В РТ создали электронный каталог для поддержки местного производителя
1 ноября заработал электронный каталог продукции, произведенной в Татарстане, который власти поручили разработать в ответ на ограничение поставок товаров в Россию странами США и ЕС. «12 сентября прошел экономический совет, где было принято решение создать этот ресурс, чтобы обеспечить импортозамещение и популярность продукции местного производства», - рассказал журналистам начальник управления инновационной и инвестиционной деятельности минэкономики РТ Борис Михайлов. На специальном сайте любой производитель Татарстана, имеющий электронную цифровую подпись, сможет разместить свою продукцию с указанием качественных характеристик, упаковки, объемов, которые имеются в наличии, и цены.
Министерство экономики РТ поручило создать ИТ-оболочку сайта "Агентству по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ", рассказал его гендиректор Яков Геллер. Сейчас на сайте зарегистрировано, по его данным, 25 производителей, среди которых «Просто молоко», «Челны хлеб», ЗАО «Техстрой», производитель труб «Техторг», производители красок «Лакко» и «Экокраски», «Алексеевская керамика», несколько индивидуальных предпринимателей. «Все производители республики должны здесь быть. Они заинтересованы в этом», - сказал Геллер.
По его словам, опыт проведения Универсиады выявил, что в Татарстане производится минимум 25 тыс. наименований продукции - строительной, легкой промышленности. В эту цифру не вошли объемы сельхозпродукции и нефтехимии, уточнил Геллер. Министерства будут агитировать профильный производства регистрироваться в новом реестре. «Минпромторг вместе с «Татнефтехиминвест-холдингом» получил задание от премьер-министра, что сбыт большой химии должен быть на этом сайте», - привел в пример руководитель агентства.
Как пояснил глава агентства, отраслевые министерства смогут по каталогу следить за состоянием рынков. «Закон таков, что мы не можем сказать нашим покупателям «покупай только татарстанское». Но мы говорим, что раз такая продукция есть на рынке, ее производят татарстанские производители, значит, она заведомо должна быть дешевле, потому что ее надо из других регионов еще привезти, а тут она у нас на месте», - рассуждает он. На основе этих данных будет проводиться анализ, почему не покупают татарстанскую продукцию.
«Если оно дороже, надо помочь хозяину предприятия провести аудит по стоимости. Может, одну секретаршу сократить, пересесть с мерседеса на Тойоту. Если хуже качество, то нужно провести технический аудит. Потому что зачем производить краску, если она хуже ярославской? Вот мы краску ввозим из Ярославля, а профнастил из Перми. Зачем выпускать профнастил здесь, в Альметьевске, если его закупают в Перми? А если такой продукции нет в республике, то надо разобраться, почему нет и может быть целесообразно производить здесь», - говорит Яков Геллер.
Напомним, что о недостаточном внимании закупщиков к местным производителям руководство республики заговорило еще в конце 2013 года. Тогда президент РТ Рустам Минниханов призвал государственные учреждения покупать для своих нужд только татарстанскую продукцию. Ситуация обострилась после введения санкций запада в отношении России. На заседании экономического совета в сентябре 2014 года министр экономики Мидхат Шагиахметов заявил, что в 2013 году всего 45% товаров татарстанские закупщики приобрели в республике. Тогда же министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин заявил, что готов запретить строительным компаниям на госзакупках приобретать товар, сделанный за пределами Татарстана, если аналогичный товар могут предложить местные поставщики. Для этого он предложил ввести в госконтрактах особые условия по использованию местных материалов.
Директор импортозамещающего ООО «Катион» (производит в "Химграде" краски, технологическую химию, пасты для обработки нержавеющих сталей) Алексей Тимохин считает, что каталог может быть полезен в условиях санкций, когда закупщики сильнее нуждаются в местной продукции. «Главное, чтобы он не был просто списком, а был рабочим документом, про который знают потенциальные покупатели», - говорит он. Присутствие имени предприятия на сайте, расположенном на правительственных ресурсах (с минсвязи прорабатывается возможность разместить реестр в домене tatar – РБК-Татарстан) может придать ему дополнительные преимущества в глазах закупщиков, предположил А. Тимохин. Он также добавил, что сайт должен содержать не только информацию о том, какие товары в Татарстане есть, но и каких не хватает, чтобы бизнес мог видеть свободные ниши на рынке.
Дина Валиуллина