Малый и средний бизнес РТ не стал открывать производства в исправительных учреждениях
По данным УФСИН по РТ, в 2015 году на территории исправительных учреждений открылось только одно предприятие. В исправительной колонии №10, расположенной в городе Менделеевск, запустили производство полимерно-песчаной продукции. В настоящее время для предпринимателей остаются свободными более 6 тыс.квадратных метров площадей. В основном, в учреждениях Закамья, в том числе в той же колонии в Менделеевске, но есть места под производства и в Казани – в ИК-19.
Как сообщила РБК-Татарстан глава пресс-службы УФСИН по РТ Инга Мазуренко, после того, как зимой 2015 года служба исполнения наказаний и Центр поддержки малого и среднего бизнеса РТ объявили о старте кампании по привлечению бизнеса в места не столь отдаленные, интерес вроде бы возник. Бизнесмены прорабатывали вопрос об открытии на территории исправительных учреждений РТ предприятий по производству теплиц, сувенирной продукции, пластиковой арматуры для строительства, вентиляционных систем. Были проведены рабочие встречи, предприниматели выезжали в колонии.
«Несмотря на то, что некоторые предприниматели проявили большую заинтересованность, дальнейшего развития ситуации не произошло», - заметила представитель ведомства. В результате план по заполнению всех пустующих в татарстанских ИК площадей выполнить не удалось. Конкретных сроков его реализации представители УФСИН и Центра поддержки предпринимательства зимой 2015 года не озвучивали, ограничившись оптимистичными прогнозами, что это произойдет быстро. Так, первый конкурс для участников программ поддержки был намечен на конец марта месяца.
Получить комментарий от Центра поддержки предпринимательства РТ на момент написания материала не удалось.Напомним, что в феврале 2015 года на пресс-конференции глава Центра поддержки предпринимательства Дилюс Шавалиев рассказал журналистам, что для поддержки бизнесменов, открывающих производства на режимных объектах республики, предусмотрены специальные меры поддержки. Например, увеличили суммы грантов по программе «Лизинг-грант». Начинающий предприниматель может получить до 2 млн рублей, действующий – до 5 млн рублей. Гранты для обычных участников программы меньше: до 1 млн рублей получают новички, и 3 млн рублей – работающие более года.
Кроме того, предприятия могут претендовать на субсидирование до 50% затрат на покупку оборудования в сумме до 5 млн рублей. Еще одна программа, под которую приглашали предпринимателей на "зоны", было субсидирование около 2/3 процентной ставки по банковскому кредиту. Дилюс Шавалиев тогда сообщил РБК-Татарстан, что информацию о новых мерах поддержки уже разослали по базе данных Центра, которая включает в себя порядка 600 организаций, десять из них уже откликнулись. С инициативой развивать малый и средний бизнес на площадях исправитьельных учреждений выступило руководство УФСИН по РТ. Соответствующее поручение поступило от правительства республики. Премьер-министр РТ Ильдар Халиков в течение последних двух лет критиковал работу по расширению производств в учреждениях УФСИН.
Сейчас УФСИН по РТ самостоятельно занимается поиском партнеров. Например, на данный момент прорабатывается вопрос об открытии на территории Казанской воспитательной колонии и исправительной колонии №3 предприятий по производству стройматериалов.
И.Мазуренко сообщила, что за пять месяцев 2015 года предприятия, расположенные в колониях РТ, произвели товаров и услуг на 220,7 миллионов рублей. Это, по данным пресс-службы УФСИН, на 19,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За 5 месяцев 2014 года объем произведенной продукции составил 184,8 млн руб. Предприятия работают в 10 из 16 исправительных учреждений РТ, число занятых заключенных превышает 4,5 тыс.человек. За аренду площадей бизнесменам платить не нужно, только за коммунальные услуги, зарплаты заключенным и другие текущие расходы.
Президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин в беседе с РБК-Татарстан выразил мнение, что предпринимателей может отвращать от перспективы открыть производства на площадях исправительных учреждений целый ряд факторов. В первую очередь, он назвал психологический барьер – люди, предположил он, просто не хотят работать «на зоне». Кроме того, о проекте по привлечению малого и среднего бизнеса на площади татарстанских ИК было катастрофически мало информации, и бизнесмены попросту не знают о таких возможностях.
«Не исключено, что предприниматели не хотят открывать производства, опасаясь, что столкнуться с дефицитом квалифицированных кадров», - привел Х.Халиуллин еще одну причину. В заключении он заявил, что многие бизнесмены привыкли работать на площадках, находящихся у них в собственности, а в исправительных учреждениях это невозможно.
Татьяна Ренкова