Удаленный шопинг: власти РТ в 2021-м хотят нарастить долю онлайн-торговли
Все в онлайн
Как рассказал журналистам бизнес-омбудсмен, помощник президента РТ Фарид Абдулганиев, к концу 2020 на долю e-commers приходится 3% в обороте розничной торговли региона, который в прошлом году составил порядка 1 трлн рублей. Российский показатель равен 33% от оборота розницы, составившего в 2019 году 33 трлн руб.
«Разрыв очень велик, несмотря на цифровую грамотность населения, покрытие интернетом, обеспеченность скоростным интернетом 77% домохозяйств республики», – сказал Абдулганиев.
На электронных торговых площадках товары реализуют 3,5 тыс. татарстанских компаний. Бизнес-омбудсмен назвал данное количество «ничтожно малым, по сравнению с тем, что может принять рынок». В частности, у компании Wildberries, по его словам, насчитывается, в общей сложности, 85 тыс. поставщиков, из них татарстанские – 517. Общее количество субъектов МСП в регионе превышает 152 тысячи, еще 102 тыс. предпринимателей работают в РТ в статусе самозанятых.
«Возможно, проблема в том, с чем пришлось столкнуться предпринимателям при попытках попасть в обычные торговые сети, когда возникали скандалы, вплоть до коррупционных рисков. Президент РТ поручил рассмотреть проблемы и, возможно, упростить алгоритм попадания компаний на электронные торговые площадки. Мы ведем эту работу: расшифровали, как можно попасть на Ozon, Wildberries, это не так просто. Нужны время и инвестиции», – сказал Абдулганиев.
Абдулганиев рассказал, что по итогам 9 месяцев 2020 года выручка татарстанских компаний от онлайн-торговли достигла 3,5 млрд руб. В частности, на Wildberries 517 компаний из Татарстана реализовали продукции на 828 млн рублей, что в 2,5 раза превышает результаты всего 2019 года (385 млн рублей).
На Ozon торгуют порядка 400 татарстанских компаний, что в 14 раз больше, чем годом ранее. Их совокупный оборот по итогам 9 месяцев года составил 650 млн рублей, что в 24 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. На Яндекс.Маркете сейчас продают свои товары порядка 500 поставщиков из Татарстана. С января по сентябрь 2020 года было продано товаров на 580 млн рублей, что на 27% больше, чем за весь 2019 год.
По данным компании KazanExpress, выручка продавцов на маркетплейсе в октябре в 10 раз превысила показатели января или февраля. На площадке продают товары 3,1 тыс. поставщиков, в том числе 1,9 тыс. – из РТ. Выручка региональных предпринимателей по итогам 9 месяцев 2020 года составила 1,4 млрд рублей.
Фарид Абдулганиев добавил, что по планам налоговые отчисления Wildberries в бюджеты всех уровней составят в текущем году 1,5 млрд руб., Ozon – 304 млн, Яндекс.Маркет – 116 млн руб.
Рост спроса и предложения
РБК Татарстан направил запросы в Wildberries, Ozon и Ассоциацию интернет-торговли. В пресс-службе Wildberries РБК Татарстан сообщили, что в настоящий момент на их площадке продают товары 720 поставщиков из республики, что в три раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
«Спрос на продукцию из Татарстана на нашей онлайн-площадке стабильно растет. Продажи предпринимателей из республики в январе-ноябре в штуках выросли на 564% год к году, а в денежном исчислении — на 377% до 1,9 млрд руб. Наибольшей популярностью у покупателей Wildberries пользовались бьюти-товары, одежда, хозтовары, продукты питания и аксессуары из Татарстана, а наиболее динамичными темпами продажи росли в категориях продуктов питания (рост в штуках в 68 раз), одежды для малышей (в 26 раз), бьюти-товаров (в 25 раз), рукоделия (в 24 раза), а также штор и аксессуаров (в 21 раз)», – рассказали в компании.
В пресс-службе Ozon РБК Татарстан сообщили, что на площадке товары реализуют свыше 1 тыс. предпринимателей из РТ. С начала года их количество увеличилось в 3,4 раза. Большинство из них поставляют электронику, продукты питания, товары для матерей и детей и дома.
По итогам 11 месяцев 2020 года, продажи Wildberries в штуках выросли в Татарстане на 259% к аналогичному периоду прошлого года, в денежном выражении — на 169% до 4,2 млрд рублей.
С начала года на Wildberries зарегистрировались 16,5 млн новых пользователей, общая аудитория клиентов составила порядка 38,5 млн человек. По итогам 2020 года, россияне стали чаще приобретать онлайн товары первой необходимости. В январе-ноябре продажи продуктов питания в штуках выросли в Татарстане в 12 раз, по сравнению с прошлым годом, товаров для здоровья — в 23 раза, детского питания — в 13 раз, продукции для новорожденных и хозяйственных товаров — в 4 раза.
Из-за снижения социальной активности на фоне режима самоизоляции в течение года рос спрос на товары для досуга дома. Продажи товаров для «домашних хобби» (шитья и вязания, сборные модели и так далее) за 11 месяцев 2020 выросли в Татарстане в 6 раз, книг и спортивного инвентаря для домашних тренировок — в 4 раза, игровых приставок для видеоигр — в 6 раз.
«Еще одна интересная тенденция связана, на наш взгляд, с переходом многих россиян на удаленный режим работы: в республике в 2020 году в четыре раза выросли продажи ноутбуков, вебкамер для видеоконференций с коллегами — в 11 раз. Мы также отметили рост спроса на продукты быстрого приготовления, которые, как мы полагаем, приобретают для того, чтобы быстро перекусить во время удаленной работы. Продажи лапши быстрого приготовления в штуках с январе-ноябре 2020 года выросли в 26 раз год к тому же периоду прошлого года, супов — в 10 раз. Наибольшей популярностью пользовались продукты, не требующие дополнительной обработки. Спрос на консервы за 11 месяцев вырос в 16 раз, на чипсы — в 21 раз, на злаковые батончики — в 6 раз», – рассказали в пресс-службе Wildberries.
В пресс-службе Ozon сообщили, что по итогам 9 месяцев года количество заказов за 9 месяцев 2020 года увеличилось почти в 3 раза относительно показателя 2019 года. Средний чек с февраля вырос на 13%. Оборот от продаж на Ozon в Татарстане в январе-сентябре вырос на 229% к аналогичному периоду прошлого года.
В Ozon рассказали, что наибольшей популярностью у пользователей из Татарстана пользуются товары повседневного спроса, продукты питания и одежда. В топе — растительное кокосовое молоко, пижамы и футболки, таблетки для посудомоечных машин.
Учиться и еще раз учиться
Бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев сообщил, что руководитель региона также дал задание создать сеть школ по обучению предпринимателей работе с онлайн-ритейлом. Проект необходимо реализовать в течение года, чтобы за этот срок уже начались продажи товаров в сети. Помимо этого, 3 декабря президент РТ Рустам Минниханов создал рабочую группу по продвижению татарстанских товаров на электронные торговые площадки. Ей надлежит разработать стратегию для «стремительного» роста поставщиков из РТ в онлайн-ритейле.
Абдулганиев напомнил, что в августе в Зеленодольском районе открылся распределительный центр Wildberries, площадью 50 тыс. кв. метров, с введением второй очереди объекта она увеличится вдвое. В текущем году логоцентр в 38 тыс. кв. метров планирует запустить Ozon. Общий объем инвестиций в строительство региональных распределительных центров составил 12,5 млрд руб. , было создано 6,8 тысяч рабочих мест.
Помимо этого, в текущем году планируется начать строительство фулфилмент-центра Kazan Express на территории Свияжского логистического мультимодального терминала. Площадь первой очереди составит 120 тысяч кв. метров на 6 этажах, до 2024 года она увеличится до 1,1 млн кв. метров. Инвестиции в первую очередь составят 1 млрд руб., в последующие – 12 млрд. Будет создано 5 тыс. рабочих мест.
В магазин к дисплеям
В пресс-службе компании Wildberries отметили, что на фоне пандемии в РФ изменилось восприятие онлайн-торговли, как со стороны бизнеса, так и покупателей. Если раньше интернет-магазины могли восприниматься, как сервис доставки товаров, то сейчас e-commerce постепенно становится одним из ключевых каналов и для поставщиков, и для потребителей. Однако рост спроса привел к повышению операционных расходов из-за резко возросшей нагрузки на логистическую систему.
«Мы полагаем, что события последних месяцев позволили убедиться, что будущее ритейла состоит в цифровизации бизнес-процессов и необходимости развивать онлайн-канал продаж еще более интенсивно, чем ранее. В ближайшее время проникновение онлайн-торговли в повседневную жизнь покупателей и бизнеса по всему миру продолжится, и наиболее конкурентноспособными окажутся те игроки, которые будут активно развивать онлайн-продажи и инвестировать в автоматизацию бизнес-процессов, чтобы сокращать сроки доставки товаров, развивать географию присутствия и улучшать сервис для покупателей», – отметили в пресс-службе ритейлера.
В компании уверены, что тенденция совершать покупки в онлайн-магазинах сохранится в будущем, будет расти популярность онлайн-покупок среди жителей небольших населенных пунктов страны с численностью от 500 жителей, где розничная торговля недостаточно развита.
«Вместе с этим, мы считаем, что покупки в офлайн-магазинах будут по-прежнему пользоваться большой популярностью, так как являются для многих доброй семейной традицией или хобби, позволяющим снять стресс и усталость, а также получить удовольствие от общения и сервиса продавцов-консультантов», – отметили в компании.