Айрат Зарипов: "Останутся те, кто докажет рекламную эффективность"
В 2015 году в Татарстане прекратили свою деятельность 140 СМИ, что в два раза больше, чем в 2014 году, сообщил на коллегии республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям его руководитель Айрат Зарипов. Так, например, остановили выпуск региональная полоса газеты «Ведомости. Среднее Поволжье», «Челнинская газета», журналы «Деловой квартал – Казань», еженедельник «Полезная газета», бизнес-приложение к газете «Вечерние Челны» («Oлигарх»), бумажная версия «Из рук в руки. Челны» и портал «Inkazan».
Причиной сокращения СМИ в Татарстане, по словам Зарипова, стали «новые экономические реалии»: уменьшение рекламных бюджетов и подорожание полиграфических услуг. За 2015 год стоимость бумаги повысилась примерно на 10%.
На 18% сократилось количество рекламы на ТВ и на 20% - в печати. Зато рост рекламного рынка отмечен в интернете (на 13,5%) и на радио (на 1,5%). Цены на рекламно-информационные услуги в СМИ республики, по словам Зарипова, в 2015 году не поднялись. «Чтобы остаться на плаву ряд изданий уменьшает полосы. В непростых экономических условиях на рынке останутся те, кто докажет рекламную эффективность», - заметил руководитель агентства. Отметим, что за первые шесть месяцев 2015 года объём рекламного бюджета Казани составил 844 млн руб, что меньше на 24% аналогичного периода прошлого года. По словам Зарипова, в 2016 году рынок рекламы увеличит спад, что ужесточит конкуренцию.
На рынке печатных СМИ республики идет сокращение читательской аудитории, снижение покупательской способности и спроса. Хотя анализ прошедшей подписной компании на федеральные и региональные издания показал рост на 1,5% по сравнению с 2014 годом. Этому, по словам А. Зарипова, способствовала поддержка «Почты России». Региональные издания тиражом от 5 тыс. экземпляров получили скидку на почтовые расходы в размере 17%, районные издания – 25%. Несмотря на то, что увеличение числа подписчиков на республиканскую прессу составил 4%, у ряда газет наблюдается существенное снижение подписных тиражей: газета «Ватаным Татарстан» (-13,9%), газета «Республика Татарстан» (-9,9%), газета «Шэхри Казан» (-34%) и «Звезда Поволжья» (-10,8%). В наиболее выгодном положении, по словам Зарипова, находятся корпоративные издания. Всего в регионе функционируют более 40 подобных СМИ.
«Итоги этой подписной компании – результат удорожания полиграфии, бумаги. В этих условиях наша с вами задача - сохранить подписку печатных изданий», - подчеркнул А. Зарипов.
На снижение объемов тиражей периодики повлияло и сокращение численности киосков в РТ, которые, по словам Зарипова, были основным каналом продажи газет и журналов. Сегодня в розницу печатные издания в Татарстане сегодня продают в 154 киосках (не считая супермаркеты). В то время как в 2014 году было 182 киоска. Согласно данным ассоциации распространителей периодической продукции, в республике в 2015 году на 7559 жителей приходится один киоск, в 2014 году клиентами одного киоска были 5453 человек.
В печатных изданиях, на телевидении и радио наблюдается процесс слияния с интернетом. Городские телеканалы ведут онлайн-трансляцию, традиционные СМИ создают электронные версии, а радио начинает активнее появляться в мобильных приложениях.
Татарстанская аудитория в интернете в 2015 году, по данным TNS, составила более 3,5 млн человек, из них каждый день в сеть заходили 53%. Лидерами по посещаемости среди татарстанцев стали совокупные сайты ОАО «Татмедиа» (более 100 тыс. человек в сутки). Самые популярные электронные новостные ресурсы в Татарстане сегодня — «Татар-Информ», «Бизнес Онлайн», «Снтат», «Казанферст», «Коммерсант» и «Вечерняя Казань».