать открытым способом из-за виноградников, они попросту могут их уничтожить. Улитки быстро размножаются – из одного килограмма взрослых особей за сезон получается 50. Поэтому французские компании закупали их в Краснодарском крае и на Украине, а далее отправляли во Францию на переработку и везли обратно в Россию. В 2022 году все эти поставки прекратились, и на сегодняшний день в Европе недопоставка улиток составляет порядка 40%.

— Как вы их выращиваете в Татарстане, где почти полгода держится холодная погода?

— Улитки растут на полях, где установлены специальные щиты, в летний период с мая по сентябрь. Для создания необходимой влажности дважды в день осуществляется полив автоматической системой. В прохладное время необходимы теплицы. Улитка растет 5 месяцев, и как только температура падает ниже 15 градусов, перестает расти, и может впасть в анабиоз. Когда наступают осенние холода, часть улиток собирается, а часть направляется для роста в теплицу.

Улиток выращивают на специальных щитах. В ночное время они поднимаются наверх за кормом, а днем – прячутся от солнца на обратной стороне щита. Фото: Helix Group
Улиток выращивают на специальных щитах. В ночное время они поднимаются наверх за кормом, а днем – прячутся от солнца на обратной стороне щита. Фото: Helix Group

Приучить Татарстан к французским деликатесам

— При открытии производства нового нетрадиционного продукта перед вами встала задача формирования спроса. Как вы ее решаете?

— Мы довольно быстро увлеклись идеей производства улитки, посмотрев всего один ролик. Уже через месяц у нас была ферма, мы закупили маточное стадо. В первый год собрали 7 т улиток, после чего встал вопрос ее переработки. Мы нашли бренд-шефа и начали разрабатывать рецептуру, сделали продукт и поехали по московским мишленовским ресторанам предлагать его. Получили положительные отзывы от 20 ресторанов. Но ресторанный рынок сбыта довольно мал, к тому же в Татарстане мы столкнулись с непониманием шеф-поваров. Наши улитки не победили татарскую кухню.

— Ваша первая партия была порядка 7 тонн. Часть вы отправили в рестораны. А что делали с остальной?

— Почти 2 тонны в первый год у нас ушло на проработки, дегустации, выставки и просто на бесплатные раздачи. Это был маркетинг, в который мы вкладывали не деньги, а продукт. Еще одно преимущество улитки в том, что ее не нужно перерабатывать сразу, а можно ввести в анабиоз при температуре 6 градусов на полгода. А при выходе из этого состояния она оживает, продолжает расти и ее можно перерабатывать. Поэтому часть мы оставили на следующий год.

— В чем отличие российских улиток от французских?

— Корректнее ответить, чем отличается дикая улитка от фермерской. Во-первых, сроки созревания. Фермерская улитка растет 5-6 месяцев, дикая – 2-3 года, и в домашних условиях ее трудно и невыгодно содержать. Во-вторых, фермерская улитка питается комбикормом, дикая – всем, что найдет в среде обитания, а это, в свою очередь, отражается на вкусе мяса, оно со вкусом тины, и у нее почти нет печени. Поэтому многие французы даже не догадываются о существовании печени у улитки. В-третьих, плотность мяса – у фермерских оно нежнее.

— Как вы узнали про печени улитки? И почему выделили этот продукт?

— Знаний о печени улитки недостаточно для ее выпуска. Она находится в самом конце витка улитки, и занимает почти 10% организма. Такого продукта на российском рынке раньше действительно не было. Мы пока единственные на рынке, кто выпускает этот продукт, ввиду его сложности, не только с производством, но и с упаковкой продукта, его продвижением и аудитом.

Торговые сети зачастую не брали печень, потому что не могли провести аудит, то есть оценить ее. Приходилось разрабатывать стандарты. По началу работала с печенью улитки только «Яндекс.Лавка». Их специалист приезжал к нам и давал советы по производству, а мы учились. Уже на третий его визит не было никаких замечаний, а институт питания отметил этот продукт наградой.

Эскарго из улиток – деликатес, который начали производить в России. Фото: Helix Group
Эскарго из улиток – деликатес, который начали производить в России. Фото: Helix Group

Убедить потребителей

— Выйти на российский рынок с непривычным продуктом всегда сложно. Как формировалась линейка продукции?

— Основной наш продукт – эскарго – мясо улитки, подаваемое непосредственно в панцире. Нам повезло с бренд-шефом Артемом Александровым, который любит творить и экспериментировать. Мы попросили адаптировать эскарго под наш менталитет. Спустя месяц он создал 25 вкусов, из которых мы оставили всего 9, самым популярным из которых является классический сливочно-чесночный соус. Вкус создается из бульона и соуса. Позже появилось вареное филе в баночках с приправами, а также печень так же в банке.

— Удалось ли убедить шеф-поваров и начать формировать культуру потребления?

— Это было сложно. Мы проводили дегустации, приходили в рестораны, рассказывали, показывали, объясняли технологию производства от начала до конечного продукта. Многие повара никогда в жизни не пробовали улиток, и даже для них это казалось дико. Постепенно убеждали их попробовать и вводить новые блюда в меню.

— А получилось ли попасть в торговые сети?

– Это тоже было сложно. В сетях, конечно, знали улиток, но здесь была другая проблема – наша высокая стоимость. Виноградные улитки, которые продавались в сетях, были существенно дешевле. Привычная стоимость была порядка 450 руб. за дюжину, наши же стоили 1,2 тыс. руб., разница существенна. И здесь мы также приезжали на встречи, где ритейлеры собирали фокус-группы, предлагали попробовать всю нашу линейку улиток из 9 вкусов эскарго, после которой они принимали решение о закупке пробных партий, руководствуясь собственным вкусовым выбором. Некоторые сделки заключались годами. Дальнейшее развитие видим в создании складов в регионах и найме торговых представителей, которые будут ходить по магазинам и проводить дегустации, как для захода в сеть, так и для ознакомления потребителей.

— Почему местные улитки получаются дороже импортных?

— Наше производство довольно затратное. Начиная с оборудования ферм, полива (а это несколько тонн воды в день), комбикорма, заканчивая производством готовой продукции, варкой, нарезкой, консервированием или заморозкой. На всех этапах используется ручной труд, что также удорожает процессы. Улитка сначала ошпаривается, извлекается мясо, отделяется печень, происходит варка в бульоне в течение нескольких часов, далее готовится продукт. Для эскарго филе улитки обратно помещается в панцирь с фаршировкой из соусов.

Фермерские улитки питаются специальным комбикормом. Фото: Helix Group
Фермерские улитки питаются специальным комбикормом. Фото: Helix Group

— Как можно понизить стоимость продукции?

— Фермерские хозяйства, которые занимаются выращиванием и переработкой улиток фактически безотходные. Спрос есть и на панцири, и на муцин, которые сегодня просто сливается в канализацию. При объемах производства от 100 т себестоимость производства улитки снижается, и в течение 2-3 лет можно добиться того, чтобы стоимость килограмма филе улитки была на рынке ниже стоимости говядины, порядка 250 руб. Для повышения прибыльности фермеры могут продавать панцирь улитки и муцин, которые используются в косметологии и медицине.

Но сегодня улиточные фермы небольшие, максимум, производится 10 т в год, поэтому стоимость продукта пока высокая. Потенциально улитки могут заменить на рынке говядину и мясо птицы, но пока в стране нет культуры ее потребления. Менталитет и культура потребления россиян все еще не допускают улитку на стол.

Бизнес не только для удовольствия

— Удалось ли вам выйти в прибыль?

— Несмотря на полную загрузку мощностей, мы пока находимся в убытке. Необходимо расширяться и увеличивать переработку, объем повысит прибыльность. Разработка энтерального питания экономически будет еще более выгодна. Кроме того, мы надеемся в ближайшее время подготовить и научить рынок, что позволит продавать еще больше деликатесов. В перспективе развить медицинское направление – муцин для кремов и препаратов. Все это в целом сделает бизнес прибыльным, несмотря на нашу главную цель – сделать медицинские препараты из улиток доступными всем.

От икринки до готовой улитки проходит примерно 6 месяцев. За это время она успевает вырасти до значительных размеров. Фото: Helix Group
От икринки до готовой улитки проходит примерно 6 месяцев. За это время она успевает вырасти до значительных размеров. Фото: Helix Group

— Обращают ли на вас внимание представители властей?

— В настоящее время эта сфера производства только начинает регламентироваться. Контролирующие органы пока не имеют критериев для проверки, и мы их разрабатываем совместно и сами пошагово понимаем, как делать все правильно. В то же время, производство улитки не нарушает экологию, не наносит вред животным, частично принося пользу. Помет улитки в Европе используют для удобрения орхидей.

— Какие рынки сбыта, помимо России, вам интересны?

— Наиболее крупные потребители улитки в Казахстане, Китае, ОАЭ, Тунисе, и эти страны могут быть интересны. Но на сегодняшний день мы производим ровно столько, сколько необходимо для российского рынка, и выходить за его пределы нам пока рано.

Подпишись на Telegram РБК Татарстан

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 13:56
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 13:56
Все новости Татарстан
Бойца ММА отправили в СИЗО за отработку ударов на памятнике МЧС Спорт, 14:16
В Анталье произошло землетрясение магнитудой 4,9 Общество, 14:15
В партии Мерца заявили о конце эпохи американской поддержки Европы Политика, 14:13
НКР подтвердило кредитный рейтинг ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» на уровне AAA.ru Кредитные рейтинги, 14:12
Как добавить золото в свой портфель: инструкция для инвесторов #всенабиржу!, 14:10
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00
«Инвестпалата» объявила о сборе заявок на обмен заблокированными активами Инвестиции, 13:53
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Подведены итоги программы Красноярского края «Лидеры здравоохранения» Пресс-релиз, 13:48
Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники РБК и PostgresPro, 13:46
Когда перфекционист вредит компании Образование, 13:40
AFP описало переговоры США с Украиной цитатой «быстрее, быстрее, быстрее» Политика, 13:40
Глава Euroclear исключила наличие свободных денег для ЕС за счет активов Политика, 13:39
К Wildberries отправили претензию за продажу одежды под брендом Aurus Бизнес, 13:38
Шесть критериев качества жизни в новостройке РБК и ПИК, 13:37