В сельские школы под угрозой суда: РТ объявляет целевой набор в педвузы
Заместитель министра образования и науки РТ Тимирхан Алишев рассказал, что в рамках стартующего с 2016 года проекта по целевой подготовке педагогических кадров в вузы ежегодно будут набирать по 200 студентов. Образовательными площадками станут Казанский университет, его филиал в Елабуге – бывший Елабужский педагогический университет, а также Набережночелнинский педуниверситет. Студенты, поступив по результатам ЕГЭ, будут обязаны вернуться в родные села и деревни на работу. В течение 4 лет обучения исполкомы будут выплачивать им стипендии по 15 тыс.рублей ежемесячно, а минобрнауки обеспечит бесплатными местами в общежитиях, чтобы молодые люди не тратились на аренду жилья.
«Это очень хорошие условия», - отметил Т.Алишев. Деньги на стипендии в муниципалитеты поступили из республиканской казны. В общей сложности, бюджет РТ выделил в этом году на реализацию проекта по целевому набору будущих педагогов около 12 млн рублей. В следующем году эта сумма будет больше, так как в 2016-м проект захватывает только четыре учебных месяца – с сентября по декабрь».
Проект, пояснил Т.Алишев, направлен на решение нескольких задач . Во-первых, омоложение кадров в школах, во-вторых, обеспечение ими сельских учебных заведений, в-третьих, подготовку учителей дефицитных специальностей. Замминистра рассказал, что в 2016 году число учителей до 35 лет планируется довести до 25,5% от общего количества. Такую задачу ставят перед минобром федеральные и республиканские власти. Сейчас этот показатель равен 25,08%. Всего татарстанских детей обучают порядка 36 тысяч специалистов. Из них 14% – пенсионеры, более 56% педагогов работают в школах более 20 лет.
«Это говорит о том, что у нас хорошие и опытные учителя. С другой стороны, иногда бывает сложно внедрить в образовательную практику новые, современные, кардинально отличные от традиционных образовательные технологии», - заявил Т.Алишев.
Ежегодно, сообщил он, школам республики не хватает порядка 800-900 учителей. Вузы РТ выпускают достаточное количество специалистов, однако далеко не все из них спешат возвращаться в родные села или переезжать туда из городов. Кроме того, структура выпуска не всегда соответствует потребностям рынка труда. Например, говорит Т.Алишев, преподавателей математики из года в год в республике выпускается меньше, чем необходимо для школ. Помимо математики, в числе дефицитных областей для школ РТ педагогических специализаций, представитель минобра перечислил физику, биологию, информатику и педагогику в начальных классах. По ним и отбирают сейчас целевиков.
Всего в проект вошли 43 татарстанских муниципалитета, в том числе Казань, Набережные Челны, Альметьевск и другие. От каждого района предполагается по 5-8 участников. Среди учеников 11-х классов провели конкурсные отборы, по результатам которых на 200 мест оказалось свыше 400 претендентов. На республиканском уровне со школьниками провели собеседования с психологами, чтобы определить их степень соответствия «образу идеального педагога».
«По итогам интервью мы определили «зеленую», «желтую» и «красную» зоны. «Зеленая» - это категория ребят, абсолютно рекомендованных в случае успешной сдачи ЕГЭ к зачислению на целевые места. «Желтая» - это категория рекомендованных в случае высоких баллов ЕГЭ. «Красная» зона – это абсолютно не рекомендованные люди. Их набралось порядка 50 человек», - рассказал Тимирхан Алишев . Единый госэкзамен потенциальные целевики будут сдавать в обычно режиме и поступят в вузы на основе результатов. Списки в университеты направит минобр.
Студенты-целевики, подчеркнул Алишев, подпишут договор с исполнительным комитетом своего муниципального района, согласно которому власти берут на себя обязательства о выплате стипендии, а будущий педагог – вернуться на родину и отработать в конкретной школе 5 лет. Там же студент будет проходить практику во время учебы в вузе.
Тимирхан Алишев сообщил, что в настоящее время в РТ разрабатывают постановление кабинета министров, которое среди прочего предусматривает санкции для нарушителей договоров. Так, если целевик решит не возвращаться в школу, то он обязан будет вернуть потраченную на его обучение сумму – порядка 720 тысяч рублей. В существовавших ранее проектах по целевому набору кадров, отметил представитель минобра, четких санкций для нарушителей предусмотрено не было.
«Здесь есть хорошая судебная перспектива, потому что мы не один год судимся, например, с грантополучателями по программе «Алгарыш» и возвращаем хорошие суммы. Никаких проблем нет, суды охотно идут нам навстречу. Думаю, и здесь проблем не будет», - сказал Т.Алишев. Заместитель министра образования РТ подчеркнул, что «при удачном стечении обстоятельств» целевые наборы будущих педагогов будут проводить в республике ежегодно.
Глава комитета Госсовета РТ по образованию, культуре и нацвопросам Разиль Валеев в беседе с РБК-Татарстан назвал проект по целевому набору педагогов хорошим способом решения проблемы с молодыми кадрами в школах, особенно сельских. Он рассказал, что татарстанский парламент уже лет 6 назад озаботился проблемой и даже выступил с соответствующей законодательной инициативой в Госдуму РФ. Тогда, вспоминает Валеев, федеральные депутаты татарстанские идеи не поддержали, но сейчас сами озабочены ситуацией с обеспечением педагогами школ, особенно в деревнях и селах.
«Это безвыходное положение! Но министерство образования Татарстана самостоятельно решает этот вопрос. Это неплохая идея», - считает Р.Валеев.
Перспектива возврата потраченной на обучение суммы, добавил он, должна послужить для будущих учителей серьезным аргументом, чтобы соблюдать условия договора. Среди привлекательных сторон проекта по целевому набору Разиль Валеев перечислил уверенность в завтрашнем дне – гарантированное трудоустройство молодых специалистов и, вероятно, обеспечение жильем на селе.
Напомним, что проблему с педагогическими кадрами в феврале 2015 года подняли на заседании совета безопасности при президенте РТ. Тогда глава Татарстана Рустам Минниханов заявил, что школам пора оправдывать миллиардные вложения, улучшив качество преподавания. По мнению представителей власти, из-за плохой работы учителей республика получает профнепригодных выпускников.
В августе прошлого года на расширенном заседании министерства образования Татарстана стало известно, что в республике изменили систему переподготовки учителей, сделав ее более персонифицированной. На эти цели в прошлом году выделили 110 млн рублей, из которых 41 млн финансировал бюджет республики.