Перейти к основному контенту
Стройкомплекс РТ ,  
0 
Эксклюзив

Эра эклектики: как новая застройка изменила исторический центр Казани

РБК Татарстан опросил экспертов в сфере архитектуры и градостроительства, как менялся подход к жилой застройке в центре Казани, начиная с начала 90-х годов, когда после распада СССР была образована республика
Эра эклектики: как новая застройка изменила исторический центр Казани

РБК Татарстан продолжает цикл публикаций о ситуации в строительной отрасли региона на текущий момент и трансформации подхода к застройки города за истекшее 30-летие. 

Казанский стиль 

Заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест Института архитектуры и дизайна Казанского архитектурно-строительного университета, кандидат архитектуры, профессор Александр Дембич охарактеризовал архитектурный стиль жилищной застройки 90-х – начала «нулевых» как эклектику – смешение различных направлений.

«Его трудно назвать стилем с какими-либо характерными особенностями, но он ассимилирует несколько стилей, объединяя их в одном объекте. И конец 90-х – первое десятилетие 2000-х – это было как раз то время, когда эклектика была господствующим архитектурным стилем, и очень часто совмещали модернистские темы современной функциональной архитектуры и исторические детали, которые перекликались с исторической застройкой», — сказал Дембич.

Заслуженный архитектор Российской Федерации, с 1988 по 2003 годы занимавший пост главного архитектора государственного унитарного предприятия «Татинвестгражданпроект» Герман Бакулин назвал казанскую застройку начала 90-х архитектурной многоголосицей.

«Кто-то, стремясь поддержать традиционный стиль в центре города, пытался делать современные здания, пользуясь старинными формами, модернизируя их. Где-то это получалось более удачно, где-то менее, ведь для этого нужно хорошо знать и понимать историческое архитектурное наследие, а мы, современные архитекторы, не всегда тщательно изучаем стилистические особенности казанской архитектуры. Поэтому в Казани появлялись объекты более свободного подхода к историческому наследию, у всех получалось по-разному.

Единой политики к реконструкции исторического центра не было, у каждого на столе возникал свой порядок организации фасадов. Это, конечно, отличалось от тех времен, когда формировалась историческая Казань на основе Строительного Устава до 1917 года, где были четко и однозначно прописаны правила, как должен действовать архитектор на конкретном участке», — рассказал Бакулин.

Эра эклектики: как новая застройка изменила исторический центр Казани

Казань – город с тысячелетней историей, отметил в беседе с РБК Татарстан замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшев, и в разные эпохи его развития формировались свои подходы и стили в архитектурном облике городских объектов. Поэтому говорить о каком-то едином стиле в архитектуре Казани было бы неправильно.

«В Казани в архитектуре зданий и сооружений очень тесно переплелись восточные и западные мотивы. Даже в Кремле находятся и мечеть Кул Шариф, и Благовещенский собор. Благодаря решению президента Республики Татарстан, был восстановлен собор Казанской иконы Божией матери, и скоро мы будем строить Соборную мечеть. Поэтому основное, что сегодня отличает архитектурный облик Казани, если говорить о новых объектах в историческом центре, то это лаконичные, стилистически выверенные архитектурные, фасадные решения, которые гармонично вписываются в среду, и, конечно, качественные современные материалы и технологии», — сказал Кудряшев.

Бакулин отметил, что в Казани историческая архитектура очень своеобразная, и некоторым она может показаться недостаточно богатой, по сравнению, например, с Москвой.

«Исторические объекты очень хорошо сделаны, очень много красивых фасадов – где-то побогаче, где-то победнее. И есть опорные объекты, которые разбросаны по Казани, возможно, не так часто, как в Москве, где есть улицы, сплошь состоящие из красивых зданий. Это, например, дом Кекина, пассажи на Кремлевской, ряд других опорных объектов, формирующих архитектурный образ Казани. Эти здания украшают квартальную застройку, и если к ним приглядеться, то можно увидеть, что красивых объектов в Казани очень много. И если их проанализировать, то они могут стать ориентирами для нового строительства», — сказал Герман Бакулин.

«Дворцовая набережная» и творческий эгоизм

В качестве примера, когда интересная концепция, не подходит к конкретной локации, он привел проект Национальной библиотеки от архитектора Эрика ван Эгераата, который представили на конкурс в 2007 году. Здание со стеклянным фасадом, напоминающее раскрытую книгу, авторы предлагали возвести на холме у площади Тукая, где возвышается памятник М. Вахитову.

Кроме того, по словам Бакулина, прежние архитекторы, которые создавали ту Казань, которую все сейчас знают и ценят, не согласовали бы, например, здания, построенные компанией «Антика» на ул. Федосеевская, Тельмана и Касаткина.

«В связи с новыми возможностями архитектурного творчества, когда новая система работы позволила «расцветать ста цветам», мы можем теперь собирать архитектурные букеты. Однако свобода должна порождать ответственность, которая заключается в том, что нужно изучать место, его возможности, существующие рядом объекты и важнейшие ансамбли. И делать это так, чтобы не испортить существующие ансамбли, в том числе казанский Кремль, а в случае с этими домами получилось, что в пользу авторского эгоизма и амбиций автора получилось, что объекты по высоте закрыли Кремль со многих точек. По своему богатству и количеству украшений (о вкусах, конечно, не спорят), числу деталей и типов оформления фасадов намного превышают возможности этого места, там должны быть более скромные здания, поскольку рядом располагается ансамбль, входящий в перечень объектов наследия ЮНЕСКО.

То же самое на ул. Касаткина, недалеко от новой библиотеки, эти объекты выглядят так, словно их странным образом прислали из Вены или Мюнхена и воткнули там, где их получше видно. Такой творческий эгоизм, как правило, мешает преемственному развитию культуры, исторических поселений. И я и другие архитекторы были против, но они были построены. В этом ряду находятся и другие здания, построенные без учета исторического контекста», — сказал Бакулин.

Он добавил, если уделить внимание фасадам, благоустройству территории, то локация начинает привлекать людей, так и произошло с Дворцом земледелия и набережной Казанки, но в случае с фасадом нужно было проявить сдержанность – сейчас здание украшено гораздо обильнее, чем находящийся в непосредственной близости Кремль.

Замминистра строительства РТ Владимир Кудряшев отметил, что в каждое время существуют свои предпочтения и требования к объектам архитектуры и той среде, которая их окружает.

«Я бы не стал давать оценку качеству архитектуры названных выше объектов и относить их к термину «визитная карточка города», но, так или иначе, они узнаваемы, в своем роде уникальны, они заняли свое место в плотной ткани застройки исторического центра. Сегодня тренды и направления в архитектуре жилых домов и комплексов иные, но время не стоит на месте и что будет востребовано и актуально с точки зрения архитектуры через 5-10 лет предсказать достаточно сложно», — сказал он.

Правила для всех

По словам Бакулина, когда в центральной части города начали появляться здания, не вписывающиеся в исторический контекст, вредящие облику города в пользу творческого эгоизма авторов, по поручению руководства региона была разработана концепция устойчивого развития исторического поселения Казани. В ней были прописаны ограничения – по размеру, высоте, типу архитектуры и так далее – для каждого конкретного участка территории.

«Мы рады, что был утвержден наш проект, несмотря на то что он усложняет согласование. Сейчас для согласования будущего строительства нужно пройти 3 ступени: градостроительный совет, межведомственную комиссию в стенах нашей мэрии, а третий этап – комиссия у раиса Татарстана, которая утверждает каждый даже маленький проект в исторической части Казани.

Это большое продвижение вперед в части сохранения Казани, позволяющее не наделать ошибок, которые негативно скажутся на виде города и настроении людей, которые объективно оценивают нашу работу и легко определяют, как позитивные, грамотно спроектированные пространства, как и зоны с не очень хорошей архитектурой. Ответственность высока и проделана большая работа, чтобы появились необходимые ограничения», — рассказал архитектор.

Бакулин добавил, что градсовет сейчас рассматривает и те проекты, которые планируется реализовать за пределами исторического поселения на важных градостроительных узлах. Это, по его словам, дает возможность применять «хорошие решения».

Дембич рассказал, что согласование проектов для будущего строительства всегда было трудоемким процессом. А, например, в 1996 году, когда стартовали работы по трансформации ул. Баумана в пешеходную, каждый объект лично контролировал мэр города Камиль Исхаков.

«Я помню, что мы «посадили» на ул. Баумана маленькую стройку в функционалистском стиле. Мэр долгое время сомневался, а потом сказал: «Пусть будет одна такая». То есть он был сторонником эклектичной архитектуры, не признавал современной. Например, при нем было реконструировано здание Большого концертного зала на площади Свободы в эклектичном псевдоклассическом направлении. Мэр контролировал каждую стройку, особенно, в центре Казани, и под него подстраивались», — сказал эксперт.

Сейчас, отметил Дембич, состав крупных игроков рынка застройщиков полностью обновился, по сравнению, например, с теми, кто строил жилье 15 лет назад. «Строительный рынок изменился. Это связано с изменениями в экономике страны. В 90-е годы и в начале 2000-х были одни игроки, выведшие из советских директоров. Потом появились другие, те, кто вышел из бизнеса», — сказал он.

А 5-6 лет назад на рынке столицы Татарстана появились федеральные (московские) игроки, которые привнесли свою лепту в формировании стиля современной жилищной застройки. Экспансия связана с дефицитом земель для освоения в домашних регионах. В 90-е – «нулевые» годы, по словам Дембича, застройщики работали в пределах своих субъектов. Влияние московских девелоперов на облик города архитектор оценил положительно.

«В Москве требования к архитектуре были более высокие, чем раньше в Казани, девелоперы привыкли к тем требованиям, и приходят в столицу Татарстана со своим наработанным капиталом, как проектировать, какой внешний вид должен быть у здания, какие должны быть квартиры и так далее», — сказал Дембич.

«Казань – очень необычный город, который сильно отличается от других поволжских городов по своей планировочной структуре. У нас очень большой объем зеленых насаждений, природа прямо втекает в город – это реки, озера, акватория Волги, которая подступила к городу в середине 50-х годов, и из города на Казанке Казань стала городом на Волге, и появилась необходимость оформлять и эту линию, формировать набережную вместо промпредприятий, которые раньше размещались вдоль Волги. Проблемы «Большой Казани», конечно же есть, и их нужно решать с новым взглядом», — резюмировал Бакулин.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Татарстан
В Курской области объявили ракетную опасностьПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
В Верховной раде предупредили о риске военных остаться без зарплатПолитика, 00:41
В Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ОнлайнСпорт, 00:33
Огонь Олимпийских игр зажгли на церемонии открытия в ПарижеСпорт, 00:31
ПВО сбили за три часа 21 дрон над Брянской областьюПолитика, 00:18